В день, когда в легенду обернулся эпический бросок через трубу газопровода под Курской землей русских воинов – бойцов спецназа «Ахмат», 11-й гвардейской десантно-штурмовой бригады, 30-го мотострелкового полка, бригад «Восток» и «Ветераны» – прошлась по Тверской улице. От площади Маяковского – к Красной площади…Модные кафе, в которые и не зайти сразу, столик резервируют заранее. Цыганщина скверов и бульваров с конструкциями из металла, кадками с елками-березками-сухостоем, павильончики для продажи конфетно-сувенирно-рекламной продукции… Праздная жизнь столицы – вполне привычна. Вдруг вспоминала почему-то «Титаник» в его описаниях. Нега убранства кают первого класса, ресторация в стиле Людовика XVI, в меню: восемь сортов сыра, несколько сортов ветчины, ростбиф, яичница-болтунья с вареной спаржей в сливочном соусе… салон, в клубах дыма дорогих сигар здесь обсуждают завоевание мира и денег. И – трюм, машинное отделение. Инженеры, электрики, кочегары, смазчики, механики работают в три смены, попеременно сменяют друг друга. На катастрофу трансатлантического супер-лайнера, «плавучего дворца» Александр Блок в своем дневнике отозвался парадоксальной фразой: «Гибель Titanic’a, вчера обрадовавшая меня несказанно (есть еще океан)»… Пытаюсь шагнуть ещё вперёд. Заглянуть «за», вообразить пусть грубо, эскизно, в самых общих чертах Москву ближайшего победоносного будущего. Грядущий культурно-исторический ландшафт.
Говорят: «кто не знал старых мастеров, редко признают нового». Я – знала. И, действительно, значительная часть моих публикаций сопряжена с неприятием нового. Всей этой левацкой «актуальщины», всего этого contemporary art, что под ритуальные пляски на гробах русских представлений о красоте и Вечном, бульдозером шла по театрам, галереям, музеям, только успевали окна Овертона слетать с петель. Ход СВО подкорректировал картину, конечно. Передовики-бульдозеристы как по сигналу свалили на свою ментальную родину. Их рупор – «свободные» и «независимые» СМИ с клеймом в виде лилии на плече одни язык прикусили, другие – тоже сменили адреса и явки.
Вопрос – надолго ли?
«Используйте государство только как источник своих личных средств к существованию, но пусть наш ум и сердце будут в другом месте!». Призыв одного из игроков на поле contemporary art к «творческой интеллигенции» в момент помрачения её рассудка на фоне возвращения Крыма в родную гавань – никто не отменял. «Испуганные» уже прокладывают стёжки-дорожки для «тихого возвращения» на «родину-уродину». Системные патриоты осваивают ребрендинг акции на Литейном мосту арт-группы «Война». Риск, на мой взгляд, таят в себе и такие два события. Хотелось бы надеяться, риски – мнимые.
Первое событие
В декабре 2024 года директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский был удостоен высокой награды, ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Факт признания, что несомненно, выдающихся заслуг учёного-востоковеда, доктора исторических наук, профессора, эффективного менеджера. Но и, что тоже немаловажно, оценка осуществляемого им курса. Вполне себе прозрачного курса. Достаточно припомнить лишь несколько художественных акций, шумиха вокруг которых держала Петербург на грани народного бунта:
«Конец веселья» от английских концептуалистов братьев Чепменов, как пример, с пластмассовыми солдатиками со свастикой и в нацистской форме. И это в городе, пережившем блокаду. «Манифеста-10» как ещё один образчик «трансгрессивного эстетического жеста». Эта выставка из серии глобального, кочующего по городам Европы и за счет казны городов арт-проекта, в Петербурге могла и не состояться. Её организаторы требовали дождаться лучших времён, пока Россия не стряхнёт с себя перхоть архаики, не признает однополые браки. Михаил Пиотровский настоял на своём: запрет гей-пропаганды в России только подстегнёт интерес широкой публики к духу современного искусства. Пакет жалоб в прокуратуру прилетел и по случаю «Шоу для живодёров». В одно прекрасное утро чучела дохлых зверей и птиц от художника Яна Фабра оказались подвешенными рядом с полотнами Рубенса, Тициана, Рембрандта. Эрмитаж – слава и гордость Российской империи шаг за шагом, год от года подвергался коррозии, сокровищницу русских царей переформатировали в площадку для провокативного обсуждения табу. Даже безобидная, растиражированная вдоль и поперёк, выставка «Фаберже – ювелир Императорского двора» и та не миновала скандала. Беда постучалась, откуда не ждали. Коллекционер Андрей Ружников публично обвинил Михаила Пиотровского в подделках в экспозиции и «вульгарном новоделе».
