Тема вступления Советской армии на территорию Болгарии и ее поход от восточной до западной границы без единого выстрела была проанализирована в течение 45 лет социалистического строительства в Народной Республике Болгария, прежде всего участниками антифашистского сопротивления, которые потом стали высшими военными, полицейскими, разведчиками и контрразведчиками. Они были вынуждены соблюдать авто-цензуру, для того чтобы не показать некоторых героев этих исторических событий в негативном свете и нарушить правило героизации антифашистов, которые не оставляло им права на ошибок и просчетов. Вся правда о прошедших событиях была рассказана только после введения гласности в социалистической Болгарии.
Событиями в Варне 8-10.09.1944г. занимались в своих мемуарах их участники – партизаны Недялко Милушев, Вылчо Мерджански, Иван Добрев, Иван Демерджиев. В целом, поход Советской армии через территорию Болгарии проанализировали главные герои сопротивления – Митка Грыбчева, Славчо Трынски, Димо Дичев, Стою Неделчев. Они еще во времени социализма и существования Варшавского договора давали достойный отпор тем полностью необоснованным утверждениям некоторых непрофессиональных советских (российских) историков, журналистов, писателей, которые настаивали и настаивают, что во Второй мировой войне Болгария воевала против СССР. На сегодняшнем этапе сложных отношений между Москвой и Софией, такие неверные утверждения не способствуют торгово-экономическому сотрудничеству и сохранению симпатий болгар к русским, на фоне присутствия обоих стран разных военно-политических блоках.
Профессор Военного Университета Министерства Обороны Российской Федерации Юрий Рубцов, в документальном фильме «Сталинград» отметил, что Яш - Кишиневская операция Ставки Верховного Командования была второй, после Сталинградской, которая была запланирована и завершилась полным окружением гитлеро-фашистских войск. По мнению многих военных историков – исследователей Великой Отечественной Войны, она была самой кровавой, за всю ее историю. Однако, ее завершающий этап – вступление советских войск в черноморскую столицу Болгарии Варну и их поход по всей болгарской территории, начался и завершился без единого выстрела. Начиная с военно-морского десанта, совершенного Черноморским Флотом СССР и кончая занятием передовыми частями рубежа на болгаро-турецкой границе (таким образом, была предотвращена атака 22 турецких дивизий на пограничные города и деревни), а также вступлением в Софию, в западные и южные населенные пункты страны, красноармейцев везде встречали девушки с цветами, хлебом с солью, ракией (болгарской фруктовой водкой) и вином. Болгары видели в них потомков тех русских солдат, которые принесли стране свободу и независимость, после пяти веков турецкого рабства, во времени которого, болгары подвергались Геноциду. Он мог бы и завершится успехом, если российско-турецкая война была отложена.
Самый большой вызов был брошен советскому командованию в городе Шумен, расположенном в 80 км западнее Варны. Там юнкера, во всеоружии и с многочисленными боеприпасами, укрепились в крепости, в которой находилось их Военное Его Величества Училище. Оттуда, на протяжении двух суток, умело и организованно отбивали хаотические атаки необученных партизан Болгарской Коммунистической Партии, нанося им существенный урон в живой силе. Партизаны многократно превосходили юнкеров по численности, однако существенно уступали в вооружении, боеприпасах и обмундировании. Многие из них полегли в первые дни, после победы над фашизмом (за которую большинство боролись 3 года, а некоторые – 2 десятилетия), которая была абсолютно невозможной без вступления Третьего украинского фронта в Болгарию. Юнкера дрались до смерти, прекрасно осознавая, что если кто уцелеет – тот горько пожалеет… Бой за Шуменскую крепость подробно рассказан и анализирован его участником, будущим адмиралом, командующим Черноморским флотом, замминистра обороны Иваном Добревым.
Партизанские командиры многократно просили лично командующего фронтом – маршала Федора Ивановича Толбухина, его заместителя – генерал-полковника Желтова и остальных генералов о вмешательстве, чтобы побыстрее расправиться с юнкерами. Советские высшие офицеры, однако, упорно отклоняли просьбы, помня о разговоре с самым Георгием Димитровым – бывшим Генеральным секретарем Коминтерна и настоящим заведующим отдела «Международная информация» в ЦК КПСС. Он их уверял, что на территории Болгарии «войны не будет». И они следовали за инструкциями не вступать в перестрелки с болгарской царской армией и полицией и оставить партизанам сводить с ними счеты. Кроме того, предполагается, что многие из советских генералов имели аристократическое происхождение (которое усердно прикрывали) и все они закончили военные училища. Поэтому, тайком симпатизировали болгарским юнкерам.
