Авторский блог Константин Душенов 18:33 15 января 2015

Воины Христовы накануне Третьей Мировой...

Христос, милостиво внимавший молитвам тех святых мужей, и ныне – «вчера, днесь и вовеки», по слову Писания – Тот же. Да мы-то, мы-то с вами каковы? Таковы ли как те, древние, всё отвергшие, «вся красная мира» поправшие, самую жизнь свою «вменившие нивочтоже» ради Христа, ради стяжания Святаго Духа в Царствии Небесном, в котором они пребывали душой, телом своим ещё находясь в грешном, падшем мiре нашем? Мы-то с вами – не сами ли первейшие виновники тех бед и несчастий, которые грядут на нас, приближение которых уже очевидно любому мало-мальски внимательному христианину?

В России Господь милосердно хранит бесценную искру истинно духовного жития, влача нас, непослушных и ленивых, в Царствие Свое «сквозь огнь мучений и воду слёз». И сквозь кровопролитные войны, в том числе. А мы, неблагодарные, хулим сей милосердный Промысел, ропща, как некогда роптали древние евреи, кричавшие Моисею: «Зачем вывел нас из Египта? Там мясо едят, а мы тут, в пустыне бедствуем…»

На фоне ожиданий Большой Войны, которые в последнее время распространяются в русском обществе всё шире и шире, особое значение приобретает извечная и очень трудная тема: отношение христианина – и, шире, вообще каждого человека – к скорбям и бедам, к несчастьям и даже мукам, которые периодически встречаются ему (т.е. каждому из нас) на жизненном пути. К необходимости, спасительности и неизбежности применения этих благодатных орудий Божьего Промысла, отечески наказующего нас на узком пути к вожделенному Небесному Отечеству.

Увы, в современном обществе, отравленном до самых своих глубин сатанинской жаждой комфорта, удовольствий и телесного покоя, тема эта находится под строжайшим запретом. Зато лукавые стенания на тему «лишь бы не было войны» слышны всё громче и громче. Мы, современные немощные христиане, уже почти позабыли суровое, но спасительное учение Матери-Церкви об этой извечной проблеме. О том, что каждый христианин, в первую очередь – воин Христов! Может, пришло время вспомнить?..

Вспомним: «Аще без наказания есте – прелюбодейчища есте, а не сынове…» (Евр. 12,8). То бишь, если останемся без наказания, которого никто избежать не может, то мы приблудыши, а не сыны Божии. И ещё: «Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую…» (Откр. 3,19) Это нам, нынешним – трусливым и упрямым, ленивым и маловерным – говорит Господь: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю…» Нас, окаянных, пытается вразумить «апостол языков»: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает… Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 6-7)

Так что же мы, безумцы, бежим от этой спасительной отеческой заботы? Если хотим спасения, хотим стяжать благоволение Божие – должны достойно и мужественно принять наказание. Т.е. встретить грядущую войну. И строго следить при этом, чтобы лукавая «мораль» не заслоняла от нас суровую правду жизни. И не пытаться подменить великие и ужасные мановения десницы Божией, ‑ возводящей и низвергающей нас по недомыслимому, промыслительному, спасительному смотрению Своему, ‑ ничтожными человеческими понятиями о добре и зле, искажёнными, как правило, нашими греховными склонностями и страстными привычками.

Всё, что приближает нас к Богу, благо. И наоборот: благо лишь то, что приближает нас к Богу. Например, страдания и скорби. И тот, кто наносит нам такие раны – истинный благодетель наш и лучший друг! То же и со злом. Зло – это то, что отдаляет нас от Бога. И только то, что удаляет нас от Него, есть истинное зло. Например, благополучие и покой. И тот, кто убаюкивает нас ими, худший враг наш и злодей…

Можно сколько угодно спорить о ценности земной человеческой жизни с христианской точки зрения. О спасительной и искусительной роли страданий и скорбей. О допустимости и духовном значении насилия в деле спасения души. О непостижимости Промысла. Можно сыпать философскими и богословскими терминами, поминая теодицею, сотериологию и эсхатологию, трансцендентность Божества, имманентность первородного греха и старину Канта с его критикой чистого разума.

Но одно очевидно: истинно христианское понимание истории и её промыслительного смысла не имеет ничего общего с дешёвым гуманизмом, лицемерно рыдающим над «слезинкой ребёнка»! Давайте скажем честно: эта гуманистическая расслабленность значительной части нынешних православных христиан коренится вовсе не в евангельской любви, не в милосердии Христовом, не в бесценных добродетелях кротости и смирения, которые на деле никогда не мешали нашим великим благочестивым предкам убивать и умирать, проливать кровь – свою и чужую – на крутых исторических поворотах «узкого пути», ведущего Русь в живот вечный через жестокие скорби и искушения, тяжкие страдания и беспощадную борьбу.

