26 июля, в день праздника наших военных моряков, в старейшей базе Балтийского флота, на борту новейшего фрегата В.В.Путин подписал новую Морскую доктрину. В документ, принятый еще в 2001 году и действующий в редакции 2010 года, были внесены изменения, которые в корне меняют статус и перспективы развития Военно-морского флота России.
Не секрет, что после правления Ельцина и его министров от отечественного ВМФ мало что осталось. Финансирование для нормальной эксплуатации кораблей и судов практически не выделялось, боевая подготовка была свернута по той же причине, офицеры увольнялись в массовом порядке. Флот стал на прикол у причалов и перестал существовать как серьезная боевая сила. Судостроение просто развалилось: новые корабли не строились, а старые не ремонтировались.
Новая Морская доктрина, которая была принята с приходом к власти Путина, вдохнула жизнь и надежду в сердца наших моряков и корабелов. С неимоверными усилиями началось восстановление судостроительных заводов и мест базирования кораблей, была принята кораблестроительная программа до 2020, а затем — и до 2030 года, которая исполняется несмотря на огромные сложности из-за потери смежников и квалифицированных кадров.
Основной целью кораблестроительной программы ставилось восстановление контроля Военно-морскими силами системы охраны побережья и ближней морской зоны, поэтому строятся корабли небольшого тоннажа и невысоких мореходных качеств (корветы, фрегаты). Эти корабли обладают отменными боевыми качествами и вооружением, но они не способны решать боевые задачи в Мировом океане, исключение составляют подводные лодки. Строятся и входят в состав ВМФ новейшие подводные крейсера типа "Борей", вооруженные баллистическими ракетами "Булава" не имеющими аналогов в мире, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки (проекты 636 и 877) способные реально бороться с авианосными ударными соединениями США и НАТО.
В настоящее время международная обстановка резко изменилась. Поняв, что Россия не собирается становиться вассалом американо-европейского капитала, США открыто провозгласили Россию врагом. В этой ситуации борьба с американской военщиной и НАТО перемещается на просторы Мирового океана.
Именно в такой ситуации и была принята новая Морская доктрина России, где абсолютно четко обозначены шесть региональных направлений деятельности флота: атлантическое, арктическое, тихоокеанское, Каспий, индоокеанское и антарктическое, то есть провозглашено, что наш флот должен стать океанским. По сути, возрождается доктрина бывшего главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова — контроль Мирового океана.
Силами одного только подводного флота задачу контроля по всем региональным направлениям выполнить невозможно, необходим мощный надводный флот. По действующей кораблестроительной программе в ближайшее время начнется строительство первого эсминца океанской зоны типа "Лидер" (проект 21956). Эти корабли водоизмещением 10-13 тыс. тонн с мощным вооружением в будущем должны стать важным компонентом военно-морской мощи России.
Наши кораблестроители сейчас ведут разработку таких кораблей, которые смогут выполнять боевые задачи в любом районе океана. Идет проектирование новых больших десантных кораблей (БДК), которые смогут нести на борту более 10 вертолетов и перевозить 450 пехотинцев с полным вооружением и техникой и по дальности плавания будут практически неограниченны, они заменят стоящие на вооружении десантные корабли, которые в ближайшее время должны закончить свою службу. Рассматривается возможность строительства авианесущих кораблей.
Еще один вопрос, который надо будет решить для нашего флота, — это создание баз снабжения и ремонта на территориях иностранных государств — таких, как Куба, Никарагуа, Египет, Сирия, Вьетнам и другие. Без таких баз невозможно постоянное присутствие наших кораблей в различных районах океана, а без постоянного присутствия не будет и надлежащего контроля.
В настоящей политической ситуации, когда НАТО строит базы вблизи наших границ, особое значение имеет Средиземное море. Сейчас в акватории этого моря постоянно находятся до 10 наших кораблей, это очень мало и выглядит чисто символически. 5-я оперативная Средиземноморская эскадра кораблей Советского Союза в 80-е годы прошлого века имела в своем составе 70-80 кораблей и подводных лодок различных классов и 6-й флот США был под постоянным контролем. Ныне этот контроль утрачен, а его восстановление жизненно необходимо как гарантия предотвращения не только региональных конфликтов — например, на Ближнем Востоке, — но и большой войны.