Для тех, кто занимается проблемами современного детства, вопрос игрушек не является чем-то малозначимым и несерьёзным. Потому что есть чёткое понимание: игрушки – это носители и доставщики смыслов, которые впитывают наши дети, а за последние десятилетия смыслы эти, к сожалению, в существенной степени обрели откровенно деструктивный характер. Предлагаем вниманию читателей беседу на эту тему с представителем проекта «ВыZOV – солдатики и историческая миниатюра» Николаем Свиридовым.
«ЗАВТРА». Николай, каким был легендарный советский игрушечный солдатик?
Николай СВИРИДОВ. Сначала сделаем небольшой экскурс в историю. Можно сказать, что в XIX веке солдатики были увлечением аристократов. Но тогда эта игрушка была не только развлекательной, но и образовательной – предназначалась для того, чтобы юному аристократу, будущему воину или полководцу, дать возможность поупражняться в боевом искусстве.
В начале XX века, после Первой мировой войны, на самой заре Советской республики намечается небольшой откат в плане увлечения солдатиками: пролетарий не должен смотреть в сторону войны, а должен сосредоточиться на труде. Но уже в 1930-х годах, когда республика окрепла, приходит понимание того, что новые войны неизбежны: «Если завтра война, если завтра в поход». И артели начинают производить нашего раннего советского солдатика. И вот с этим артельным солдатиком – а он был тогда металлический – очень многие молодые ребята и пошли на фронт.
Есть даже такой, условный, самый маленький памятник солдату Великой Отечественной войны. В Музее оловянного солдатика в Петербурге хранится фигурка, которую нашли в кармане гимнастёрки бойца, защищавшего Ленинград. Этого солдатика он взял из дома на фронт, с ним же он и погиб.
Советские солдатики были продуманными, добротными. Фигурки, даже плоские, отличались хорошей детализацией. Их создавали с душой. Уже тот факт, где именно их производили, говорит о многом: Минский моторный завод, Брянский моторный, Ленинградский карбюраторный, Тульский патронный завод... Крупнейшие промышленные предприятия успевали уделять внимание ещё и детским игрушкам. Наверное, это не случайно: тогда чётко осознавали далеко не игрушечную роль игрушки.
Дети 1920—1930-х годов, которые впоследствии разбили врага в Великой Отечественной войне, в своём детстве имели возможность играть в военную игрушку, любили её. А расцвет советской оборонной игрушки начинается в 1960-е годы – уже время мирное. И важно отметить, что вопросом тогда тоже занимались серьёзно, поскольку понимали, что к чему.
Скульпторы, которые создавали миниатюры, были не любителями, а профессионалами. Например, автором ряда фигурок была Зоя Рылеева, которая создала, например, прекрасный золотой сноп из пшеницы и подсолнухов, венчающий чашу фонтана «Дружба народов» на ВДНХ. Или взять, допустим, знаменитого скульптора и живописца Льва Разумовского, автора замечательного набора по Куликовской битве. Разумовский, кстати, был блокадником, потерял на фронте руку.
«ЗАВТРА». Но чем ближе дело шло к развалу СССР, тем печальнее становилась картина. Вы провели целое исследование – оно касалось уничтожения военной игрушки в нашей стране.
Николай СВИРИДОВ. В конце 1980-х годов у нас начались перестройка и гласность, зазвучали призывы к разоружению. Тенденция на разоружение подавалась как общемировая. Мол, войны отгремели, почему бы не разоружиться?
Но теперь-то, по прошествии лет, мы видим, как «разоружались» наши западные заклятые «друзья и партнёры». А мы, в отличие от них, разоружались активно и честно. Достаточно вспомнить о наших кораблях и подлодках, распиленных на металлолом. Но оказалось, что разоружали не только взрослых граждан, — «разоружали» и детей. Заранее. Работали, так сказать, на опережение.
В 1988 году на Западе появился чудовищный праздник: Всемирный день уничтожения военной игрушки. Видимо, специально придумали отмечать его в начале сентября, когда дети идут в школу. Он не обошёл стороной и Россию, точнее, обойти не мог по определению: нам его усердно навязывали.
Так вот, этот «праздник» – абсолютно диверсионная вещь. Это всё равно что придумать День уничтожения куклы. Кукла ведь тоже, с чьей-то точки зрения, «опасна», она же очень «гендерно однозначная», с ней надо нянчиться, по отношению к ней надо заботу проявлять, она пробуждает в девочке зачатки материнского инстинкта, развивает их. А здесь – мальчиков захотели лишить военной игрушки, то есть отнять у них возможность укреплять свои мужские качества: смелость, решительность и так далее.
