"ЗАВТРА". Фёдор Иванович, президент Франции Франсуа Олланд в своём недавнем выступлении в Киеве применительно к России упомянул выражение "тотальная война". Что значит это понятие с исторической и философской точки зрения?
Фёдор ГИРЕНОК, доктор философских наук. Всегда было так: война доделывала то, что не сделали торговля или политика. Олланд, конечно, меньше всего думает о войне как о радикальном способе рационализации устройства мира. Однако слова "мир идет к войне" — это не констатация факта, хотя это и факт. Это прямая угроза России. Впервые один из лидеров западного мира приехал в Киев, чтобы угрожать Москве.
Мир потому и идет к войне, что идти ему дальше некуда. За Киевом расположена Москва. Ход мысли западного европейца таков: Киев — это Россия, а Россия — это не Европа. Слово "мир" в данном случае — это аутистическая коробка, в которой на Западе сидит свой жук, а на Востоке — свой. То, что Олланд называет миром, у нас называют войной, и наоборот. Это так, поскольку между Западом и Россией никогда не было приемлемого механизма понимания. И, видимо, никогда и не будет.
Почему войну, к которой идет мир, Олланд назвал тотальной? Почему он повторил слова Геббельса, сказанные тем после Сталинграда? Потому что это не война интересов. Если бы это была война интересов, то она происходила бы между Германией и Францией с сохранением незыблемых основ западного мира. Олланд понимает, что война на Украине идет между Западом и Востоком, Севером и Югом. Это война цивилизаций и ценностей. Война, в которой на кон поставлена судьба человечества.
По сути, он говорит: вас не устраивают предлагаемые нами правила игры, наша семантика и прагматика, вы устали жить под гнётом демократических ценностей, вы хотите восстановить традиционные ценности, хотите быть новой силой, тщитесь сместить земную ось, которая проходит через Париж и Нью-Йорк? Тогда вы получите катастрофу, тотальную войну.
Материал подготовила Наталья РОСТОВА
Илл. Сатирическая карта времён Первой Мировой войны