Путь наш в пустыне — длинный,
Через холмы песка.
Лепит собак из глины
Медленная рука.
Александр БУТУЗОВ
Это уникальное издание не случайно же родилось в кроваво-трагическом октябре 1993 года. Его первый, ныне покойный, главный редактор, друг нашей газеты и её автор Артур Медведев писал: "Журнал выходит с "тревожного октября" 1993 г. Хорошо помню, как 3 октября у Крымского моста, обнаружив на вернисаже под открытым небом графическую работу "Слепой шахматист" Владимира Исаева, я договаривался с художником о публикации на фоне штурма демонстрантами оборонных заслонов ОМОНа. Эта работа была напечатана на лицевой стороне обложки первого номера "ВГ". Несмотря на то, что я впитал в себя драматизм тех трагических дней и часов, побывав и у Парламента, и в Останкино, сугубо политический аспект практически так и не затронул страниц "Волшебной горы". Разве что статья нашего выдающегося историка-консерватора Вадима Кожинова в самом первом выпуске журнала. Хотя соблазн приобщения к актуальной политике не раз и возникал, но всё же выбор в пользу "мы пойдём другим путём", а именно путём метафизики, религиозной мысли, историософии, приобщения к сакральным аспектам тех или иных традиций, считаю наиболее правильным…"
На мой взгляд, в "Волшебной горе" сосредоточен сгусток нашей имперской философии. Многие наши лучшие мыслители, отдав дань публицистике в газете "Завтра", свои философские и культурологические работы несли Артуру Медведеву в "Волшебную гору". Им не нашлось бы места в каком-нибудь научном узкопрофильном журнале. Христианский Восток и исламский Восток, метафизика и эсхатология, откровения буддизма и познание Тибета, наше древлеправославие и сакральная география, авангард и традиция, Россия и Запад, революция и космизм, мистика русского православия и индуистская алхимия, пожалуй, все ростки человеческой мысли в самом широком евразийском всечеловеческом пространстве уже почти 20 лет соединяются на страницах этого необычного издания. Да и почтеннейшие авторы тем или иным образом скрепляют воедино державное "горнее" пространство журнала, от Эзры Паунда и Эрнста Юнгера до Макария Великого и старца Ефимия… Господствует тотальная глобальная мифология, скрепляющая всю нашу державу с давних времен. Вот и в последнем, шестнадцатом номере соседствуют тибетская алхимия, суфийская мистика, русская апокалиптика. Публикуются тексты почтеннейшего Ал-Мутаман Абу Исхак Ибрахим ибн ал-Ассаля и тут же — Рене Генона и Юлиуса Эволы, индуса Ананды Кумарасвами и принца Чарльза Уэльского, огласительное слово преподобного Симеона Нового Богослова, и уникальная глава "Лечение старости" из древнего тибетского трактата "Вайдурья Онбо".
