Очередное расширение НАТО вызвало массу вопросов с самого начала. Вопрос «зачем» при этом, что характерно, почти не задавался. Факт того, что Швеции и Финляндии просто нужно попасть в Альянс, прижился на полосах европейских газет как родной, при этом приводились согласия с фактом этого вступления различных социал-демократических партий (других в парламентах Скандинавии просто нет). То, почему выращенные за океаном элиты так упорно и быстро тащат Хельсинки и Стокгольм в НАТО, устраивая натуральную давку в очереди на "Титаник", ещё только предстоит понять. Едва ли дело в чисто символическом наступлении на восток, как в ответе Вашингтона на последние действия России – знание истории структур НАТО позволяет предположить, что чисто символически они ничего не делают и что за любым расширением тут же идёт стремительный рост военной угрозы. С другой стороны, оптимизм внушают как спокойная реакция Москвы, так и тот факт, что обе страны, подавшие заявку на вступление в Альянс, уже давно фактически вступили в организацию: они принимают участие в операциях НАТО, закупают и размещают оружие по стандартам организации, в целом оставив свой хвалёный нейтралитет где-то в глубинах истории. Во всей этой наспех поставленной пьесе о североевропейских агнцах, желающих защититься от кровожадного волка с Востока, интересен другой момент: Турция открыто выразила свой протест, впервые за долгое время превратив НАТО из слаженного хора согласных союзников в склочный балаган, мелочный торг и настоящий турецкий базар.
Президент Эрдоган спустя годы войдёт в учебники истории как прекрасный тактик. Выжимать из Турции, страдающей от огромного груза экономических и социальных проблем, мощь на сравнительно эффективную работу на целом ряде направлений, умело совмещать ряд взаимоисключающих глобальных проектов, искусно лавировать между противоположными интересами враждебных друг другу и самому Эрдогану политических сил – именно с этими умениями войдёт в историю Турецкой республики её 68-летний руководитель.
Амбиции Турции на внешнем фронте включают постоянное недовольство сложившимся порядком вещей. Анкара, хлебнувшая горя по итогам Первой мировой и оставленная на периферии Ялтинско-Потсдамской и Беловежской систем мировой политики, постоянно требовала пересмотра правил пресловутого «миропорядка, основанного на правилах». Помимо разной степени резкости заявлений турецких топ-чиновников эти требования выражались также и в показательном пренебрежении нормами поведения в американоцентричном мире. Закупки у России систем С-400, идущие вразрез с заявлениями США военные операции в Закавказье, Северной Африке, Сирии и Ираке, активная разработка и продажа собственного оружия, тёплые отношения с британской разведкой и рядом восточноевропейских стран – всё это на протяжении прошлого десятилетия вовсю кричало о намерениях Анкары стать альтернативным центром авторитета в рамках НАТО.
В мае 2022-го Эрдоган решил, что дозрел до способности открыто идти наперекор намерениям Вашингтона. Поводом стала горячая поддержка финнами и в особенности шведами тех самых курдов, против которых эрдогановская Турция так активно воюет на севере Сирии и на западе Ирака. Рабочая партия Курдистана (РПК) признана террористической организацией не только в Турции, но и во многих странах Запада и даже в Евросоюзе. Признание террористами в ЕС не мешает, однако, активистам и лидерам партии жить, вести бурную деятельность и открытую агитацию в странах Европы. Более прочих им мила Швеция, где к организациям, признанным террористическими, относятся особенно тепло – вспомните фотографии шведских пригородов, где на окнах домов открыто висят флаги ИГИЛ, Ан-Нусры и прочих организаций, признанных террористическими и запрещённых в России. Деятельность РПК стала поводом (но не причиной) для Турции громко и во всеуслышанье бросить вызов консенсусу внутри НАТО — посметь озвучить какие-то собственные требования. Турки заявили, что принятие в военный альянс стран, поддерживающих террористов, будет подрывать безопасность, так что от террористов надо избавиться. Стала появляться информация о многочисленных «хотелках» Турции.
В списке требований Анкары не только полузабытые активисты курдского ополчения — цели Турции намного амбициознее, чем может показаться. Материал Bloomberg, опубликованный на следующий день после турецкого демарша, не даёт полного понимания того, чего хочет Турция, а больше является подборкой всех слухов на эту тему. Bloomberg написал о желании участвовать в программе испытаний и поставок истребителей F-35, о требовании снятия санкций за покупку С-400, о намерении просить депортации из европейских стран не только членов Рабочей партии Курдистана, но и гюленистов — другой священной коровы Запада… Но едва ли всё так просто. Подобные требования, если бы они всерьёз имелись у Турции, можно было бы озвучить в кулуарах, можно было бы всё свести к теневым переговорам, можно было бы договориться тихо и без лишней суеты, можно было бы не выносить сор из избы.
Эрдоган поступил иначе. Он загнал НАТО в репутационный тупик — сейчас любой путь из этого тупика ведёт к потере лица. Игнорировать Турцию нельзя: в рот Эрдогану смотрят многие страны Восточной Европы. Члены НАТО Хорватия и Венгрия уже выступили с поддержкой требований турецкого президента. Возможно, помимо желания солидаризироваться с Анкарой, в этой поддержке просматривается понимание того, что именно в этом регионе на любой произвол со стороны Альянса последует резкая реакция с Востока. Разумеется, соглашаться с требованиями Эрдогана тоже нельзя — европейская пресса, очень трепетно относящаяся к своим ручным террористам (в каждой крупной стране ЕС пригреты десятки подобных РПК организаций), нарисует из передачи Турции членов РПК, какой бы символической и скромной она ни была, предательство глобального масштаба. Из этого репутационного клинча, сознательно вызванного Турцией, нет выхода. Но не этого ли и добивается Эрдоган?
Нет лучшей иллюстрации к беспомощности устоявшейся системы международных отношений, чем последние полгода. Попытки Кремля призвать НАТО к диалогу, ответ в виде волны насмешек и медиакампании о неизбежной атаке на Украину, совмещённой с открытой накачкой ВСУ наступательным вооружением и разработкой планов атаки, наконец, нерешительная силовая реакция жиденькой однополярности на начало СВО – всё это убедило «третьи страны», к числу которых, несмотря на членство в НАТО, относится и Турция, в неспособности Вашингтона удерживать штурвал.
В течение трёх дней после того, как турки официально высказали свою позицию, со стороны Скандинавии шли противоречивые заявления, концентрировавшиеся на частностях, но игнорировавшие суть. Одни говорили, что не отдадут ни курдов, ни гюленистов, другие – обещали вместе «работать над безопасностью» (читай: выдворить предмет раздора). Никто не проявил к Эрдогану уважения, никто не увидел за демаршем большее, чем спешную попытку ничтожного вассала насолить сюзерену. Даже Байден, когда 21 мая его спросили о турецких претензиях, отмахнулся и сказал, что можно без проблем договориться. Именно поэтому Турция не изменит свой подход – будучи крепко встроенной в перекошенный миропорядок, она будет поднимать гам и закатывать скандал при любом удобном поводе, лишь бы склонить эту перекошенность в свою сторону.