Однако, самое интересное случилось именно в морской столице Варне, где 08.09.1944г. на одном из перекрестков в центре города (который потом, в течение всего социалистического периода, назывался Красная Площадь) советские части, приходящие с севера, встретились с партизанами, которые уже подошли с юга -это были уцелевшие бойцы двух партизанских отрядов: варненского «Василь Левский» и бургаского «Народен юмрук» (народный кулак) – бывший партизан Иван Демерджиев подробно описал и анализировал разгром бургасских партизан и присоединение к варненским. Это было настоящее братание – дружеские обнимки, поцелуи, обмен сувениров. Советские военные кинооператоры, которые до этого целых три года снимали только смерть, разрушения, расчлененные тела военных и гражданских лиц, впервые за все это время имели возможность запечатлеть сцены радости и счастья от победы над фашизмом. Конкретно, они долго снимали в близком плане самую молодую партизанку (позывная «Росица» - ей было всего 19 лет), потом главную героиню партизанских мемуаров, которая прыгала с ружьем в руках и восторженно кричала «Ура»! (Как она потом рассказывала, это был самый звездный миг во всей ее жизни). Веселье продолжалось очень долго. Радость победы была долгожданной.
Победителям над фашизмом – и советским, и болгарским, некому было мешать. Все царские офицеры, полицейские, государственные чиновники, священники, просто богачи, уже находились в городской тюрьме, на месте бывших политзаключенных – коммунистов, социал-демократов, земледельцев. Им пришлось поменять мундиры на полосатую одежду и просить о прощении. Об аресте бывших служителей Царства Болгария вспоминает единственный уцелевший с Камчийской партизанской группы Вылчо Мерджански – генерал-майор, помощник министра обороны.
Все, что творилось в Варне в этот день, не ускользнуло от опытных глаз американских, британских и турецких шпионов в городе. В этот же вечер, практически одновременно, Радио Лондон и Радио Анкара передали, что в болгарском городе Варна была установлена советская власть! Естественно, не заставили себя ждать и протестные ноты, которые Черчилль и Рузвельт послали Сталину. Они указывали на нарушение Тегеранских договоренностей 1943г., которые не предусматривали установление советской власти на территориях, занятых советскими войсками в Европе, кроме как на части тех, где раньше распространялся суверенитет Российской Империи. Ситуация была чревата преждевременным разрывом антигитлеровской коалиции (который, все равно, потом не мог не состояться). Когда немецкая разведка донесла о случившемся Гитлеру, он прыгал, танцевал и кричал: «Я их разругал! Я их разругал!». Однако радовался он преждевременно – не разругал!
Сразу после того, как Сталину прочитали обе ноты, он взял трубку и позвонил в штаб Третьего украинского фронта. Штаб располагался в самом большом городе на северо-востоке Болгарии – Добрич (который потом, на протяжении всего социалистического периода, назывался Толбухин, в честь командующего фронта). Командующий, однако, тогда очень испугался, когда узнал кто его спрашивает и прошептал адъютанту: «Меня нет! Меня нет!». То же самое прошептал и Желтов.
