Все достойные идеи для госстроительства (они же идеологемы) давным-давно известны, и выбор тут небольшой. Поэтому излагаю тему через простые и понятные всем дилеммы.
Дилемма 1. Светскость или теократия?
Со времён первочеловека существуют две основополагающие мировоззренческие сверхпарадигмы: богопризнающая и богоотвергающая. С приходом в мир Христа эти сверхпарадигмы трансформировались в христианство и богоборчество. Современный сатанизм (он же "ультралиберальный фашизм") закабалил бо́льшую часть народов планеты. Знаменитая фраза "конец истории" утверждает всемирную победу сатанизма. Основные опоры сатанизма — материальные соблазны, ложь и ненависть, которые "коллективный Запад" вполне откровенно демонстрирует в последние десятилетия. Светское государство не может устоять перед искушениями сатанизма. Только христианская Любовь может быть духовным противовесом разжигаемой сатанистами ненависти (национальной, религиозной, культурной, классовой или гендерной). Но западные христианские иерархи (католические, протестантские, как, впрочем, и Константинопольский патриархат) поддержали неонацизм, являющийся одной из форм того же сатанизма, и поддержали "новый дивный мир" с поруганными христианскими нормами. Из всех христианских конфессий значимое духовное сопротивление сатанизму оказывает только Русская православная церковь. Доминирующий нравственный идеал многоконфессиональной России черпается из русского Православия не только как религии государствообразующего русского народа, но и как главного духовного оплота борьбы с мировым злом — сатанизмом.
В России будущего провозглашается сохранение традиционных ценностей и культурно-национальных кодов всех народов России. Провозглашается мирный симбиоз православия с другими религиями народов России и Евразии. Вместе с этим должна быть введена не только цензура, но даже полный запрет на идеи сатанизма, нацизма или расизма, на секты и религии, пропагандирующие ненависть любого типа или исключительность, превосходство одних народов или групп над другими.
Дилемма 2. Духовное рождение или потребительское умерщвление души?
Главное в образе будущей России — это образ человека будущего, у которого смысл жизни видится не в процессе и объёме потребления, а в процессе его духовного рождения. "Никто не сможет увидеть Божьего Царства, если не будет заново рождён", — сказал Христос (Ин. 3:3). Процесс духовного рождения начинается, когда человек всерьёз задумывается о мироздании и о себе, о Боге и о душе, о совести и смысле своей жизни. Поэтому в России будущего с малолетства будут научать понятиям Бог и дух, человек и Вселенная, душа и духовность, мораль и нравственность, нравственный закон и совесть, стыд и честь. А весь процесс воспитания будет вестись в ценностях православной культуры. Духовное провозглашается выше материального, общественное важнее частного, семья важнее отдельной личности, а народ важнее семьи.
Дилемма 3. Империя или федеративное устройство?
Существуют две приемлемые формы государственного устройства для такого многонационального и многоконфессионального государства, как Россия — это федерация и империя. Федеративное устройство с национальными границами обрекает Россию на неизбежное вскармливание местечковых национализмов и запрограммированный развал по границам субъектов федерации (по типу развала СССР). Империя, наоборот, — самая надёжная форма и самый большой долгожитель. Цивилизационная империя, как проверенная веками форма, понимается как семья народов и их синергия в противовес закону конкуренции наций и в противоположность варварским (в том числе колониальным) империям типа Британской империи или Третьего рейха. Поэтому Россия будущего заявляется как цивилизационная империя (или "мироустроительная", по Анатолию Степанову, или "правильная империя", по Виталию Аверьянову, или "собственно империя", по Владимиру Махначу).
Дилемма 4. Олигархия или монархия?
В наши дни существуют две устойчивые формы правления — это олигархия и монархия. Демократию не упоминаем, поскольку она является лишь ширмой для олигархии. Олигархия ведёт к коммерциализации всех общественных сфер, а в итоге — к деградации культуры и ослаблению государства. Поэтому для будущей суверенной России единовластие (по-гречески — монархия) заявляется как единственная достойная форма правления, когда верховная власть сосредоточена в руках одного правителя, но допускаются низовые формы демократии (земские управы или районные советы). История свидетельствует: только монархи могут совладать с разрушительной силой олигархии, и только единовластные правители могут победоносно управлять в военное время. Только монарху (а никак не олигархам!) может доверять народ.
Дилемма 5. Жить с идеологией или без неё?
Образ будущей суверенной России — это конструкция чисто идеологическая. Но если идеологии нет, то нет и цели, а будущее у государства туманно и сомнительно. В то же время никакой клуб или общественное движение не могут установить в обществе идеологию по простой причине: у них отсутствуют полномочия и необходимые ресурсы. Идеология никогда не установится снизу. Она не установится сама собой. Поэтому в России будущего действует специальный уполномоченный орган — Идеологический генштаб, как коллективный мозг нации, как орган системного стратегирования, состоящий из профессионалов разных сфер деятельности. У этих людей должно быть ещё и духовное зрение для исполнения вселенской идеи-миссии по сдерживанию мирового зла (сатанизма). Кадровый отбор управленцев любого уровня ведётся на принципах идеократии. В идеологическом генштабе функционирует структура типа идеологического СМЕРШа, способная справиться с вредительством, осуществляемым либеральным крылом.
Сформировано патриотическое экспертное сообщество — Всемирный русский народный собор, Изборский клуб, Русское собрание и др. Без Идеологического генштаба шансов победить умного, коварного и исключительно организованного врага, лишившего нас идеологии (и, соответственно, образа будущего), просто нет. Ибо умные и организованные хищники всегда победят своих доверчивых и неорганизованных жертв. Для победы над врагом России нужна собственная стратегия, чтобы враг был вынужден действовать по нашему плану, а не наоборот. Без идеологии тут никак не обойтись. Но победить врага мало. Надо ещё спроектировать Россию будущего, в котором она должна стать:
— суверенной идеологической сверхдержавой, показывающей миру, что у России (в отличие от коллективного Запада) есть и образ будущего, и само будущее; будущее есть также и у всех тех, кто с Россией;
— духоподъёмной нравственной сверхдержавой, притягательной для традиционалистов всего мира; в российской сверхдержаве нет более социальных и общественных факторов для массовой апатии и депрессии, а есть духовный подъём;
— единой и привлекательной имперской семьёй народов при разнообразии культур и верований;
— информационной сверхдержавой, надёжно защищённой от влияния враждебной информации;
— самодостаточной и передовой экономической сверхдержавой;
— притягательной социальной сверхдержавой;
— технологической сверхдержавой (в том числе в областях цифровизации, искусственного интеллекта и роботизации) при нравственных ограничениях на алгоритмы; провозглашается идеологема: "Технический прогресс при нравственном консерватизме".
Всё сказанное вместе — это и есть идеология современной православной империи, имеющей своей сутью симфонию светской и духовной властей. Имперская идеологема "Москва — Третий Рим" отражает все главные смыслы государственного строительства будущей России — стать по-настоящему суверенной, по-настоящему нравственной и духоподъёмной сверхдержавой.
Сим победиши!
Федор Папаяни