Невозможно стать бабочкой, минуя стадии гусеницы и куколки, поскольку эти две формы — суть закономерного предуготовления единой биологической сущности к своей идеальной стадии, позволяющей воспроизвести себя в потомстве. В этом признак всех промежуточных форм — невозможность воспроизведения собственной сущности.
Так и с русской цивилизацией, идущей сквозь века, меняющей формы своего исторического бытия: через удельные княжества — к единому царству, империи, великому СССР, ярко-красочному капитализму. Переходы от сословного строя при царизме к республике, а также от застойного социализма к ярко-красочному капитализму проходили бескровно, на волне общенародного консенсуса, что говорит о промежуточности этих фаз и закономерности их смены. Всё более очевидным становится и понимание неспособности современного капитализма в его финансово-спекулятивном и олигархическом изводе решать нарастающие кризисные явления, что заставляет думать о будущем, более экономически эффективном и социально справедливом укладе, неизбежно и закономерно идущем на смену капитализму.
Поиск аналогов грядущего обращает нас к сталинскому периоду развития, когда за 28 мирных лет (за исключением периода Великой Отечественной войны) страну дважды восстанавливали, а также осуществили прорыв в космос и к термоядерной энергии, когда в первоначально малограмотной стране была создана лучшая в мире техническая, научная, гуманитарная интеллигенция, стали создаваться университеты и строиться подводные ракетоносцы на ядерных двигателях.
Иосиф Сталин показал нам яркий пример динамичного развития, но не оставил системы, сформулировать и построить которую — наша историческая задача.
Согласно свежим данным блога Константина Двинского, для увеличения объёма инвестиций в реальный сектор национальной экономики первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил региональный инвестиционный стандарт, заключающийся в следующих пяти положениях:
1) разработка в каждом регионе инвестиционной декларации с обязательствами властей перед компаниями, осуществляющими вложения;
2) создание в каждом регионе инвестиционных комитетов под руководством губернаторов с задачей оперативного разрешения проблем инвесторов;
3) создание региональных агентств развития с задачей консультационного сопровождения проектов, привлечения инвесторов;
4) создание региональных инвестиционных карт со списком перспективных региональных проектов, а также сетевой и транспортной инфраструктуры;
5) внедрение свода инвестиционных правил для ускорения разрешения бюрократических вопросов.
Белоусов предлагает также создать рейтинг состояния инвестиционного климата с возможностью стимулирования передовых регионов дотациями по механизму инвестиционного налогового вычета (ИНВ), который компенсируется региону всего на 2/3, что и препятствует широкому применению механизма. Так, согласно данным автора блога со ссылкой на слова министра Экономразвития, "для выхода на технологическую независимость необходимо 2,5 трлн рублей (инвестиций. — В.Н.) в год, в то время как сейчас цифра составляет 550 млрд. Сейчас через инструмент ИНВ поддерживается проектов всего лишь на 20 млрд рублей".
В то же время финансовых средств, не обращающихся через материальные сектора производства, в стране неимоверно много. Так, согласно данным, озвученным академиком А.Г. Аганбегяном (журнал "Регионы России", 2022, № 10, с. 9), "объём инвестиционного кредита банков России составляет около 2 трлн рублей (из 120 трлн банковских активов)" Выступая на секции № 6 МЭФ 04.04.2023, ведущий экономист Торгово-промышленной палаты РФ В.А. Гамза заявил, что объём активов, возможных к инвестированию в экономику страны, оценивается в 132 трлн рублей.
При этом по итогам 2022 года объём вложений — всего 27,9 трлн рублей, что составляет только 18,1% ВВП и чего явно недостаточно для ускоренного развития экономики и выхода на темпы роста хотя бы в 3–4%. Целевое значение, к которому необходимо стремиться, — 25% ВВП. То есть в ценах 2022 года — 38,5 трлн (+10,6 трлн к полученному результату).
Структуру инвестиций в экономику страны наглядно раскрыл главный научный сотрудник Института экономики РАН О.С. Сухарев на конференции РАН 16.12.2021: большую часть инвестиций составляют собственные средства предприятий, идущие на возмещение выбывающих по амортизации производственных активов, кредиты банков составляют лишь 6,9%, а доля иностранных инвестиций — всего 0,2%, причём сальдо их накопительным итогом за последние 30 лет весьма отрицательно.
В чём же причина явной неэффективности инвестиционного процесса, приведшая к системному отставанию нашей страны в темпах своего развития от всего мира в последние 30 лет?
Причина в финансово-олигархическом характере существующего капитализма, когда власть связывает все механизмы развития ("с опорой на…" и "взаимодействием с…") именно с этой социальной группой.
Так, на вопрос, почему предприятия не показывают внутренние инвестиции на уровне дозволенных по нормативам амортизации 25%, выводя их из налогообложения по прибыли (с учётом, что эти средства остаются в распоряжении предприятий, пополняя на длительное время оборотный капитал), ответ весьма прост — большей части предприятий просто не хватает выручки не только для формирования прибыли, но и для простого восполнения выбывающих средств.
Мы всей страной проедаем основной производительный капитал, о чём свидетельствует и неуклонное старение основных фондов. При этом интересы власти всецело направлены на взаимодействие и поддержку наиболее рентабельных и динамичных бизнесов. Посмотрите 5 пунктов вице-премьера А.Р. Белоусова. Где здесь ответственность власти за результат в развитии регионов?
А в чём вообще заключается ответственность власти? В услужении "всяк входящему" инвестору (а часто спекулянту и стяжателю, желающему лёгкой наживы) или в гарантиях своему народу в создании полноты условий для его сохранения и приумножения?
Демографический ответ на этот вопрос нами уже получен.
Учитывая, что все мы, включая людей власти, — один народ, с одной судьбой, одной историей, одними ценностями и одним будущим, для нас неприемлем путь майданов и революций, но остро необходим путь эволюционного улучшения, трансформации сложившейся системы социально-экономических отношений, когда в грядущем найдётся место всем социальным стратам общества. Но за это необходимо заплатить ограничением своих непомерных амбиций и претензий.
Важнейшая задача построения солидарного общества — разделение приоритетов личного и общественного интересов.
Международная славянская академия в 2014 и 2015 годах декларировала принцип приоритета общественных интересов над частными в вопросах выработки и реализации стратегии развития общества, но приоритет частных интересов над общественными — в вопросах тактики реализации утверждённой обществом стратегии.
Это означает, что бюджетные деньги должны идти не на поддержку любых инвесторов, а только тех, чьи проекты направлены на развитие региона в стратегических интересах народа (а не дельцов, спекулянтов или родственников чиновников, например).
А это означает, что пора переходить от рыночной суматохи и упования на "невидимую руку рынка" к программно-целевому планированию своего развития — как регионального, так и национального.
Нельзя "играть" по старым правилам, когда условия бытия нашей страны изменились кардинально. Нужны новые институциональные элементы и новые механизмы. И они есть!
Они есть и в нашей отечественной истории, и в мировой практике. Вот только слушать этого никто из людей во власти не хочет, а значит, нерешённые проблемы будут накапливать свой негатив, обостряя ситуацию.
Обозначу основной принцип, согласно которому инвестиционный процесс в экономику интенсифицируется неимоверно и сразу: региональным властям следует не отстранённо наблюдать за приходом инвесторов, а самим целенаправленно формировать воспроизводственный хозяйственный контур территорий, который станет для коммерческих финансов столь необходимым сектором надёжного, длительного и доходного размещения капитала. Хотя в контуре расширенного воспроизводства такой капитал в форме производительных сил порождается сам.