Вопрос о вводе миротворцев в непризнанные республики Донбасса впервые был поднят около двух лет назад, когда Киев с завидным упорством предпринимал попытки осуществить изоляцию ЛНР и ДНР от России путём размещения международного контингента по границе с РФ. То есть перевернуть последовательность собственных действий по Минским соглашениям с ног на голову, начав их исполнение не с отведения частей, техники и вооружения от линии боестолкновения, а перепрыгнуть сразу на последний пункт — введение миротворцев непосредственно по границе с РФ.
Естественно, такой подход вызвал резкое неприятие населения Донбасса, которое прекрасно понимает, что подобные действия непременно и обязательно приведут к военной операции по "хорватскому варианту: когда войска Киева при молчаливом одобрении и содействии "миротворцев" развяжут широкомасштабные боевые действия против самопровозглашённых республик. И именно с этой точки зрения жители ДНР и ЛНР рассматривают все возможные варианты, связанные с вводом миротворцев.
Для людей Донбасса любые попытки их изоляции от России являются заведомо неприемлемыми и расцениваются как полная сдача позиции РФ Киеву и его западным хозяевам с последующим физическим уничтожением донбасского руководства и пророссийски настроенного населения. Именно поэтому, когда президент РФ предпринял попытку перехвата инициативы (по вводу в Донбасс миротворцев) у Киева, выступив с собственными предложениями, они немедленно стали вопросом номер один. Без преувеличения — вопросом жизни или смерти.
Поскольку первые сообщения не были щедры на детали и подробности, первоначальное предложение российского президента, немедленно поданное украинскими СМИ как "слив Донбасса", вызвало в ЛНР и ДНР масштабную волну разочарований и опасений. А последовавшее за ним согласие на предложение Германии о вводе миротворцев не только на линию боестолкновения, но и в "отдельные районы" Донбасса — её лишь усилило. Тем более что нынешняя осень вполне может стать переломной в противостоянии самопровозглашённых республик с Киевом, который не прерывает (да особо и не скрывает) свою подготовку к новой полномасштабной военной кампании.
Что же происходит в действительности, и каковы варианты развития ситуации на Донбассе?
Во-первых, положение Порошенко осложнено постоянными внутриполитическими разборками и нарастанием борьбы за власть. В этом отношении нынешняя фантасмагория с Саакашвили, отправившимся в наполеоновский поход по стране, — одно из таких проявлений. И Порошенко не может в подобной ситуации "проявить слабость": ни признать "особый статус" юго-востока, ни амнистировать участников ополчения. В этой части Минские соглашения для Киева политически невыполнимы.
Во-вторых, новый спецпредставитель США на Украине Курт Волкер взял курс на ликвидацию Минских соглашений и, тем самым, на масштабную эскалацию боевых действий в Донбассе. Результатом нового курса стал уже подготовленный проект закона о "реинтеграции", где РФ определена как "страна-агрессор", что означает окончательный отказ Киева от Минских соглашений. Этот отказ Киева от исполнения договорённостей по Минским соглашениям фактически можно рассматривать как новый этап перехода к реализации "хорватского сценария" по отношению к Донбассу.
Именно для его реализации Вашингтону и Киеву требуется введение миротворческого контингента ООН. "Голубые каски" должны перекрыть границу с Россией и затем — "закрыть глаза" на жёсткие "чистки" "освобождаемых территорий" силами ВСУ и "тербатов". После чего — проведение "местных выборов" под руководством украинского ЦИК с участием всех украинских партий и СМИ и совершенно предсказуемым результатом.
Предложение президента РФ нацелено именно на предотвращение этих планов по фактическому геноциду населения Народных республик. По сути, Путин намерен создать дополнительный рычаг для принуждения Киева к выполнению всё тех же Минских соглашений — или, по крайней мере, демонстрации абсолютной недоговороспособности Киева и его западных покровителей. Что, в свою очередь, может развязать руки Москве — как это произошло в Южной Осетии после нападения грузинских войск на российских миротворцев.
Согласно позиции РФ, вооружённые миротворцы ООН должны охранять безоружных наблюдателей из миссий ОБСЕ и размещаться по линии соприкосновения с киевскими войсками, что и подразумевается под термином "отдельные районы Донбасса", а также сопровождать поездки представителей этих миссий по обе стороны фронта, как это и происходит в настоящее время.
И ключевой вопрос: кто именно станет миротворцами. Поскольку в том случае, если основу миротворческого контингента составят военнослужащие ВС РФ, военное противостояние Киева с республиками будет заморожено — либо, при переходе Киева к широкомасштабным боевым действиям, состоится его принуждение к миру. Если же основу контингента "голубых касок" составят военные из стран НАТО, то есть все основания готовиться как раз к "хорватскому варианту" — когда "миротворцы" открывают путь карателям, уничтожающим население Донбасса.
Политическая игра уже началась, и, несомненно, она будет предельно жёсткой. Позиция России обозначена: во вводе миротворцев обязательно участие непризнанных ЛНР и ДНР. А это позволяет надеяться, что в случае, если развитие ситуации пойдёт в неблагоприятном для Донбасса направлении, дискуссия о вводе миротворцев будет свёрнута.