Авторский блог Валерий Воробьёв 00:06 20 сентября 2022

Кто куда

неделя стала временем проведения двух саммитов, сконцентрировавшихся вокруг центров силы нового мира

Очень велик соблазн свести разговоры про альтернативный мировой порядок к очередным творческим порывам российской пропаганды. Саммиты, встречи и дипломатические визиты видятся ненужной мишурой, бессмысленными ритуалами, обрядами мёртвой религии международных отношений. Почти всегда так оно и было, но недавние события свели всю эту мишуру к необходимому минимуму. Минувшая неделя стала временем проведения двух саммитов, сконцентрировавшихся вокруг центров силы нового мира.

Главным политическим событием последнего времени в глазах мировой прессы – а мы всё же пока ещё живём в западоцентричном мире – стали похороны английской королевы. Хоронили Елизавету – порвали две волынки. По спискам приглашённых можно было делать выводы о том, к чему стремится Запад. Тончайшие намёки на то, что никто на Западе не желает видеть Россию в списке настоящих государств и воспринимает её как нелегитимное образование вроде Венесуэлы, Сирии или эмирата Афганистан, мы улавливали всё последнее время.

Сюрпризом стало не полное отсутствие представителей России даже на уровне младших помощников заместителей послов, а странности с теми, кого Западу положено ждать на подобном мероприятии. Саудовского наследного принца Мухаммеда бин Салмана пригласили, но по приезде фактически отозвали приглашение, сославшись на некие «протесты общественности» по поводу убийства журналиста Джамаля Хашогги. Чисто британское хамство встретило чисто арабскую обиду: бин Салман уехал, не дожидаясь торжественных похорон коллеги по королевскому цеху.

Зато внимательная британская общественность не нашла никаких грехов у других посетителей похорон. В Лондон прибыли американский президент Байден, индийский президент Мурму, глава Единой Европы фон дер Ляйен, французский президент Макрон и бразильский президент Болсонару. Премьеров прислали Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия. Монархов выписали Япония, Норвегия, Бельгия, Дания, Испания, Монако, Швеция и Нидерланды. Сколько стран прислали послов или министров, и вовсе не счесть. Англичане показательно позвали даже представителей КНДР и Никарагуа – то есть из отказа России в привилегии лить слёзы по мёртвой королеве мёртвой империи Британия сделала театральный жест.

Стихийный саммит, образовавшийся в заполненном полицией Лондоне, стал, исходя из тем разговоров, просочившихся в прессу, продолжением встречи Байдена с президентом ЮАР Сирилом Рамафосой в Белом доме двумя днями ранее. Впервые обеспокоенность активностью России и Китая в Африке была высказана на столь высоком уровне с подобной однозначностью. Похороны Елизаветы стали местом, где первый мир рассуждал о перехвате политического контроля над мировой провинцией. В утрате этого контроля недавних властителей глобуса убедила весна, когда почти все значимые страны за пределами Европы и Северной Америки отказались поддерживать курс «всего мира» на осуждение и изоляцию России. Именно с этим связана кампания в американском истеблишменте и журналистских кругах – там последние полторы недели без устали рассказывают о росте военного влияния России в Африке. Так, сенатор Марк Рубио обнаружил военные контракты на 7 миллиардов долларов между Москвой и одним только Алжиром. Алжир – ключ не только ко вступающей в очередной этап вечной гражданской войны Ливии, но и ворота в Сахель, где по российскому военному присутствию не прошёлся только ленивый. С этим аспектом связано повышенное внимание прессы к приехавшему в Лондон Макрону: президент Франции традиционно громче всех вопит о российском влиянии в Африке.

Продолжение банкета ожидается на Генассамблее ООН, куда, кстати, Россию тоже показательно не пригласили, отказав членам российской делегации в выдаче американских виз. Потом визы всё же выдали, но жест был куда важнее содержания. О чём будут говорить в ООН, пока сказать сложно, но схожий состав участников, практически в полном составе перелетающих из Лондона через Атлантику, намекает на приблизительно аналогичный список тем.

В Самарканде, столице империи хромого Тимура, прошёл саммит Шанхайской организации сотрудничества. ШОС, родившаяся почти одновременно с этим веком, первые 20 лет своего существования представляла из себя мутное нечто. Да, регулярно созывались саммиты, собирались встречи, звучали разговоры про взаимовыгодное сотрудничество и публиковались коммюнике про обеспечение безопасности в регионе. Но первый случай, когда саммит ШОС стал чем-то большим, нежели простые протокольные танцы, наступил в прошлом году. Тогда, на встрече в Душанбе, больше всего обсуждался афганский кризис и бегство США из Кабула, а главным событием саммита стало окончательное принятие в организацию долго ждавшего Ирана. С 2005 года Тегерану не давали полноправного членства, опасаясь острой реакции Запада, которую США обещали ещё со времён резких деклараций ныне покойного министра обороны Дональда Рамсфелда. Присутствие Ирана стало декларацией того, что спустя столько лет Евразия наконец-то научилась пропускать мимо ушей риторические упражнения из Северной Америки.

