Авторский блог Сергей Ключников 13:35 1 мая 2023

Восходящие смыслы бытия

о журнале «Наука и религия», культе знания и национальной идее

«ЗАВТРА». Уважаемый Сергей Юрьевич! Одной из самых дискуссионных в нашем настоящем и наиболее важных для нашего будущего проблем представляется проблема противостояния коллективного Запада, он же «альянс демократий», с остальным, не-западным человечеством. Наша страна, Россия сегодня оказалась фронтовым, передним краем этого противостояния, в котором она позиционирует себя как защитницу традиционных ценностей всего человечества от гибридной агрессии западной цивилизации. Пятьсот с лишним лет Запад считался, говоря современным языком, глобальным лидером, самой развитой и прогрессивной частью цивилизации нашей планеты, за которой обязаны следовать все остальные. На её стороне было неоспоримое превосходство: как в сфере материального производства, так и в сфере производства духовного, идеального. Сейчас, однако, это превосходство тает — быстрее, чем полярные ледники. И сам собой возникает вопрос: а что идёт на смену этой западной гегемонии? Что может быть ей противопоставлено, какая система ценностей и технологий? Собственно, журнал, который вы возглавляете и который ориентирован на самые традиционные ценности: научные и религиозные, — возможно, даже неожиданно для вас самих — оказывается на самом острие данного конфликта.

Сергей КЛЮЧНИКОВ. Журналу «Наука и Религия» в нынешнем сентябре исполнится 63 года. Надеюсь, это «дитя хрущёвской оттепели» продолжит свой жизненный путь, хотя не всем отечественным журналам, в том числе очень качественным и интересным, подобное удалось. И на пенсию по возрасту не выйдет.

Журнал наш задумывался изначально как орган научного атеизма, но реально таковым никогда не был, осуществляя жизненно важную для всего общества коммуникацию между знанием и верой. В советский период на его страницах публиковались многие авторы, для которых линия такой коммуникации представляла интерес, — в том числе те, кто впоследствии проявили себя как сторонники либерализма: прозаики Владимир Тендряков и Фазиль Искандер, критик Лев Аннинский, философ Сергей Аверинцев, филолог Михаил Гаспаров, переводчица Корана Валерия Порохова, писатель Лариса Васильева. То есть был представлен очень широкий спектр мнений. Журнал был скорее инструментом тонкой пропаганды религии, и многие священнослужители признавались в том, что их интерес к религии был изначально вызван чтением журнала «Наука и Религия». Более того, они крестились благодаря импульсу, полученному в результате чтения журнала.

Меня пригласила на работу в этот журнал замечательный человек, Ольга Тимофеевна Брушлинская, к прискорбию, ушедшая из жизни в 2022 году. Она больше полувека отдала этому журналу, сначала как корреспондент, затем как заведующая отделом ислама, ответственный секретарь и, наконец, главный редактор. Я ей очень признателен, поскольку эта работа даёт возможность не только понимать самые глубокие и тонкие процессы, идущие в нашем обществе, но и в определённой мере воздействовать, влиять на них. Я согласился, потому что любил этот журнал многие годы. В журнале сложилась прекрасная команда: высокие профессионалы, патриоты России. С удовольствием представлю читателям «Завтра» своих замечательных коллег. Это и наш ответственный секретарь Валерия Алексеевна Дараган, великолепный журналист, искусно соединяющая разрозненные материалы в единый смысловой узор каждого номера (на ней лежит большая нагрузка, и она с ней мастерски справляется), и Эдуард Вачаганович Геворкян, один из ведущих писателей-фантастов страны, блестящий знаток самых разных научных тенденций, человек, я бы сказал, с изощрённым пером интеллектуала, и наши обозреватели – яркий мыслитель Роман Владимирович Багдасаров, прекрасный коммуникатор, умеющая задавать интересные вопросы учёным журналистка Наталья Леонидовна Лескова, и мой заместитель по порталу, талантливый поэт, литературный критик, страстный философ Сергей Сергеевич Арутюнов, написавший множество интересных статей для нашего журнала. Илья Башарин, прекрасный веб-дизайнер, делающий привлекательным обложечное "лицо" журнала. Это наш директор Владимир Прач, чья искренняя деловая поддержка всегда давала журналу ощущение уверенности, жизнь и крышу над головой. Есть и другие люди, без скромного самоотверженного труда которых журнал просто не мог бы существовать. Мы привлекаем к работе самых разных высокопрофессиональных авторов – религиоведов, историков, культурологов, философов, учёных-естественников. За последние полтора года у нас вышли интервью с такими известными в стране и мире людьми, как политологи Сергей Михеев и Яков Кедми, сенатор Александр Карелин, депутаты Госдумы Олег Смолин и Николай Бурляев (он ещё и знаменитый режиссёр и актёр), председатель издательского совета Московского патриархата митрополит Климент, директор ИСАА китаевед Алексей Маслов.

