Авторский блог Рами Аль-Шаер 14:15 7 апреля 2021

Воевать нельзя договариваться

Межконтинентальные ракеты Ирана и российские инициативы

Десятилетия назад, когда углероды стали своего рода движителем мирового развития, Ближний Восток и Северная Африка обрели колоссальное геополитическое значение.

Эти регионы стали ареной различных игр, вызванных попытками получить доступ к ресурсам. Между тем повышенное внимание к этому региону часто порождает ожесточенную и зачастую недобросовестную конкуренцию между силами, стремящимися к гегемонии и господству. Они проводят политику диктата, защищая собственные интересы и не обращая внимания на интересы других сил, на интересы народов стран этих регионов. Они плетут заговоры, занимаются происками и интригами, стремясь сохранить свои интересы. При этом действуют методами, весьма далёкими от дипломатических. В результате жертвой такой политики становится народ, простые люди.

Российская внешняя политика в общем и на Ближнем Востоке и Северной Африке в частности, базируется на чётком выполнении обязательств по решению всех спорных вопросов, разногласий и конфликтов дипломатическим путём, с соблюдением норм международного права и выполнением соответствующих решений и резолюций ООН.

Поэтому Россия стремится делать всё для того, чтобы Ближний Восток и Северная Африка не становились ареной противостояния и столкновения интересов великих держав, чтобы во всех вопросах соблюдался баланс интересов стран этих регионов и внешних акторов, действующих вне региональных структур.

Отсюда появилась обновленная концепция создания зоны коллективной безопасности в регионе Персидского Залива. Об этом говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров в своём выступлении на заседании клуба «Валдай» 31 марта. Тема заседания клуба в этом году звучала так: «Ближний Восток в поисках утраченного возрождения». Как сказал Сергей Лавров, «если бы арабские монархии и Иран собрались за одним столом, а вместе с ними были бы такие структуры, как Лига Арабских государств (ЛАГ), Организация исламского сотрудничества (ОИС), «пятёрка» постоянных членов Совета Безопасности ООН, Евросоюз, тогда можно было бы говорить о конструктивных и впечатляющих переговорах и решениях».

Глава российского внешнеполитического ведомства коснулся также Ормузской мирной инициативы, выдвинутой Ираном. По видению иранской стороны, эта инициатива должна охватывать прибрежные страны Персидского Залива. Российская сторона, по словам министра, предполагает участие в этой инициативе внешних игроков, серьёзно влияющих на ситуацию в регионе. В этой связи Сергей Лавров упомянул также китайскую инициативу, которую называют «платформой для многостороннего диалога в Персидском Заливе», и французское предложение, которое называется «Европейская миссия морского наблюдения в Ормузском проливе». Российский министр сказал, что «надо собираться, объединять идеи, искать баланс интересов. Без него всё будет неустойчиво и хрупко».

Глава российского внешнеполитического ведомства отметил также, что договоренности, достигнутые «пятёркой» постоянных членов Совета Безопасности ООН, в большинстве случаев приветствуются остальными странами, так как речь идёт не только о балансе интересов между странами «пятёрки», но и между их союзниками, партнёрами и между большинством стран мира. В конце концов, это приводит к достижению реальных и практически выполняемых договоренностей. Поэтому появляется необходимость возрождения духа сотрудничества между странами «пятёрки», постоянное стремление поиска точек взаимопонимания, совпадения позиций, платформ и понятий.

Несмотря на то, что ни одна страна в регионе Персидского Залива не отвергает диалог с Ираном, консенсуса внутри Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива в отношении готовности к такому диалогу пока нет. Это главный вопрос. Суть в том, чтобы получить согласие шести арабских стран на ведение прямого, без предварительных условий, диалога с Тегераном.

Возможно, слова министра иностранных дел Королевства Саудовская Аравия принца Фейсала Бен Фархана о «шансах на запуск диалога между Королевством и Ираном», а также разговоры о возможном перерастании отношений между этими двумя странами в «отношения партнёрства» при условии, что Иран откажется от дестабилизирующих действий в регионе и от своего агрессивного поведения, дают определённую надежду на то, что такой диалог может состояться в будущем.

В этой связи стоит отметить, что ситуация здесь остаётся довольно сложной. Иран требует от Соединённых Штатов полного снятия санкций после чего, буквально в течение считанных дней, Тегеран пересмотрит позицию, касающуюся отказа от некоторых взятых на себя в соответствии с иранским ядерным соглашением обязательств. Речь идёт о Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), гарантирующем мирный характер иранской ядерной программы. В свою очередь, американцы считают, что прежде всего нужно полностью вернуться к выполнению соглашения, после чего они «подумают» об ослаблении ряда санкций и о том, что «необходимо сделать». Кроме этого, США предлагают дополнить СВПД, который будет касаться не только иранской ядерной программы, но и «ракетной программы» Тегерана, называя всё это неким «кодексом поведения Ирана в регионе». Таким образом, мы сталкиваемся с тупиковой ситуацией.

