Первоначально термин "сталинизм" появился в среде западных обществоведов и журналистов как определение политической системы, которая функционировала в СССР с начала 30-х по начало 50-х годов ХХ века. В своих публикациях и исследованиях они отмечали, что советская внутренняя и международная политика стала отличаться от идеологических принципов и практики 1920-х годов, которые было принято называть марксистско-ленинскими. После смерти И.В. Сталина и особенно после ХХ съезда КПСС дефиниция "сталинизм" стала носить манипулятивный характер и использовалась в идеологической борьбе с Советским Союзом и мировым коммунистическим движением. Тем более что доклад Хрущёва на ХХ съезде дал много "фактуры" для подкрепления основных положений этого определения.
В СССР до начала перестройки не выделяли сталинизм ни как политическую и социально-экономическую систему, ни как учение, развивающее или ревизионирующее марксизм-ленинизм. В интервью газете "Юманите" в начале февраля 1986 года Горбачёв назвал сталинизм "понятием, выдуманным врагами коммунизма и широко используемым для клеветы на СССР и социализм в целом". В годы перестройки в нашей стране некритически переняли западное толкование сталинизма и стали использовать в русофобских, антисоветских целях.
Сталинизм для западных учёных, публицистов и пропагандистов — это прежде всего режим личной власти "диктатора Сталина". То есть без фигуры Иосифа Сталина сталинизма быть не может. Поэтому использование его управленческих приёмов, идеологических принципов приведёт не к возрождению сталинизма, а к созданию тоталитарной системы власти и идеологии. Поэтому, уверяют они, не нужно повторять.
Основные принципы сталинизма, по их мнению, таковы: репрессии, цензура, пропаганда, фальсификация истории, борьба с космополитизмом. И всё это функционировало на "неформальных личных сделках и договорённостях". Но позвольте, не самих ли себя описывали западные пропагандисты? Если заменить "борьбу с космополитизмом" на "борьбу с инакомыслящими", то мы увидим классическую систему Соединённых Штатов Америки, где влияние теневых глобалистских структур выше, чем у официальной публичной власти. Где за решёткой находится 2,5 миллиона человек — 25 % всех заключённых планеты.
Однако враги исторической России и за рубежом, и внутри страны до сих пор активно используют определение сталинизма именно с таким наполнением. Поэтому, когда прогрессивная общественность, учёные историки и обществоведы, политические и гражданские активисты, говоря о многих положительных сторонах деятельности И.В. Сталина, используют термин "сталинизм", то у определённой части наших сограждан возникает стойкое неприятие их слов. Ведь в их сознании, в их представлениях, сложившихся под влиянием антисоветской пропаганды, "сталинизм — это плохо". И это не их вина, это наша общая беда, потому что до сих пор так и не дано научное определение сталинизма как экономической, политической или социальной системы, системы взглядов и убеждений.
Дать полное и точное определение сталинизма, которое могло бы стать общепринятым, сложно, но возможно и необходимо. Поэтому данные размышления на эту тему — лишь начало пути, постановка вопроса, а не окончательный ответ на него.
Во-первых, на мой взгляд, система сталинизма может функционировать и в наше время, и в будущем. Личные качества высшего должностного лица, конечно, имеют значение. У И.В. Сталина это любовь к людям, скромность, справедливость, ответственность, бесстрашие. Но ведь не один он обладал этими качествами.
Во-вторых, нужно напрочь отбросить западное наполнение термина "сталинизм". Мифы о политических репрессиях давно развеяны. Известно, что никакого режима личной власти не было, было разделение властей и коллективное руководство. Но если мы откроем Википедию, то можем прочесть, что "каждый член Политбюро должен был подтверждать своё согласие с принятыми Сталиным решениями, в то же время ответственность за их исполнение Сталин перекладывал на подотчётных ему лиц". Поэтому нам нужно предложить миру свою электронную энциклопедию, где не будет лжи и фальсификаций. Пропаганда не работала только лишь на культ личности Сталина, достаточно посмотреть книги, журналы, газеты, кинофильмы той поры, послушать песни. Заявления о контроле над всеми аспектами частной жизни просто смешны на фоне сегодняшних "свобод". Фальсификация истории, вероятно, — неприятие западных трактовок исторических событий.
Таким образом, ни один из тезисов, составляющих западную (англо-саксонскую) трактовку сталинизма не может быть принят, так как не соответствует истине.
Интересное наблюдение о сталинской политике дал писатель Михаил Пришвин. В своём дневнике в январе 1944 года он сделал такую запись: "По тем людям, которые к нам забегают, виднеются контуры больших политических партий: одна — это национал-коммунисты, получаемые сложением Союза русского народа с большевиками; другая партия — это партия американской демократии, слагаемая из прежних троцкистов, кадетов и множества, если не всех, евреев".