Велик не сам журнал "Волшебная гора" — велики его авторы и их мысли. "Волшебная гора" — это окно в таинственный мир древних цивилизаций, религиозных и философских учений. Но тут же и самая новейшая литература России и мира, разбор творчества суперсовременного кинорежиссера Ларса фон Триера, рецензия на фильм Джармуша "Мертвец". Какой-то замысловатый путь от чисто детского наивного удивления до познания метафизических истин. Впрочем, это часто одно и то же. К тому же, при всём многообразии мнений, высказываемых в журнале, просматривается в нём и некий консервативно-традиционалистский стержень. Но не случайно же среди авторов "Волшебной горы" множество тех, кто сотрудничает и на сайте "Правая.ру", и в газетах "Завтра" и "День литературы". Это какое-то, как писал Ахутин: "тупое упорство вопрошающей мысли…" Здесь и Александр Дугин, и Гейдар Джемаль, и Вадим Кожинов, и Юрий Стефанов. Вот и в последнем, шестнадцатом номере я нахожу наших авторов: Илью Бражникова, Юрия Нечипоренко, Андрея Бычкова, Григория Бондаренко… Кроме этого, отмечу таких консервативных русских националистов, как Константин Крылов, Виталий Аверьянов. Но каким-то удивительным образом лишь раздёрганная либеральная мысль не укладывается в, казалось бы, предельно широкий дискурс мнений. Любая духовная традиция, демонстрируемая в журнале, предполагает свою суровость и чистоту, в какое бы исламское, иудейское, буддийское или православное русло ни утекала мысль автора. Впрочем, сами же издатели журнала ещё в третьем номере писали: "Возвращение Традиции не благое пожелание кучки экстравагантных интеллектуалов, а насущная потребность современной жизни. Это, поистине, средство исцеления цивилизации". Может быть, поэтому журнал почти и не замечается ни элитарной, ни массовой критикой, хотя других подобных изданий нет. Пожалуй, только лет пять назад хорошую и умную статью написала Ольга Балла в интернет-издании "Взгляд". Больше и назвать нечего. Не знаю лишь, стоило ли умной Ольге Балла привязывать журнал к фашизму, даже метафизическому? "..."Горе" отчётливо интересны мыслители, близкие к фашизму: Эрнст Юнгер, Эзра Паунд, Юлиус Эвола, да в некотором роде и сам фашизм в его противостоянии падшему, разложившемуся, неподлинному "англосаксонскому" миру. О, конечно, с оговоркой: метафизический, так сказать, фашизм, идейный, а не политическая практика с её вульгаризациями, снижениями и огрублениями. Но тем не менее".
У любого чиновника и либерала сразу уши торчком? Что за "Анатомия протеста"?
К тому же, я никак не отнесу наших древних старцев или восточных мудрецов, или того же принца Чарльза ни к какому метафизическому фашизму. Не надо играть табуированными словами.
Поражает разнообразие оттенков мысли, их кажущаяся несовместимость. В каком-нибудь академическом журнале вряд ли найдёшь рядом древних православных старцев и Хайдеггера, мусульманских пророков и католических мыслителей. Но, прочитав все эти статьи и раздумья внимательно (а этот журнал заведомо предназначен для неспешного чтения), увидишь, как по-имперски они дополняют друг друга. "Этот журнал, — писал в одном из номеров главный редактор Артур Медведев, — в определённом смысле похож на калейдоскоп.
Подобно тому, как в калейдоскопе при помощи трубы и зеркал разрозненные индивидуальные стеклышки складываются в гармоничную и яркую картину, подчинённую единой перспективе, так же и тексты, из которых составлено данное издание, будучи написаны людьми различных религиозных взглядов, различных интеллектуальных школ и политических убеждений, дают многомерную картину человеческой мысли,.. определяемую единством перспективы, лучом, соединяющим взгляд наблюдателя и конечную цель всякой духовной традиции — трансцендентность за пределами дискурса…"
"Когда-то человечеству было дано всё, — писал Рене Генон, — но оно, пренебрегая Преданием, разучилось понимать Великие Знамения". Вот журнал, пусть минимальным тиражом, для "кучки просвещённых", возвращает это понимание. Глядишь, вослед за "кучкой просвещённых" к этому пониманию подтянутся и все остальные.
И разве это не есть единый державный стержень: Традиция, Религия, Культура — три составляющих стержня журнала. После смерти прекрасного умнейшего человека, первого редактора "Волшебной горы" Артура Медведева, многие читатели опасались, что этот, отнюдь не прибыльный и не коммерческий, культурологический консервативный проект под названием "Волшебная гора" начнёт медленно рушиться. К счастью, такого не произошло, и новый главный редактор Алексей Комогорцев с новыми силами взялся за столь замечательное издание.
Только что вышел шестнадцатый номер, который порадовал и старых, и новых читателей. Так как тираж издания невелик, я, с разрешения главного редактора, перепечатываю в газете крайне важную для нас всех и глубоко почвенническую лекцию Чарльза, принца Уэльского, прочитанную им в Ливерпуле.