В конце концов, трубку взял молодой, уже обстрелянный и переживший тяжелое ранение офицер, который за 3 года перестал бояться смерти – он давно к ней привык, во времени службы в 4-ом гвардейском механизированном корпусе. Это был комендант Варны подполковник Владимир Федорович Толубко. Он ровным, спокойным голосом ответил: «Вас слушают, товарищ Первый!» Не испугался и не растерялся и после угроз «Первого»: «Ты там какую такую советскую власть устанавливаешь!? Вы что, меня с союзниками поссорить хотите!? Я вас всех перестреляю как собак!» А всем было известно, что «Первый» слова на ветер не бросает…
Подполковник Толубко оставил штаб Третьего украинского фронта, где все пребывали в полной растерянности, и поспешил в Варну. После прибытия, он узнал, что партизаны, в его отсутствии, расстреляли командующего Варненского гарнизона – генерала Христова, на результаты допроса которого очень рассчитывал (отстрел царских генералов по приказу Военного отдела Болгарской Коммунистической Партии подробно описала и проанализировала его участница Митка Грыбчева). Это своеволие привело его в бешенство. Собрал партизанских командиров (будущих генералов и адмиралов Болгарской Народной Армии) и сказал: «Ребята, я не знаю и знать не хочу какие вы коммунисты и антифашисты! Я знаю только, что на берегу моря всплыл труп генерала и что вы устроили самосуд над всеми представителями легитимной власти! И я вас посажу в самолет в Москву, объяснятся с товарищем Сталиным! Имейте в виду, что дверь в нем остается открытой и сесть в нем в Варне, еще никак не означает долететь до Белокаменной!» В своих мемуарах потом, (вышедших в 1973г.) он конечно умолчал об этом случае - тогда Народная Республика Болгария была самым верным союзником СССР и нельзя было портить авторитет ее военачальников… Не мог он также написать, что маршал Толбухин и генерал-полковник Желтов испугались: в течении 45 лет город Добрич носил имя советского маршала, святое для горожан.
Подполковник Толубко приказал выпустить на свободу всех заключенных, надеть им формы и собрать митинг на том же перекрестке, который потом стал называться «Красной Площадью». Там разыгрался спектакль по мирной сдаче власти партизанам, которые ставили оружие в пирамиды. Их приветствовали старый мэр города, поп и другие представители дореволюционной власти. Все это было снято советскими военными кинооператорами, пленки тотчас же были отправлены самолетом в Москву. «Мосфильм» их обрабатывал в течении сутки. Отсюда самолеты «ТБ-7» их разнесли в Вашингтон и Лондон – как известно, они были недосягаемые для немецкой зенитной артиллерии. И была гарантия, что долетят по назначению. Британские и американские лидеры имели возможность просмотреть кадры митинга, подлинность которых их шпионы подтвердили.
Вашингтон и Лондон сняли все претензии к Москве. Сталин высоко оценил хладнокровие и своевременную реакцию подполковника Толубко в сложной обстановке и его верную геополитическую ориентацию в перекрестке союзнических интересов. И на следующий день присвоил ему звание полковника. Для Толубко день был знаменательным – одновременно с присвоением звания, в Варне родился его первый сын (как известно, в 1944г. старшие офицеры Советской Армии имели право брать своих жен с собой в поход). Он до конца жизни был почетным гражданином Варны. Неоднократно приезжал летом на отдых и на юбилей 8.09 1944г.
Как известно, Владимир Федорович Толубко дослужился до маршала Советского Союза, первого заместителя министра обороны, командующего Ракетных Войск Стратегического Назначения. Был награжден золотой звездой Героя социалистического труда, пятью орденами Ленина и многими другими орденами и медалями – как советскими, так и зарубежными. Среди зарубежных, выделялся орден «Народная Республика Болгария» Первой степени. Его первым кавалером был Георгий Димитров. За ним последовали выдающиеся советские военачальники и политики.
Автор этих строк имел честь лично с ним познакомиться, во время его последнего приезда в Варну. Вскоре после этого, он ушел на пенсию, после первого инсульта. Официально перешел в группу генеральных инспекторов Вооруженных сил СССР. Второй инсульт стал фатальным. Скончался Владимир Фёдорович в 1989г., накануне распада социалистического лагеря и Варшавского договора, когда в Европе стали переписывать историю Второй мировой войны.
P.S. Эта статья основана исключительно на воспоминания действующих лиц, на коленях которых автор вырос. В основном, это воспоминания матери Македонии Коларовой (позывная «Росица») – самой молодой партизанки, которая прыгала с ружьем в руках и восторженно кричала «Ура». На основе ее и ее боевых товарищей воспоминаниях, выпускник московского ВГИК, уроженец Варны, режиссер-документалист Вылчан Вылчанов сделал документальный фильм «Война без выстрела», который в 80-х годах ХХ века собрал все призы на мировых фестивалях. После поспешной «демократизации» Болгарии, о нём полностью забыли. Вылчан Вылчанов доживает свои дни в одиночестве в Варне. Указанные книги не существуют в электронном варианте. Их авторы, один за другим, уходят из жизни. Многие из них соблюдали и до сих пор соблюдают «фигуру умолчания». Через 5-10 лет свидетелей этих исторических событий уже не останется и они уйдут в небытие.