Когда в ноябре 2021 года мне доверили честь стать главным редактором этого издания, мы обсудили с редакцией и нашими ведущими авторами, некую генеральную линию, общую идеологию дальнейшей работы и решили продолжить начатые направления. Было признано, что наука в настоящее время продолжает бурно развиваться, в то время как религия, особенно её традиционные формы, всё более оттесняется, с одной стороны, на периферию, а с другой – внутрь человеческих сообществ, что нередко приводит ко всё более своеобразным, в том числе конфликтным, формам их взаимодействия между собой.

«ЗАВТРА». За последние годы и даже десятилетия всё более распространённой и даже преобладающей становится точка зрения, согласно которой наука является одной из форм религии, в которой место Бога занимают законы природы, познаваемые человеком. И это проблема не столько для традиционных религий, сколько для человечества в целом.

Сергей КЛЮЧНИКОВ. Поэтому мы как раз пытаемся сблизить науку и религию и, возможно, в порядке поисков национальной идеи предложить формулу о том, что рациональное знание (наука) + вера (религия) = национальная идея России. То есть задача, по большому счёту, заключается в том, чтобы соединить эти составляющие: одухотворить научные открытия, подвести рациональную базу под религиозные откровения и результаты такого синтеза использовать в качестве нашей национальной идеи.

Современные СМИ, использующие «электронную магию», если можно так выразиться, вводят человека в состояние искусственного, управляемого сна, особого рода гипноз, в котором он становится особенно внушаем и зависим от них. И как раз религия и поэзия являются способами выхода из этого сна, способами пробуждения.

Поэтому в журнале мы стараемся рассказывать о традиционных религиях России: о православии, об исламе, о буддизме – предоставлять трибуну представителям этих течений, в том числе их священнослужителям. Мы также говорим о мировых тенденциях развития религий и науки в современном мире. В том числе и католичества, и разных протестантских церквей, которые также достаточно широко представлены в нашем обществе, хотя и не являются традиционными для него.

«ЗАВТРА». А как складываются ваши отношения с четвёртой традиционной религией России?

Сергей КЛЮЧНИКОВ. К сожалению, в последние годы новых материалов по иудаизму мало — я бы даже сказал, недостаточно. Но мы всегда открыты к сотрудничеству и были бы рады видеть у себя качественные работы экспертов по традиционному иудаизму, поскольку иначе мир захлестнут отрицающая религии наука и выдающие себя за «новые религии» секты. В странах Европы, например, уже массово закрываются храмы, они перепрофилируются под какие-то социальные и даже коммерческие проекты.

Это, конечно, процессы, которым необходимо противостоять, но я думаю, что будет ещё более сильный натиск в тех странах, где идёт разрушение религиозных и других социальных традиций.

«ЗАВТРА». Например, так, как это последние годы происходит на Украине?

Сергей КЛЮЧНИКОВ. Да, Украина в этом отношении — очень яркий и показательный пример. Кстати, можно согласиться с Сергеем Ервандовичем Кургиняном, неоднократно говорившим, что когда большие сообщества людей по каким-то причинам теряют, утрачивают знание истины или отказываются от него, это знание может какое-то, даже очень длительное время сохраняться в меньших группах, в «малом стаде».

Кроме того, мы пытаемся каждый год уделять особое внимание самым значимым направлениям в современной науке. Так, в прошлом году это были биотехнологии, в этом сосредоточимся на новейших тенденциях развития науки в целом и попытках учёных ответить на вызовы современного мира, а также на этических проблемах науки: ведь если по каким-то финансовым или политическим соображениям позволить учёным делать что угодно, последствия могут оказаться и непредсказуемыми, и неисправимыми.

Вообще, происходящее сейчас поражает. Например, в тех же Соединённых Штатах и вообще в западном мире, где сейчас отрицается великая протестантская этика, которая помогла создать западную цивилизацию, цивилизацию мобилизационную, тружеников, строителей и воинов, — может быть, не настолько полифоничную, как наша православная русская цивилизация, но достигшую бесспорных высот и мирового доминирования. Самые разные люди, в том числе Иосиф Сталин, говорили о том, что нужно совместить русский размах с американской деловитостью, — правда, предупреждая, что при определённых условиях эта деловитость может выродиться в узкое делячество.

Так вот, вместо этого сейчас там формируется совершенно иной тип общества — размягчённых ленивых людей, весь этот «офисный планктон», которому нужна не свобода (и даже не деньги как один из инструментов и элементов реализации этой свободы), а некий кокон комфортного для них существования.