Принц Чарльз давно уже заклеймён у себя на родине, как "антипрогрессист" и всяческий противник науки. А он всего лишь призывает не терять связь с природой и всем окружающим, в том числе и нематериальным миром. Он понимает, в отличие от наших "пусек" и гельманов, значение сакральных символов в жизни и человека, и человечества. Это прямо наперекор им пишется: "Ныне мы живём в крайне буквалистском мире, где почти не осталось места для символов…" Он против того, чтобы все народы мира отказались от мудрости былых времён, от традиционных знаний. По его мнению, "…слово "пред-рассудок", несомненно, несёт гораздо более глубокое значение, чем то, к которому мы привыкли. Оно отражает наше чувство глубинной причастности к живому организму…". Я рад, что эту важную для всех традиционалистов мира, глубоко принципиальную лекцию перевёл с доброго согласия его королевского высочества мой сын, работающий сейчас в Ирландии. Рад, что наследник британского престола принц Чарльз разрешил публиковать этот перевод у нас в России.
Принца Чарльза недолюбливают и в британской королевской семье. Очень уж он выбивается из европейской традиции, очень уж тянется к православию. Кое-кто поговаривает о его тайном принятии православия и даже чуть ли не о желании уйти в монахи. Совсем незачем. России нужен хоть один европейский монарх, симпатизирующий православию. Принц Чарльз любит ездить в Сербию и в Грецию, по православным монастырям; он восстановил и содержит православный монастырь Ватопед на Афоне. Так что никакому Дмитрию Галковскому с его англофобией принца Чарльза не достать.
В параллель с лекцией принца Чарльза созвучна ей и публикуемая в этом же номере журнала важнейшая работа о символах известнейшего метафизика, автора фундаментальных работ по буддизму первой половины прошлого века, индуса Ананды Кумарасвами "О зайцах и снах". Я рад, что мои книги о древнейшем восточном символе — Лунном Зайце, оказались созвучны этой новой для меня публикации. Учёный пишет о символической связи Зайца с Луной и Псом. "Луна является Небесным Псом; он обозревает злым взором… Именно поэтому люди боятся лунного света и всегда скрываются в тени. Они называют лихорадку укусом Пса". Конечно, можно смеяться над всеми этими символами и предрассудками, но почему-то до сих пор сакральная Юго-Восточная Азия уже определяет развитие всего мира, а белая цивилизация в глубоком упадке. Не пора ли вернуть или как-то обновить наши великие символы и сакральные ценности?
В журнале продолжается дискуссия о традициях и авангарде в современной России, и я рад, что в дискуссии активнейшее участие принимают наши авторы: Андрей Бычков, Григорий Бондаренко, Яна Бражникова. Интересна статья и главного редактора Алексея Комогорцева "Традиция и развитие".
Настало время, когда, казалось бы, абстрактные и далёкие от жизни дискуссии о сакральных символах и древних святынях переносятся на улицу, выливаясь то в кощунство "Пусси райот", то в глумление над иконографическими символами на выставке Марата Гельмана. И оказывается, такие уникальные и малодоступные в широкой среде журналы, как "Волшебная гора", оказываются чуть ли не главными идеологическими защитниками нашего государства. И становятся самыми актуальными такие, казалось бы, абстрактные стихи Александра Бутузова, опубликованные в одном из номеров журнала: "Бог нам оставил знаки — Камни, Коран, святых. А глиняные собаки — Такие же, как и ты". Будем же беречь эти древние знаки. Не будем трогать ни святынь, ни даже собак глиняных, которые их охраняют. Ибо "Всё же ты их не трогай — Не искушай судьбы: Собаки — то стражи Бога, Мы же — Его рабы". Никакая армия с её бомбами и ракетами не поможет, если солдат и офицер, в конце концов, главнокомандующий, не знает, какие сакральные ценности он защищает.
Становится модным не сам французский эзотерик Рене Генон, а та большая Традиция, то большое священное знание, которое он доносил до людей.
Будем считать новый шестнадцатый номер "Волшебной горы" ещё одним важным знамением наших дней.