В рейтинге семейного благосостояния российских регионов последнее место заняла Псковская область, где после минимальных трат у полной семьи с двумя детьми в распоряжении остается 570 рублей. В 2015 году Псковская область также была на последнем месте — правда, тогда у семей с двумя детьми "на руках" оставалось 8073 рубля. В среднем же по России, если верить данному рейтингу, у семьи с двумя детьми после вычета минимальных трат остаётся 28,1 тыс. рублей, что на 13% ниже показателя годичной давности. И только в 15 регионах из 85 данный показатель превышает среднюю отметку. По данным Росстата, падение уровня жизни в РФ в последние месяцы также продолжается. Реальные располагаемые доходы россиян в годовом выражении в апреле 2016 года упали на 7,1%, в первом квартале — на 3,9%.
К сожалению, на деле всё ещё хуже, и намного. Граждан России выручают подсобные хозяйства и несанкционированные, нелегальные виды деятельности. При этом многие наши сограждане — безработные не потому, что "просто" не имеют работы. Они уже физически не могут работать. По моим оценкам, численность таких людей-люмпенов в современной России превышает 40 миллионов человек. То есть наша проблема — это не 20 миллионов бедных, а 60 миллионов бедных и люмпенов, которые нуждаются в социальной помощи, которых государство забросило. Это не только бомжи, которых у нас около миллиона человек, и не только сироты, которых примерно столько же. Это и люди с высшим образованием, которые не имеют достойной работы, а потому не хотят работать, не работают. Их статистика не учитывает. Так же, как не учитывает статистика реальных безработных. Она учитывает только формальные 5-6 миллионов. А реальный уровень безработицы у нас больше 12 миллионов. И это всё не принимается во внимание, создаётся видимость благополучия. На всю Россию продуктивно работает примерно 15 миллионов человек, не больше.
При этом значительная часть людей, особенно "офисный планктон" — не зарабатывают. Они отрабатывают в месяц на 3-5 тысяч рублей, но получают по 15-20 тысяч. Разница — это соцпособие. И таких у нас — весь охранный персонал, значительная часть не только офисных работников, но и тех, кто работает на производстве. Эти люди отбирают, а не зарабатывают. И у нас таких, повторяю, 40 миллионов. А где первопричина? Убили заводы и фабрики. Производить надо не то, что "конкурентоспособно", а то, что первично и абсолютно необходимо для общества. Надо было сохранить заводы и производить ту продукцию, которую можем, а не витать в облаках и рассуждать о каких-то супермировых стандартах и конкуренции, если мы не в состоянии элементарный гвоздь или элементарные трусы произвести. Надо восстанавливать те виды производства и заставлять всех работать на том уровне, на котором они могут работать.
Надо бы ввести какую-то моральную, а потом — и законодательную норму, чтобы профессор, цвет нации, не получал 17 или 20 тысяч рублей, в то время, как шпана типа Лазарева и прочих крикунов получала по 5 миллионов, а Сечин — по 50 миллионов в месяц. Не надо придумывать 101-й километр, всякие ГУЛаги — надо просто ввести норму: если ты живёшь в бедной стране, то не можешь получать за 8 часов 200 тысяч долларов, когда другой не может за это же время получить и 20 долларов.
Мировая норма разницы в оплате труда и по регионам, и между видами категорий работников — 4 раза, и даже менее того. Считается неприличным начальнику получать в 10, а тем более — в 100 раз больше, чем подчинённому. А что в России? Пишут, что у нас разница по децильному коэффициенту (между 10% самых бедных и 10% самых богатых) — 15 раз. Но на самом деле это не 15, а 45 раз и больше. А если брать экстремумы меньших цензовых групп, то будет и 100, и 1000, и 10000 раз! Уберите это безобразие, доведите его хотя бы до уровня 1:10 повсеместно — тогда получится какой-то социальный плацдарм, на котором можно что-то выстраивать и двигаться дальше. Если этого не будет, Россия сама, безо всяких западных санкций, закончит свою жизнь очень плохо.
Нам говорят, что 80-90% россиян поддерживают власть — а значит, ими "одобряется" нынешняя почти повсеместная нищета, бешеная социальная дифференциация. Но то, что люди не выходят на улицу, — только хуже. Это значит, что они пребывают в состоянии итальянской забастовки: не хотят поддерживать власть и выражают своё отношение отказом на неё работать. А если люди не будут работать и не будут хотеть работать, заплатить им будет не с чего, они ничего не произвели и не заработали. Каким бы социальным государство себя ни называло, оно не сможет платить и окажется банкротом.
О чём сказал самый главный человек России на недавнем Экономическом совете? "Нам нужен прорыв". Вот именно. Но прорыв-то должен быть именно здесь — поднимите людей до достойного уровня, а не опускайте их ниже плинтуса! Вот где первопричина всех проблем. Эта беда хуже того, что натворила война, потому что та душу у людей не сломала. После войны все хотели работать, жили бедно, но весело — знали, для чего и зачем живут! А теперь? Люди не хотят работать на Шувалова, на Вексельберга, даже если и могут. А наша верхушка не может управлять страной, она понятия не имеет, как это делается Вообще. Да, болтология у нас первоклассная. Но ничего другого больше нет. И любыми красивыми словами, всякими рейтингами-врейтингами здесь положения не исправишь...