В Таганроге на месте бывшего автозавода ТагАЗ ввели в строй современное предприятие по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники. И это только начало масштабного проекта, ведь «Ростсельмаш» готовит к открытию новые объекты. О том, как возрождается российское машиностроение, и что ждать ещё, а также о новой истории спасения расскажем, как обычно, после краткой сводки позитивных новостей.
Время новостей
Первая в этом году партия боевых машин пехоты БМП-3 поступила в войска.
В Амурской области на Байкало-амурской железнодорожной магистрали расширен один из самых грузонапряженных участков Улак – Верхнезейск.
В Московском авиационном институте состоялось открытие второго корпуса суперкомпьютера.
В Москве открыто производство высокоскоростных лифтов, а также один из крупнейших в России центров обработки данных.
В ОЭЗ «Алабуга» запустили сборку коммерческих электромобилей.
В Челябинске – производство промышленных роботов.
В Тамбовской области – производство труб.
В Хабаровском крае – производство стройматериалов.
В Перми – первое в России производство футбольных бутс.
Во Владимирской области – производство электротехнической продукции.
В Курганской области – производство полимерных труб.
Новая жизнь
О намерении «Ростсельмаша» вернуть к жизни легендарный таганрогский завод мы рассказывали два года назад. Хотя событие немного задержалось, компания сдержала своё слово, и недавно был дан официальный старт работе нового производства, об истории которого необходимо сказать пару слов.
Таганрогский автозавод был основан в 1998 году и стал одним из первых в России частных автозаводов. В нулевых с его конвейера сходило более ста тысяч машин в год – в основном марки Hyundai. Но были у ТагАЗа и свои уникальные разработки. Например, такие как седан Vega, коммерческий малотоннажник Tagaz Master и даже спортседан Aquila.
К сожалению, кризис 2008 года нанёс заводу серьёзный удар. В 2013 году производство остановилось, работники были уволены, а имущество пустили с молотка. В итоге от ТагАЗа не осталось практически ничего, кроме руин и, стоит признать, что решение «Ростсельмаша» поднять из разрухи именно эту площадку стало весьма смелым. Но и оно не случайно, ведь раньше на месте ТагАЗа с двадцатых готов прошлого века функционировал Таганрогский комбайновый завод. Он выпускал, в том числе, и самый массовый в СССР самоходный комбайн СК-5 «Нива». Конечно, от предприятия давно ничего не осталось, но «Ростсельмаш» площадка привлекла близостью к потребителям и собственным заводам комплектующих. Что же будут здесь выпускать?
Три этапа
Вообще, новый завод в тестовом режиме начал работу ещё прошлой осенью и в сентябре выпустил первую партию сельхозмашин – 24 роторные навесные косилки серии STRIGE, которые были поставлены в Казахстан. В ноябре 2023 произведена первая партия из 24 штук тандемных борон DX-970 для заказчика из Красноярска. В текущем году будет освоен полный цикл производства до 40 видов продукции: прицепные и навесные косилки, пресс-подборщики, дорожные косилки, весь спектр почвообрабатывающей техники и другие механизмы, необходимые в борьбе за урожай.
Но, как мы и сказали, это только первый этап масштабного проекта. На втором планируется создание литейного производства, а на третьем — организация специального испытательного полигона, который станет единственным в своём роде, как в России, так и во всей Европе. В настоящее время идёт заливка бетонного дорожного полотна будущих треков. Они представляют собой внешнюю дорогу длиной 800 метров и горку со спусками, имеющими различный уклон. Для ресурсных испытаний будут выстроены 3 кольцевых трека с несколькими вариантами сменных препятствий. Уникальность проекта в том, что тут будут испытывать сразу и комбайны, и тракторы, и погрузчики, и другую дорожно-строительную технику. В общем, можно только поздравить Таганрог с появлением нового мощного предприятия. «Ростсельмаш» же готовит нам и другие сюрпризы.
Ещё два завода
В среду в Ростове-на-Дону компания запустила завод по производству механических трансмиссий, мостов и редукторов для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники. Площадь производства – 70 тыс. кв. метров, установлено более 100 единиц технологического, контрольно-измерительного и лабораторного оборудования, ожидается поставка ещё 20 единиц и закупка дополнительно более 120 единиц оборудования. Уровень автоматизации производственных процессов будет составлять 75%. Мощности первого этапа позволяют изготавливать компоненты в количестве, достаточном для выпуска 3,7 тыс. тракторов всех серий, в будущем этот показатель будет доведён до 10 тыс. единиц. На заводе создаётся 1,5 тыс. новых рабочих мест, объём инвестиций превышает 10 млрд рублей.
Но и это ещё не всё.
В данный момент компания завершает подготовку к официальному открытию нового тракторного завода. Он уже построен и эксплуатируется в тестовом режиме. После выхода на полную мощность здесь появится 1800 новых рабочих мест и будет выпускать до 5000 единиц техники в год. И это не только тракторы, но и строительные машины – экскаваторы, гусеничные, фронтальные и телескопические погрузчики. Предприятие построено в Ростове-на-Дону в непосредственной близости от основной площадки компании.
Кстати, недавно стало известно, что «Ростсельмаш» продал свой канадский завод и полностью вышел из состава владельцев. Все полученные от сделки средства будут направлены на развитие собственного производства и технологической независимости, а также разработку и выпуск новых продуктов. Пожалуй, именно так и выглядит настоящее импортозамещение.
И тут уже дежурно нужно добавить, что «жестокие» западные санкции не смогли уничтожить российского гиганта. В 2023 году «Ростсельмаш» увеличил объём производства более чем на 40%, до 7,5 тыс. единиц сельскохозяйственной техники, отгрузка готовой продукции также выросла на 40%. Конечно, пришлось уйти с западных рынков, где мы уверенно завоёвывали свою нишу, но выяснилось, что расти можно и на рынках других, дружественных стран. Экспорт туда в 2023 году вырос почти в 1,3 раза.
Желаем «Ростсельмашу» новых успехов!
Далее расскажем о герое.
Время Человека
В Амурской области командир отделения пожарной части Дмитрий Султанов возвращался вечером домой со смены. По пути он увидел сильный дым на улице в нескольких кварталах от своего дома. Подъехав ближе, обнаружил, что горит частный дом, сразу вызвал пожарную охрану, а сам бросился внутрь. В ближайшей комнате он нашёл маленькую собачку и её крепко спящего хозяина. Дмитрий разбудил мужчину и вывел вместе с питомцем на улицу, а потом вернулся назад, так как узнал, что в доме есть ещё один человек.
Внутри уже всё было дыму, с горящей крыши капал расплавленный пластик, а в одной из комнат начал обваливаться потолок. Дмитрий нашёл спящую женщину в спальне и вывел на улицу.
В этот момент подъехали пожарные, командир помог им начать тушение, что позволило уберечь от огня соседний дом и постройки. В результате происшествия никто не пострадал.
Через несколько недель спасённые супруги пришли в пожарную часть Дмитрия и принесли ему трогательные подарки, ещё раз поблагодарив за смелость. А сослуживцы напечатали красочный плакат в память о подвиге. Благодарим Дмитрия Сергеевича за спасение и желаем успехов!