«ЗАВТРА». Который они не могут самостоятельно ни поддерживать в рабочем состоянии, ни, тем более, в случае необходимости, защитить?

Сергей КЛЮЧНИКОВ. Не говоря уже о том, что те проблемы, которые сейчас стоят перед человечеством, это «планктонное» сообщество не только не решит — оно даже отказывается от попыток такого решения. В итоге «протестантская этика» выветривается и замещается непонятно чем. Что там в итоге хотят сделать, как таким сообществом будут управлять и с какой целью? Единственно, речь может идти об управляемом регрессе и деградации человечества. Такого никогда и нигде не было!

«ЗАВТРА». Мне кажется, частично уже было, опробовалось — с начала 1960-х годов, когда научно-технологическое развитие оказалось искусственно приостановлено, с обозначением «пределов роста» в целом, а также отдельных выбранных «точек роста», биотехнологий и информационных технологий в том числе. То есть это очень комплексный процесс, в котором задействованы самые разные силы.

Сергей КЛЮЧНИКОВ. Выскажу предположение, что это процесс управляемый, в ходе которого не просто всё само собой катится вниз — хотя, чтобы выжить, нужно кое-что иногда толкать вверх. А когда толкают сверху вниз, то противостоять этому вообще крайне сложно. Но цивилизационный регресс, который хотят и пытаются запустить те силы, о которых мы говорим, им всё-таки оказывается не по силам — во всяком случае, мне это так представляется.

Я изучал различные теории управляемого хаоса, и в их параметры происходящие ныне события никак не укладываются. Поэтому, как говорил Иван Ильин, не торопились бы они расчленять Россию, делить её на какие-то более удобные для себя части… Здесь их расчёты могут и не оправдаться.

Ведь если взять человеческий мозг, состоящий почти из 100 миллиардов нейронов с более чем квадриллионом синапсов, все компьютеры современного мира могут описать одно мгновенное состояние нашего мозга только за три года непрерывной работы. Здесь пока пропасть между нашим сознанием и искусственным интеллектом, которую в обозримой перспективе преодолеть вряд ли получится. Не говоря уже о том, чтобы сочинять музыку на уровне Моцарта и Чайковского или писать стихи на уровне Шекспира и Пушкина. Этого нет и вряд ли будет. Подгонять человека под параметры и стандарты искусственного интеллекта — всё равно что взять в руки скрипку Страдивари и забивать ею гвозди. Впрочем, на Западе как раз чем-то подобным сейчас занимаются и даже учат этому умению других.

По идее, сейчас нужно, наоборот, создавать культ знания, культ творчества. (Кстати, акция недавно предпринятая обществом «Знание» показывает, что руководство страны хорошо понимает необходимость такого культа). Потому что те вызовы, которые сейчас стоят перед человечеством, иначе преодолеть нельзя. Прежде всего это вызов искусственного интеллекта, в который настолько сильно вкладывались, что бесследно это не пройдёт. Далее, это экологические катастрофы, которые могут начаться на крайне серьёзных и неожиданных уровнях. И, наконец, масштабные конфликты между разными расами, конфессиями, народами. Хотя их во многом создают искусственно, но пример той же Украины демонстрирует, как это может работать на деградацию и самоуничтожение.

Но, направив данный конфликт против России, эти силы «на выходе» сталкиваются с тем, что в итоге Россия мобилизуется, что люди знаний и воли в нашей стране активизируются.

«ЗАВТРА». Как воспринимаются эти процессы через призму журнала «Наука и Религия»? Есть ли поддержка со стороны читателей, со стороны нашего общества и власти?

Сергей КЛЮЧНИКОВ. В этом отношении ситуация, мягко говоря, очень непростая, как, наверное, у любого издания, ориентированного на поиск восходящих смыслов бытия в сегодняшних условиях. Но нет смысла жаловаться в этом смысле на какие-то трудности. Нужно их преодолевать, выстраивать каналы связи с людьми и государственными структурами, которые пока не очень понимают, что обществу такой институт, как наш журнал, очень нужен. Хотя мы остаёмся по сути единственной информационной площадкой, на которой происходит постоянный профессиональный диалог науки и религии и вырабатывается общее мировоззрение. Мы открыты к самому широкому сотрудничеству со всеми, кому дорога Россия, кто хотел бы стабильности и развития в условиях возрастающего хаоса и деградации. Этим и будем заниматься, пока есть возможности и силы. Которые тоже нужно научиться концентрировать и восстанавливать. А самое главное — не зацикливаться на себе, но подключаться к тому, что больше тебя: к великим проектам, к великим целям. Без синергетического сближения знания и веры, конечно, это практически невозможно.

«ЗАВТРА». Сергей Юрьевич, спасибо вам за эту беседу.

Материал подготовил Владимир ВИННИКОВ

1.0x