Корни такой духовной «котолеопольдовщины» ‑ в нашей прискорбной робости, боязливости, лени, в боязни и нежелании поступиться хотя б малой толикой своего бытового, земного благополучия, нарушить мнимое довольство и покой своей жизни, которую мы по какому-то недоразумению дерзаем считать жизнью христианской, церковной! Увы мне, я – первый из таковых! Остыла вера, погасла ревность, оглохла беспечная душа…

Но в богоизбранной России Господь милосердно хранит бесценную искру истинно духовного жития, влача нас, непослушных и ленивых, в Царствие Свое «сквозь огнь мучений и воду слёз»! И сквозь кровопролитные войны, в том числе. А мы, неблагодарные, хулим сей милосердный Промысел, ропща, как некогда роптали древние евреи, кричавшие Моисею: «Зачем вывел нас из Египта? Там мясо едят, а мы тут, в пустыне бедствуем…» Неужели не боимся страшных определений Божиих: «Был ты Мне в сытостьизблюю тя из уст Моих». Вот что воистину страшно! Вот чего бояться надо, а не грядущей Мировой войны, сколь бы кровавой и жестокой она ни была…

Внешняя канва нашей индивидуальной жизни, нашей личной биографии – как и мiровой истории в целом – вообще не имеет никакого самостоятельного значения. Все наши взлёты и падения, радости и невзгоды, благополучие и нищета, здоровье и болезни – равно как мир и война, столкновения народов и государств, цивилизаций и культур – всё это суета сует, по слову мудрого Екклезиаста. Смерть одного человека или гибель миллионов – сами по себе равно бессмысленны, бесполезны и безразличны с нравственной точки зрения. Ибо в конечном итоге смерть – наш общий неотвратимый удел. Всё это, все перипетии нашей жизни, все бури человеческой истории обретают смысл только в Церкви, только во Христе, в рамках чудного Домостроительства Божия. Только в процессе промыслительного устроения Благодатью Божией нашего спасения. Спасения желающих и произволяющих для блаженной, сияющей, торжествующей Вечности.

И тут счёт идёт совсем иной, нежели привычный нам, человеческий. Например, православным хорошо известен рассказ одного из древних Отцов, сподобившегося увидеть духовным взором некое адское «совещание» под руководством сатаны, к которому бесы приходили с докладами о своих пагубных «достижениях». И вот, приходили духи злобы, которым удалось в тот год наслать на род человеческий моровые поветрия и страшные болезни, смертоносные бури и разрушительные землетрясения, междоусобные распри и кровопролитные войны. Но все они подверглись порицанию от князя тьмы за то, что мало сделали для погубления рода человеческого, и были с позором изгнаны из собрания. Наконец, пришёл усталый бес, который сообщил, что он тридцать лет подряд вел в пустыне брань с одним монахом и сегодня, по истечении тридцати этих лет, наконец-то понудил сего инока к нравственному падению. Вот тут-то сатана и возликовал, этого-то беса и возвеличил, провозгласил триумфатором, украсил его собственной короной и усадил с собой на престол в преисподней…

Так что духовные интегралы спасительного жития весьма сильно отличаются от нашей земной, житейской арифметики. И счёт в небесной канцелярии ведут совсем не так, как в нашей повседневной человеческой бухгалтерии. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал в своём знаменитом дневнике «Моя жизнь во Христе»: «Мир находится в состоянии дремоты, духовного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями…»

Что ж, станем ли мы, подобно страусам, прятать голову в песок пред лицем этих спасительных Божьих врачеваний, благодатных прижиганий и промыслительных хирургических сечений, помогающих отделить гниющие члены и продлить жизнь здоровым клеткам?

В любом случае, наша суета никак не повлияет на судьбы обезверившегося человечества. То, что должно свершиться, свершится! Думаю, что дети наши, и в первую очередь, конечно, сыновья (моему недавно исполнилось восемнадцать), станут современниками и участниками очень бурных исторических событий, и даже – страшной и разрушительной мiровой бойни. Этого можно и нужно по-христиански страшиться, но изменить судьбы во зле лежащего мiра нельзя.

Впрочем, нет, можно… Есть один способ. Святый Варсонофий Великий писал почти полторы тысячи лет назад для вразумления и ободрения современных ему христиан, что он знает несколько человек (он даже указал, где они подвизаются), способных, по милости Божией, своей пламенной молитвой останавливать стихийные бедствия, разрушительные войны и эпидемии смертельных болезней. Эти угодники Божии даже самый Суд Его нелицеприятый сподобились отсрочить, добавив мятущемуся человечеству время для покаяния и исправления.

И как же мы воспользовались этой отсрочкой?

Христос, милостиво внимавший молитвам тех святых мужей, и ныне – «вчера, днесь и вовеки», по слову Писания – Тот же. Да мы-то, мы-то с вами каковы? Таковы ли как те, древние, всё отвергшие, «вся красная мира» поправшие, самую жизнь свою «вменившие нивочтоже» ради Христа, ради стяжания Святаго Духа в Царствии Небесном, в котором они пребывали душой, телом своим ещё находясь в грешном, падшем мiре нашем? Мы-то с вами – не сами ли первейшие виновники тех бед и несчастий, которые грядут на нас, приближение которых уже очевидно любому мало-мальски внимательному христианину?

Мiр безумный, развратный, безбожный, предавшийся сатанинской гордыне, бесовскому себялюбию, спешащий, похоже, испробовать всякий грех, всякое беззаконие, поскорее испить до дна всю «чашу мерзостей земных» – не сам ли громогласно призывает меч правосудия Божия, фиал гнева Господня, грозных и страшных ангелов Апокалипсиса на свою безумную голову?

Что же, воспротивимся судьбам Божиим, имеющим свершиться над нами? Да не будет сего! Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь.

1.0x