"Завтра". Олег Николаевич, как вы оцениваете промежуточные итоги конфликта вокруг реформы российской академической науки? Что, на ваш взгляд, изменилось в правительственном законопроекте и чего стоит ожидать в ближайшем будущем?
Олег СМОЛИН, депутат Государственной думы от фракции КПРФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, председатель общественного движения "Образование – для всех".
Тайно подготовленный правительством Медведева законопроект о реформе Академии наук задел одну из самых болевых точек нашего общества. Престиж знания, престиж образования, престиж научных исследований в России традиционно велик, и покушаться на них так открыто и безнаказанно попросту нельзя. Поэтому реакция была очень сильной и выходящей далеко за рамки академического сообщества.
Спасать ситуацию пришлось лично Владимиру Владимировичу Путину, и надо сказать, что его предложения встретили понимание у руководства РАН. С его стороны появились заявления, что "Академия спасена", "консенсус найден" и так далее.
Но те изменения, которые были заложены в правительственный законопроект в первом и втором чтениях, носят в основном косметический характер и направлены на то, чтобы не прекратить процесс бюрократической приватизации науки, а сделать его менее травмирующим российское общество.
Судьба академий наук — это не только судьба ста тысяч ее сотрудников и академических институтов и организаций. Это — судьба страны, ее модернизации, десятков миллионов людей, пользующихся результатами исследований членов академий и научных институтов. Но самое главное — это судьбы сотен миллионов наших детей, внуков и правнуков, которым мы обязаны передать научные достижения многих поколений, носителем которых являются академии наук. Петр I остался в истории вместе с созданной им Академией наук. А с чем останутся в истории современные власть предержащие?
В новейшей мировой истории академии наук ликвидировались лишь трижды: в Италии — при Муссолини, в Румынии — при Чаушеску и в Туркмении — при Туркмен-баши. И каждый раз восстанавливались. Неужели подобные примеры для России заразительны?
Поэтому, думаю, борьба против нынешней "реформы" академической науки далеко не завершена. Она будет продолжаться.