Прежде всего, необходимо вернуться к иранскому ядерному соглашению без каких-либо изменений, в том виде, в котором оно было одобрено Советом Безопасности ООН. Одновременно с этим должен начаться переговорный процесс о системе безопасности и сотрудничества в районе Залива и вокруг него. В ходе переговоров можно обсудить «ракетную проблему», касаясь не только ракет, имеющихся в распоряжении Ирана, но и размещённых в регионе в целом. Кроме этого, следует также обсудить и то, как страны региона сами создают кризисные ситуации и затем выдвигают взаимные требования. Как сообщил Сергей Лавров, существует французская посредническая инициатива по этому вопросу. В свою очередь Россия предложила неофициальную «дорожную карту», в соответствии с которой Иран и Соединённые Штаты пошагово будут возвращаться к выполнению своих обязательств.

Здесь необходимо обратить внимание на довольно опасный момент, касающийся решения иранского руководства, «отныне и впредь» отвечать на любые военные провокации, и в том числе, удары по иранским целям - где бы они не находились - ударами по американским и израильским целям. Такие удары, как обещает Тегеран, будут наноситься сверхточными иранскими ракетами, дальность которых достигает 2000 километров. Такое развитие событий может привести к развязыванию широкомасштабной региональной войны, чреватой катастрофическими последствиями, прежде всего, для стран Персидского Залива, на территории которых расположены американские военные базы. Поэтому необходимо потребовать от Израиля немедленно прекратить агрессивные действия в отношении сирийской территории, подтвердить свою приверженность принципу уважения государственного суверенитета и осудить агрессивные действия внешних сил.

Что касается Сирии, то несколько дней назад в столице Бельгии, Брюсселе, в режиме видеоконференции состоялась международная донорская конференция по Сирии, в которой приняли участие представители 50 стран и 30 международных организаций. Однако Сирия не получила приглашения участвовать в этой конференции. Что является очень опасным прецедентом, касающимся в том числе, Организации Объединённых Наций. Это вопиющий пример использования Соединёнными Штатами этой организации в качестве инструмента давления для осуществления собственных политических целей.

Когда сирийское правительство пригласило иностранных партнёров, в том числе ООН, принять участие в состоявшейся в ноябре прошлого года конференции по вопросам беженцев с целью создания условий для их возвращения на родину, американцы сделали всё для того, чтобы максимально ограничить количество стран-участников конференции. Однако нашлись страны, среди которых были, например, Объединённые Арабские Эмираты и Алжир, которые направили на конференцию свои делегации.

Более того, Соединённые Штаты вынудили ООН ограничиться своим участием в конференции в качестве наблюдателя. Другими словами, полноценного участия основной международной организации в этой конференции не было. Когда же недавно Евросоюз организовывал свою собственную конференцию, участие ООН в ней было полноценным. На конференции выступил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Он призвал участников оказать Сирии помощь и поддержку. В этом нет ничего плохого, за исключением того, что на конференцию не была приглашена сама Сирийская Арабская Республика, являющаяся, между прочим, государством-членом ООН и законным представителем сирийского народа. Получается, что мы имеем дело со своего рода «приватизацией» и использованием международных организаций в интересах определённых международных политических сил.

Брюссельская конференция была посвящена, в основном, решению одного вопроса - сбора денег для сирийских беженцев, находящихся на территории Турции, Иордании и Ливана, а также для оказания помощи сирийцам, «находящимся в неподконтрольных сирийскому правительству районах». Другими словами, эта так называемая «гуманитарная конференция» обсуждала вопросы оказания помощи только определённой группе беженцев, а не всем гражданам, которые были вынуждены покинуть свою страну. Это является вопиющим нарушением норм международного права, предполагающих предварительное решение таких проблем путём прямых контактов с правительством данной страны. Таким образом, налицо практика применения Западом двойных стандартов. Когда сравниваешь реакцию Запада на сирийскую конференцию по вопросам беженцев, и организацию своей собственной конференции, куда не была официально приглашена Сирия, невольно начинаешь понимать позицию президента Асада и сирийского правительства.

В Сирии сложилась ситуация «замороженного конфликта». Однако такая «заморозка» не может длиться вечно. Положение в стране крайне нестабильно, существует вероятность распада сирийского государства. Необходимо постараться избежать такой трагической развязки событий с непредсказуемыми последствиями, которые могут затронуть весь регион.

Несколько лет назад Россия приняла решение направить в Сирию свои вооружённые силы. Это было сделано по официальной просьбе сирийского правительства, на основании подписанного между двумя странами Соглашения о военном сотрудничестве. В соответствии с этим Соглашением каждая из двух стран может обратиться к другой с просьбой об оказании военной помощи в случае, если возникнет такая необходимость. России удалось изменить баланс сил на земле и избавиться от террористической угрозы, которую представляло собой «Исламское государство» (официально запрещённая в России террористическая организация). Коалиции западных стран не удалось ликвидировать эту угрозу. Кроме этого, Россия с участием двух стран «астанинской группы» (Турции и Ирана) смогла создать режим тишины и прекращения огня в ряде районов Сирии.