И надо же такому случиться, что на эту мельницу начал лить воду в том числе и хорошо известный детский поэт Григорий Остер. В Интернете можно легко найти журнал «Огонёк» тех лет. У одного из номеров (июль 1990 г.) даже обложка этой теме посвящена: «Малыши всех стран, разоружайтесь!» Целая полоса повествует о Дне уничтожения военной игрушки. Остер на страницах этого издания писал о важности разоружения, расхваливал отказ от военных игрушек, знакомил с этими идеями родителей и детей.
Более того, в «Огоньке» был опубликован двуязычный документ – так называемый «Договор № 1 о детском разоружении». То есть подразумевалось, что советский мальчик должен его заполнить, причём в одностороннем порядке, потому что – ну а как бы его массово могли получить американцы? Кроме того, в журнале печатались письма ребят со всей страны, в них они делились своими планами о том, как собираются избавиться от своих солдатиков, танков и прочего.
«ЗАВТРА». Получается, «Вредные советы» Остера – лишь верхушка айсберга.
Николай СВИРИДОВ. Видимо, так. Не знаю, конечно, насколько он прямо-таки курировал этот детский «проект» в СССР, но точно принимал в нём активное участие.
Надо отдать должное тому, насколько глубоко и вдолгую работали люди, которые понимали, что необходимо не только отцов заставить разоружиться и распилить военные корабли, но и следующее поколение к этому подготовить.
«ЗАВТРА». И вот – огромная страна была четвертована и вступила в лихие девяностые, эпоху беспредела…
Николай СВИРИДОВ. Внезапно образовавшийся вакуум нужно было чем-то заполнять. И сразу же появились определённые инструменты мягкой силы, при помощи которых форматировали сознание наших детей. Я говорю про Голливуд и «Дисней».
Вслед за мультфильмами и фильмами начали подтягиваться и игрушки. Супергерои, черепашки-ниндзя, звероботы, какие-то мутанты и прочее. Понятно, насколько ярче на фоне того же плоского советского игрушечного солдатика выглядели все эти зарубежные игрушки, у которых были движущиеся элементы.
Но мы с вами говорим о военной игрушке. А что же всё-таки для детей было в этой части? Кто-то ведь всё равно хотел продолжать играть именно в солдатики. Так вот: в качестве военной игрушки в постсоветской России начал появляться китайский суррогат.
Было ли это запланировано, или вмешалась рука рынка, но факт остаётся фактом: получили мы крайне некачественный товар с крайне сомнительным смысловым содержанием. И всё это успешно производится и продаётся по сей день.
«ЗАВТРА». Пожалуйста, приведите примеры.
Николай СВИРИДОВ. Прежде всего я имею в виду все эти «взрыв-пакеты» китайского хлама. Их можно найти в наших торговых сетях по всей России. Честно говоря, здесь у меня возникают вопросы не только по идеологической составляющей, но и по собственно самой сертификации – как изделия подобного качества вообще можно было выпустить на рынок?
Вот смотрите, какая упаковка: написано по-русски, «Боевая сила». Нельзя сказать, что производитель совсем не подумал. Нарисованный на этикетке камуфляж действительно очень похож на наш, российский. Звезда с окантовкой – тоже очень похожа на логотип торговой марки «Армия России». Но дальше мы видим абсолютно точно: это натовец с натовским оружием на американском бронемобиле «Хамви». И что же внутри этого «взрыв-пакета»? А внутри – французский танк, флаг России, пальмы… Поскольку я коллекционировал фигурки не только советские и современные, но и западных солдатиков 70-х, 80-х, 90-х годов, я прекрасно понимаю, что это китайская пиратская копия набора одной британской фирмы, которая выпускала очень хорошие фигурки. Так вот, это подделка набора по мотивам североафриканской кампании фашистского генерала Роммеля! А вот и он сам. Вот немецкие характерные противогазы и прочее. И – российский флаг. И всё это сейчас лежит на полках наших магазинов и торговых онлайн-платформ.
Или вот ещё пример: танк под нашим флагом, на Красной площади. Георгиевская лента, написано – «Вооружённые силы». Но давайте присмотримся внимательнее: что за танк-то? Оказывается, это немецкий «Леопард». То есть это те самые «Леопарды», которые сейчас против нас воюют на театре СВО. А вот и «Абрамс», на котором указано: «ВС России», и даже герб наш есть. Причём это российский производитель, который, естественно, заказывает эти танки на фабрике в Китае.

двойной клик - редактировать изображение
«ЗАВТРА». Это умысел или глупость, невнимательность?