Саммит в Узбекистане произошёл в радикально ином контексте, нежели встреча в Душанбе. Евразийское объединение стран под началом Китая собрало на этот раз помимо девяти членов ШОС ещё и массу других стран. В числе стран-наблюдателей, изъявивших желание войти в организацию, были ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Сирия, Непал, Мьянма и Камбоджа. Член НАТО Турция, будучи представленной на саммите своим президентом, объявила его устами о том, что вхождение в ШОС является целью визита Эрдогана в Самарканд. Ходили даже разговоры о том, что в ШОС хочет вступить Египет, что в перспективе может сделать из евразийской организации ещё и африканскую.

Из важных итогов, которые можно найти среди тонн канцелярита, есть следующие: во-первых, стараниями Китая утверждён план по увеличению доли национальных валют в расчётах между странами. Во-вторых (это обсуждалось ещё в прошлом году в Душанбе), аспект коллективной безопасности ложится на плечи Москвы: офис Региональной антитеррористической структуры переезжает из Ташкента в Россию, по пути преобразовываясь в Универсальный центр по противодействию вызовам и угрозам безопасности членов ШОС. Единый список этих вызовов и угроз будет формироваться всей организацией. По сути, это объединение в рамках целой Евразии (пока исключающее небольшой полуостров на северо-западе континента) делегирует вопросы экономического взаимодействия Китаю, а военное обеспечение порядка оставляет за Москвой.

Неслучайно именно на прошлой неделе, как по взмаху палочки невидимого дирижёра, произошёл ряд событий — попыток подорвать веру стран региона в способность России обеспечить этот самый порядок. Сначала рвануло в Закавказье – Азербайджан принялся бить по Армении, Армения воззвала к ОДКБ, но к моменту получения заверений об отсутствии оснований для вмешательства этих оснований действительно не осталось: удары вдоль границы не привели ни к территориальным потерям, ни к массовой гибели гражданских.

Потом началась «привычная» резня в Средней Азии. За несколько дней перестрелок в районе размытой границы, где таджикские анклавы вклиниваются в киргизскую территорию, а киргизские – в таджикскую, погибло не менее 59 граждан Киргизии и как минимум 38 граждан Таджикистана. На 18 сентября страны вроде бы договорились о мирном соглашении, но уже сейчас ясно, что никакого полезного содержания, кроме констатации факта прекращения огня, это соглашение иметь не будет: обе стороны упорно не желают уступать в вопросе спорных территорий, так что новые конфликты неизбежно будут вспыхивать каждый год.

В российской публицистике последней недели можно встретить мнение о том, что Армения – государство, неспособное учиться на собственных ошибках. Это не так, просто Ереван сверху донизу пронизан агентами и прямыми «осуществителями» политики западных стран в куда большей степени, чем любая другая страна в регионе. Армения заточена под внешнее управление, которого до поры не было.

До поры, ведь 18 сентября в Ереван прилетела та самая ведьма из Вашингтона. Её визит сопровождался массой ярких представлений: пока из Вашингтона шли явно надуманные новости о коварном заговоре против престарелой аппаратчицы, в Ереване сама аппаратчица лила горькие слёзы по жертвам геноцида армян. Стоит вспомнить, что Байден до своего вступления в должность вице-президента в 2009 году чуть ли не официально считался главным представителем армянского лобби в Вашингтоне, так что крокодиловы слёзы накачанной ботоксом старухи могут иметь в своей основе былые связи начальника спикерши палаты представителей.

Куда проще и надёжней взглянуть на ситуацию в контексте сегодняшнего дня: вестница войны, эта Эрида из Вашингтона прибыла налить бензина на дрова будущей крупномасштабной войны. С той же целью она летала и на Тайвань в августе. Нэнси пообещала Армении помощь и «бесплатные» деньги в обмен на небольшую услугу, сущий пустяк – сгореть в пламени войны, способной навредить России.

Пелоси, которая уходит на пенсию уже в ноябре (несмотря на оптимизм европейских чиновников, победа демократов на промежуточных выборах в конгресс очень маловероятна), ничем не рискует: после неё – хоть потоп. Тем же принципом руководствовалась и толпа, которая по крайне удачному совпадению устроила в центре Еревана митинг за выход из ОДКБ непосредственно в день визита третьего лица Вашингтона. Всё как мы любим: аккуратно напечатанные плакаты, заранее раскрученные лозунги, пиар в соцсетях и новости в крупнейших мировых СМИ.

То, чего ни один участник митинга сформулировать не сумел: что придёт на смену ОДКБ? Да, этот военный блок не бросился немедленно помогать Армении и не напал в полном составе на Азербайджан. Более того, со стороны руководства организации не последовало даже жёстких заявлений, но прямо сейчас призрачная возможность вступления России в конфликт в качестве радикально умиротворяющей силы – единственное, что гарантирует существование армянского государства. Если, конечно, не считать заверений Нэнси Пелоси в том, что молодым демократиям будет оказана заокеанская денежная помощь.

1.0x