Однако американское присутствие на северо-востоке Сирии, положение проживающих там курдов вызывает тревогу в соседних районах. Среди сирийских курдов нет полного единства. Есть структуры, которые не скрывают своего сотрудничества с Рабочей партией Курдистана (РПК). Есть и другие структуры и силы, позиции которых пытаются сблизить американцы.

С другой стороны, мы видим, какую жёсткую позицию по некоторым вопросам занимает Турция в тех случаях, когда речь идёт о попытках Анкары и Вашингтона достичь компромисса. При этом американцы пытаются убедить турок не зачислять в террористы все действующие там силы.

Что же касается России, то она вместе с Турцией последовательно выступает за суверенитет и территориальную целость Сирии. Недавно Россия вместе с Турцией и Катаром принимала участие в состоявшихся в Дохе трёхсторонних консультациях. Стороны приняли совместное заявление, в котором категорически отвергаются любые попытки поддержки сепаратизма в Сирии.

Между тем американцы запретили всем странам оказывать любую экономическую и даже гуманитарную помощь тем районам Сирии (речь идет о северо-востоке страны), которые находятся под контролем правительственных сил. В то же самое время Соединённые Штаты всячески содействуют развитию районов, расположенных на восточном берегу Евфрата, где дислоцируются американские войска. Они создают местные органы власти, используя для этой цели доходы от незаконной контрабандной торговли нефтепродуктами, зерном и другой продукцией. Они требуют от соседних арабских стран инвестировать в эти районы. Если замысел американцев состоит в создании «очага процветания» только в этих районах, то нельзя не задать вопрос: может быть, у Вашингтона существует некий план, цель которого заключается в том, чтобы сделать ещё более бедными сирийцев с целью свержения «ненавистного режима»?

Эти планы совпадают с провокациями со стороны Израиля, действующего в тесном контакте с Вашингтоном. Можно ли представить, что Израиль наносит удары по сирийской территории, предварительно не консультируясь со своим американским «хозяином»? Примечательно, что это происходит одновременно с провокациями Украины в отношении Донбасса, где проживает около 400 тысяч украинцев - обладателей российских паспортов, с концентрацией украинских вооружённых сил на границе с этой областью. В этой связи как преднамеренная провокация выглядят заявления президента США и главы Пентагона о поддержке Украины в случае войны с Россией. Всё это связано с планами НАТО по ослаблению оборонного потенциала России с целью осуществления враждебных нападок на Россию, которую в НАТО называют «основной угрозой блоку в течение будущего десятилетия».

Россия не обращает внимание на подобные «мелочи» и, естественно, не ставит своей целью развязывание военного конфликта с США или с их союзниками на Ближнем Востоке. Цели и задачи военного участия России в происходящих в этом регионе событиях заключаются в обеспечении мира и безопасности на Ближнем Востоке, оказании гуманитарной помощи нуждающимся. Россия выступает за политическое урегулирование конфликтов в регионе, за освобождение всех оккупированных территорий, и в том числе, северо-восточных районов Сирии, от незаконного военного присутствия США. Этих целей следует добиваться дипломатическими путями, в соответствии с нормами международного права и резолюциями Совета Безопасности ООН.

В некоторых кругах говорят о «вине» России за события, происходившие в Ливии. Думается, что единственной ошибкой России по отношению к этой стране было то, что она не действовала там так же, как в Сирии. Возможно, тогда в Ливии не произошло бы то, что мы видим сейчас. Необходимо напомнить, что Россия в своё время воздержалась при голосовании в Совете Безопасности за резолюцию об объявлении ливийской территории «бесполётной зоной». В соответствии с этой резолюцией ливийской авиации было запрещено использовать воздушное пространство своей страны и допускалось применение военной силы в отношении тех, кто нарушит такой запрет. Возможно, если бы между Россией и Ливией существовал Договор о военном сотрудничестве, Россия могла бы наложить вето на вышеупомянутую резолюцию и воспрепятствовать её принятию Советом Безопасности ООН. Впоследствии Вашингтон использовал этот документ для нанесения ударов по всей ливийской территории. Последствиями таких шагов стала нынешняя ситуация в Ливии.

Несмотря на все сложности обстановки на Ближнем Востоке, можно заметить и положительные тенденции, наметившиеся в политике ряда арабских стран по отношению к конфликтам в Ливии, Йемене, Ливане и Сирии. Есть позитивные сигналы о перспективах их отношений с Турцией и Ираном. Достаточно упомянуть, например, насколько осторожной и, можно сказать, «деликатной» стала позиция Королевства Саудовская Аравия по отношению к этим конфликтам. Это говорит о стремлении Королевства сыграть важную роль в политическом урегулировании конфликтов в регионе на основании выполнения соответствующих резолюций ООН. Это очень положительный сигнал, который может привести к активизации роли Лиги Арабских государств (ЛАГ) и межарабской коалиции в деле оказания помощи народам стран, где продолжаются конфликты. Гуманитарная ситуация в этих странах становится катастрофической. Внешние силы продолжают нещадно эксплуатировать ресурсы региона в угоду своим далеко идущим геополитическим планам и целям.

1.0x