Западные учёные называют советскую политику 1930-х — начала 1950-х годов "русоцентричной политикой Сталина" и спорят при этом, имела ли она прагматичную направленность или была вызвана идейно-религиозными мотивами?
На мой взгляд, верны обе точки зрения. Даже русские национальные герои использовались тогда для популяризации марксистско-ленинской идеологии. Что касается душенастроя и мировоззрения Иосифа Виссарионовича, то достаточно поразмышлять над его словами, высказанными в тех или иных работах или зафиксированных современниками и ставших афоризмами.
"Прошлое принадлежит Богу!"
"Полное единодушие бывает только на кладбище".
"Людей, готовых реконструировать мир, нельзя найти в среде тех, которые верой и правдой служат делу наживы".
"Главное в жизни — идея. Когда нет идеи, то нет цели движения; когда нет цели — неизвестно, вокруг чего следует сконцентрировать волю".
"Наша задача — самодержавие народа".
Думаю, не ошибусь, если скажу, что смысл идеологии сталинизма можно выразить в таких тезисах:
— переустройство общества с позиций разума и на принципах справедливости;
— конструирование новой реальности на основе опыта и традиций прошлого, в том числе и традиции крестьянского общинного коммунизма;
— создание равных возможностей для всех людей и условий для реализации всех своих талантов и инициатив;
— воспитание нового человека и формирование прогрессивных общественных отношений;
— создание прогрессивной картины мира, без суеверий и предрассудков.
Важным достижением того времени была свобода совести, когда вера стала частным делом человека, а прогрессивные религиозные идеи были взяты на вооружение советской культурой. Например, Иосиф Виссарионович так определял задачи культуры: "Советская культура стремится к уничтожению зверя в человеке, или во всяком случае, к его укрощению… Это является общей задачей культуры. Но ближайшей её задачей является воспитать сознательность тех кругов, которые отстали в развитии от других. Прежде всего, рабочие и крестьяне должны каждый в своей области развивать себя до уровня передовых. Мы желаем, чтобы не было какой-либо пропасти между интеллигенцией и своим народом".
Да и сама интеллигенция зачастую отставала. "Если взять нашу интеллигенцию, — говаривал вождь, — у неё недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя ещё несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Простой крестьянин не пойдёт из-за пустяков кланяться, не станет ломать шапку, а вот у таких людей не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия".
Пробуждая и воспитывая народ, вождь расширял и священные границы Русского мира. Он практически восстановил Россию в её максимальных границах. "Русские цари сделали хорошее дело — сколотили огромное государство, — говорил Сталин. — Мы получили в наследство это государство… Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство, кто стремится к отделению от него отдельной части и национальности, враг, заклятый враг государства, всех народов СССР".
Широко распространено мнение, что Сталин только на словах был марксистом, на практике был традиционным русским националистом и империалистом. Думаю, что это упрощённый взгляд и поверхностный вывод. Коммунистическая идея — идея глобалистская. А Иосиф Сталин выступал за развитие национальных государств и экономик. Широко известно его последнее публичное выступление в октябре 1952 года на XIX съезде КПСС: "Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой свободы личности — права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал… Теперь буржуазия продаёт права и независимость нации за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придётся поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперёд, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации".
Но при этом, по словам В.М. Молотова, к концу 1940-х годов "из Кремля контролировалось 70% человечества".
В вопросах международных отношений в то время проводилась прагматичная политика. Даже в Китае мы создавали концессии и смешанные советско-китайские корпорации. Кстати, Хрущёв, бывший с официальным визитом в Китае в 1954 году, сказал Мао Цзэдуну, что "при жизни Сталина был против смешанных обществ. Против его старческой глупости о концессиях… Подчёркиваю, старческой глупости…"
Плоды трудов И.В. Сталина столь велики, что их трудно вместить в рамки статьи. Можно ещё вспомнить, что он воссоздал Русскую православную церковь и восстановил православные церкви стран Восточной Европы. Создал состоящий из стран-союзников пояс безопасности вдоль границ нашего государства.
И можно сделать однозначный вывод: сталинизм не только возможен, но и необходим в наше время. Предлагаю такое определение: Сталинизм — это образ будущего, теория и практика развития национальных государств, экономик и культур на основе народовластия и справедливости, во имя достижения будущего гармоничного мироустройства (коммунизма) без войн и эксплуатации человека человеком. Сталинизм — это учение, продолжающее и творчески воплощающее марксизм-ленинизм.
Конечно, есть ещё над чем работать. Определение должно быть чётким и ясным, как у самого Сталина. Например, как определение основного закона социализма: "обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники". И несомненно, афористичным.