Сообщество «Символ веры» 00:07 29 августа 2024

Врата адовы

на Украине запрещена УПЦ

События религиозной жизни на Украине нельзя оценивать с позиции "свой — чужой". Нынешние стенания, что на Украине запрещают каноническое православие, зиждятся на эмоциях, а не на разуме.

Борьба с православием на Украине идёт давно. Примеры тому — и натиск католиков, и активность униатов, и деятельность раскольников, и безволие православных иерархов.

В истории земель, занимаемых ныне Украиной, это происходит не впервые. Предыдущие церковные нестроения были успешно урегулированы советской властью. Иосиф Сталин лично занимался этим вопросом. В итоге сотрудничавшие с нацистами "автокефалисты" и "автономисты" бежали с отступающими гитлеровскими войсками. А две с половиной тысячи приходов Греко-католической церкви, после покаяния, были в марте 1946 года приняты в Русскую православную церковь Московского патриархата (РПЦ МП).

Церковный мир держался более 40 лет. Но в конце 80-х годов ХХ века с подачи органов власти и при молчании священноначалия РПЦ были воссозданы и Украинская греко-католическая церковь, и Украинская автокефальная православная церковь, и Украинская автономная православная церковь.

После Харьковского собора 1992 года, носившего в большей степени политический характер, и смещения с Киевской кафедры митрополита Филарета (Денисенко) началось формирование структур Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).

Филарет стал епископом ещё при Хрущёве — в 1962 году. С 1966 года он был экзархом Украины. Его возвышение связывали с председателем КГБ Семичастным — они были земляками. Обладая большими связями и авторитетом, он сумел создать самочинную церковь, насчитывающую более шести тысяч приходов.

Все эти раскольники и самосвяты придерживались крайних националистических позиций. В таких условиях Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) приходилось соответствовать общей "моде" и быть ещё большими националистами, чтобы выдержать конкуренцию. Это давалось им без какого-либо труда: у тогдашнего украинского первоиерарха митрополита Владимира (Сабодана) родной брат в годы войны был бойцом Украинской повстанческой армии (запрещённая в РФ экстремистская организация. — Ред.), а дядя — активистом Организации украинских националистов.

УПЦ МП имела независимость от Москвы и полную самостоятельность в управлении. С матерью-церковью (РПЦ МП) её связывало только возношение при богослужении имени московского патриарха, участие украинских архиереев в Синоде РПЦ МП, утверждение церковного устава в патриархии и получение от патриархии священного мира. Ибо мироварение является исключительной прерогативой автокефальной церкви.

За 30 лет украинской государственности УПЦ МП стала мощной структурой, имеющей больше всего приходов и имущества. Она пользовалась поддержкой украинских властей вплоть до переворота 2014 года.

После обострения российско-украинских отношений в адрес УПЦ МП посыпались обвинения, что она является "иностранным агентом" и работает "в интересах Москвы". В этих условиях украинские политики актуализировали тему, что обществу и государству нужна духовная опора — "незалежная" православная церковь. Что "православное разнообразие" и церковная конкуренция тормозят процесс формирования единой украинской нации.

На Украине чётко выделялись три группы населения: русские, живущие на Украине, — прихожане УПЦ МП, хохлы-малороссы — зачастую приверженцы раскольников, галичане-западенцы — прихожане униатской церкви. В итоге президент Порошенко и Константинопольский патриарх Варфоломей реализовали проект по созданию автокефальной поместной церкви на территории Украины. На объединительном соборе 2018 года было объявлено о создании Православной церкви Украины (ПЦУ) из числа раскольничьих и самосвятских организаций.

Статус автокефальной церкви ПЦУ получила от Константинопольского патриархата. Это вызвало конфликт между Константинопольским и Московским патриархатами. Московский патриархат, а вместе с ним и УПЦ МП в его составе, разорвали евхаристическое общение с патриархом Варфоломеем, не признавая его действий.

Если бы автокефалия Украинской церкви была дарована Московской патриархией, то конфликта удалось бы избежать. Единственной канонической церковью на Украине была бы церковь-сестра Московского патриархата. Но этого не случилось. На Украине появились две конкурирующие канонические православные церковные структуры.

Начавшаяся в феврале 2022 года Специальная военная операция ещё больше обострила проблему. Архиереи и духовенство не только являются гражданами Украины, многие из них придерживаются националистических позиций. Поэтому УПЦ МП усилила молитвы в поддержку украинских властей, за победу украинского воинства, стала лидером среди религиозных организаций по сбору помощи для ВСУ. Лояльные к России священнослужители не смогли стать "мучениками" и "узниками совести" не только из-за страха за свою жизнь, но и из-за лояльности к властям, которую сама церковь и проповедует.

В мае 2022 года УПЦ МП фактически ушла в раскол: первоиерарх Онуфрий (Березовский) вышел из состава Синода РПЦ МП, прекратил поминовение патриарха Кирилла (Гундяева) как предстоятеля, стал самостоятельно проводить мироварение. УПЦ без МП выразила "несогласие с позицией патриарха Кирилла относительно войны в Украине". Учитывая сложность нынешней ситуации, Московская патриархия постаралась не заметить этих действий и никак не отреагировала на сложившийся кризис и очевидный раскол.

Теперь же, в соответствии с украинским законом от 20 августа 2024 года "О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций", функционирование религиозных организаций, связанных с Русской православной церковью, запрещено. Структуры УПЦ без МП в течение девяти месяцев должны будут разорвать все возможные связи с Россией и открыто объявить о своём разрыве, в том числе и всем Поместным церквям.

Таким образом, раскольничий статус УПЦ без МП будет явным. Единственной канонической церковью, в восприятии мирового православия, на Украине будет ПЦУ. Вероятно, вокруг неё и начнётся объединение бывших приходов УПЦ. Если, конечно, активность не проявит "кощей бессмертный" украинской церковной политики — митрополит и "патриарх всея Украины-Руси" Филарет (Денисенко). В свои 95 лет он достаточно крепок и может предложить свою УПЦ КП как базу для объединения. Появление единой православной церкви на Украине со спорной каноничностью и благодатностью — всего лишь вопрос времени.

Но православные верующие не должны унывать — Бог поругаем не бывает. В 20–30-е годы ХХ века основной православной организацией в СССР была обновленческая церковь. А каноническая церковь Московского патриархата насчитывала всего лишь несколько архиереев и сотню приходов. Но случилось чудо Божие — Иосиф Сталин распорядился "свернуть" структуры обновленцев-живоцерковников и оказал мощную поддержку патриархии в воссоздании церковной полноты. В это время Москва стала фактическим центром мирового православия, самой мощной и влиятельной силой в православном мире. Ведь, собственно говоря, политика сталинского церковного ренессанса позитивно повлияла и на семью патриарха Кирилла (Гундяева): в 1947 году его отец стал священником, а в 1953 году диаконом стал его дед.

Уверен, чудо Божие свершится по молитвам верующих и теперь.

P.S. Чем темнее ночь, тем ближе рассвет. Чем жёстче преследования, тем ближе конец гонителям. С апреля 2024 года томится в застенках СБУ митрополит Святогорский Арсений (Яковенко). Зеленский называет священников "московскими чертями". Всё это признаки агонии. За ней последует крах, а следом — духовное возрождение. Ибо "врата адовы" не могут разрушить Церковь Христову.

1.0x