… И только сделка Эрмитажа и Музея Соломона Р. Гуггенхайма при участии Министерства культуры РФ пребывает в завидной тишине, в ореоле недоговоренности.
Суть – проста.
Эрмитаж и такой же «безденежный» по слову Михаила Пиотровского Музей Соломона Р. Гуггенхайма (один из самых известных музеев современного искусства в мире) решили в миллениум подзаработать. И уже на следующий год в Лас-Вегасе, в этом городе огней и греха, на территории курортного комплекса The Venetian (включает в себя фешенебельный отель, казино, торговый и экспо-центры, рестораны) открыли Музей Гуггенхайм-Эрмитаж. Владеет и управляет Музеем – Фонд Соломона Р. Гуггенхайма. «Мы уверены, - поделился в интервью своими видами Михаил Пиотровский, - что Эрмитаж получит не менее $1 млн». Публика в Лас-Вегасе такая, что любит потратить деньги на всякую дурь, «чтобы прокатиться в отеле триста метров на гондоле под искусственным небом, записываются заранее и платят около $30»! Эрмитажные Ван Гога, Пикассо, Моне, представленные в лобби отеля, окажутся ещё одним статусным развлечением. «Беспрецедентная по своему масштабу, культурной и политической значимости программа долгосрочного партнерства Государственного Эрмитажа и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, - заверил уже министр культуры Михаил Швыдкой, - выведет гуманитарное и культурное сотрудничество России и США на принципиально новый уровень». Но что-то пошло не так. Не задалось что-то. С первых дней работы Музей столкнулся с недостатком посещаемости. В 2008 году – был закрыт.
Но нюанс остался.
Фонд Соломона Р. Гуггенхайма от права смотрящего за организацией музейной деятельности в здании эрмитажного Главного штаба – не отказался. Здесь-то, специально для vip’участников Петербургского международного экономического форума-2017 и развернули «интеллектуальный марафон» на все 24 часа без передышки – гомоэротический «Оммаж Яну Фабру». Сургучная печать легла на договор о партнёрстве.
…Жареным запахло в феврале-марте 2023-го. Главы ведущих музеев – Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени Пушкина один за другим ушли в отставку. Подмигивание Западу в разгар навязанной Западом России прокси-войны на территории Украины – не комильфотно. Трон качнулся и под директором Эрмитажа. Но – выстоял.
И вправду, ещё неизвестно с какой стороны ветер подует завтра.
Второе событие
В Москве открыт Ельцин-центр (Малая Никитская, дом 12). Выставка «Моя бабушка – первая леди» – первый номер программы. Маша Юмашева – внучка первого президента РФ Бориса Ельцина и его супруги Наины Ельциной заявила о себе как о фотохудожнике. В залах Ельцин-центра представила фотопортреты своей бабушки.
Что известно о Маше Юмашевой?
Немного.
Родилась в 2002-м. В 2009-м вместе родителями Татьяной Дьяченко и Валентином Юмашевым получила гражданство Австрии. Она – vip’путешественница. Друзьям советует «частные самолёты, 5-звёздочный Four Seasons в Нью-Йорке, ценит браслеты от Valentino, обувь Prada, сумочки Chanel и очки Christian Dior» (информация из открытых источников).
И ещё – любимая внучка.
Открывая выставку, призналась: «Бабушка не очень любит фотографироваться». Но для внучки не пожалела ни времени, ни сил, провела её «по всему дому, по всему саду, по всему огороду, и чтобы в теплице тоже, и с огурчиками, и с помидорчиками... В итоге сделали только с яблоками, – рассказала, – а то бы я её совсем замучила». И добавила: в 93 года бабушка – «лучшая модель и самый большой молодец».
Журналист Андрей Колесников в репортаже «И в теплице тоже… И с помидорчиками» («КоммерсантЪ», 29.01.2025) подсластил пилюлю. Наину Ельцину сравнил с Мэрилин Монро. «Я вот около одной фотографии долго стоял. На ней Наина Иосифовна просто поправляет локон. Но что значит просто! Мэрилин Монро так не поправляет». Но это, a propos.
Из важного: в качестве ассистента Маши Юмашевой выступила её мама. Татьяна Дьяченко теперь «и визажист, и стилист, и гаффер, и парикмахер, и фотограф тоже...». Ну а в прошлом – тоже не последний человек в российском политическом истеблишменте. Советник президента РФ Бориса Ельцина (1997 -2000). Член совета директоров ОРТ (1998- 2001). Советник Администрации президента РФ (1999-2001). Если верить экс-прокурору Юрию Скуратову, то из «якобы причастных к инсайдерской торговле на рынке государственных краткосрочных облигаций, закончившейся дефолтом».
Выставку «Моя бабушка – первая леди» Татьяна Дьяченко назвала культурным проектом, который «помогает сейчас нам жить вместе».
Верно, сама первая леди, виновница торжества Наина Ельцина, вернисаж вынужденно пропустила («много разных вирусов»), но – передала своё «фирменное», не теряющее свежести печенье; с пылу с жару – так вообще произведение искусства. Гостей немного, всего 150 человек. «Друзья внучки и бабушки, послы иностранных государств, бывшие и действующие политики». Из «святых девяностых». Кто создавал новую страну, укреплял демократию и свободу слова, кому мы обязаны поклониться. Шеф протокола первого президента России Владимир Шевченко. Номинант на премию «Оскар» режиссер Павел Чухрай. Правозащитник, Нобелевский лауреат-иноагент, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Режиссер Павел Лунгин… Не было не скрывающего своей патологической ненависти к России Анатолия Чубайса. «Если бы не Чубайс, - как-то нагнала алармизма Татьяна Дьяченко в одном из интервью, - жили бы мы с вами под руководством президента нового государства Александра Григорьевича Лукашенко». Зато был тесть Анатолия Чубайса русофобствующий режиссер Андрей Смирнов с супругой. И спецпредставитель президента РФ по международным культурным связям Михаил Швыдкой с букетом белых роз тоже был.
Такая вот пастораль.
Тихое семейное счастье.
Но что интересно?
Оказалось: не так страшен чёрт, этот Ельцин-центр, как Никита Михалков его намалевал. На слушаниях в Совете Федерации заявил: «В Екатеринбурге существует центр, в котором осуществляют ежедневные инъекции разрушения самосознания людей. Реализуется мощнейшая программа, которая практически разрушает реальное представление людей о том, что такое история России». В передаче «Бесогон ТВ» с многомиллионной аудиторией сорвал завесы тайны, опубличил схему финансирования Центра через систему подставных западных банков, фондов, НКО. Что же касается его филиала? Московский Ельцин-центр ещё было не углядеть поверх обнесенного вокруг забора, как Никита Михалков рассказал о «фактическом уничтожении» на его месте исторической усадьбы Долгоруковых-Бобринских. «Что бы сказали Долгоруковы и Бобринские, - не скрывал негодования, - если бы узнали, что в их дом въедут люди, которые развалили армию, которые участвовали в обнищании народа, в разрушении производств, в продаже всего за копейки иностранному капиталу?» В результате, Никите Михалкову пригрозили судом.
Довольно странная, согласитесь, участь героя в заранее проигранной войне.
И ещё.
Московский Ельцин-центр вдруг нарисовался как наш аналог, допустим, «Римскому клубу». Закрытый клуб для элиты. С выставкой «Моя бабушка – первая леди» выстрелил едва ли не как единственный наш «мозговой центр», что в свете текущих событий в стране и настроений особенно важно. Маша Юмашева, можно сказать, просто влила в старые дряхлеющие мехи новое игристое вино. Неплохо получилось! «Воздух сюда какой-то особый завезли сегодня», - заприметил один из присутствующих. Пусть Стэндфордский научно-исследовательский институт, Тавистокский институт человеческих отношений и прочие Советы по международным отношениям генерируют алгоритмы психологических войн, социальной инженерии, политического манипулирования, культурной экспансии, реализуют сатанинские стратегии глобального доминирования … наш доморощенный сермяжный и его команда парируют – «и с огурчиками, и с помидорчиками»! Кроме того, была представлена книга Наины Ельциной «Личная жизнь».
Аминь!