Николай СВИРИДОВ. Такие игрушки действительно можно назвать диверсионными, но при этом я почти уверен, что делается это несознательно, не специально. Что вовсе не отменяет того факта, что это просто беда и проблему необходимо как-то решать.
«ЗАВТРА». Давайте зафиксируем: фашисты под символикой России, «Леопарды» и «Абрамсы» у стен Кремля…
Николай СВИРИДОВ. Именно. А теперь представим себе: вот мама, у неё сын подрос, что-то надо ребёнку купить. Она идёт – и покупает. Но мама не виновата, она не может разбираться в этом – она видит российский флаг, ей этого вполне достаточно. И получается, что дальше ребёнок играет, формируется, растёт вот с этими чуждыми нам смыслами и формами.
«ЗАВТРА». Взаимосвязь между военной игрушкой и формированием у ребёнка патриотического чувства определённо есть, не правда ли?
Николай СВИРИДОВ. Безусловно. Я это очень чётко ощутил на примере собственного сына, ему сейчас 16 лет. Когда он только пошёл в школу, он уже имел представление обо всех наших знаковых битвах и войнах: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская, 1812 год, Русско-турецкая война, Первая мировая, Великая Отечественная... Мы не только играли в солдатики, разыгрывали сражения дома, на ковре, но и для закрепления знаний читали книги об этих исторических событиях, смотрели мультфильмы, фильмы. Работает не только игрушка – лучше всего срабатывает вот такая цепочка, тематическое поле.
Изучая историю, ты начинаешь понимать, через сколько испытаний прошёл твой народ. А если ещё и живая память в семье сохранилась – фотографии, рассказы о героических предках, тогда эффект будет двойным.
Когда в 2022 году мы с сыном разговаривали о том, как он воспринимает происходящее, у него не возникло вопросов, почему мы начали СВО. Когда некоторые наши мужчины устремились в сторону Верхнего Ларса, помчались в аэропорты, у него была совершенно однозначная реакция. Ему не пришло в голову спросить: а может быть, нам тоже стоит паковать чемоданы? Тот разговор до сих пор у меня в памяти, потому что я понял, что правильную базу сыну всё-таки заложить сумел.
«ЗАВТРА». Что бы вы сказали тем, кто негодует по поводу «милитаризации детства» и требует не примешивать «все эти ваши военные штуки» в жизнь ребёнка?
Николай СВИРИДОВ. Можно, конечно, не примешивать, но тогда к нам придут уже не только чужие игрушечные солдатики, но и не игрушечные солдатики.
Мы четвёртый год живём в условиях, когда совсем рядом с нами идёт война. Война эта вполне конкретная, очень горячая, не холодная. Так чего вы ещё боитесь? Разве непонятно, что больше нельзя говорить об этом только между собой и что детям тоже надо что-то объяснять?
«ЗАВТРА». Расскажите, пожалуйста, о проекте по созданию наборов солдатиков по мотивам Специальной военной операции. Это то, что должно было появиться и, наконец, появилось.
Николай СВИРИДОВ. Темой СВО занимается не только проект «ВыZOV», с которым я дружу. Есть, например, совершенно потрясающий проект «Солдатики Публия». Это одна из старейших российских студий. Они выпустили уже три набора по СВО: там и спецподразделения, и разведчики, и наши бойцы в зимней форме.
А у «ВыZOVа» к настоящему времени вышли наборы «Морская пехота» и «Гостомельский десант». И здесь вот какой уникальный момент: ещё на уровне разработки идеи ребята начали тесно общаться непосредственно с участниками Спецоперации. В каждом наборе есть фигурка, посвящённая какому-то конкретному герою, реальному, живому.
В первом наборе морпехов узнаётся 810-я бригада морской пехоты Черноморского флота. Это бойцы, которые освобождали Мариуполь. Символом тех первых месяцев войны был, как мы помним, красный рюкзак командира с позывным «Струна». Сейчас мы все его знаем – это Владислав Головин, начальник Главного штаба Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия». Во втором наборе, посвящённом «Гостомельскому десанту», запечатлены десантники, которые высадились на взлётно-посадочной полосе аэродрома Антонов в первый день, в первые часы, начала СВО и совершили подвиг, находясь до подхода основных сил в полном окружении.
«ЗАВТРА». Можно ли сказать, что в плане разъяснения подрастающему поколению того, что происходит в контексте СВО и противостояния России и Запада, мы пока только навёрстываем упущенное?
Николай СВИРИДОВ. Да, это так. Сейчас появляются военно-патриотические лагеря, проводятся игры и соревнования. Ну а если ребёнок ещё слишком мал для лагеря? На каких примерах его растить? На выдуманных героях западной масскультуры, в то время как у нас есть плеяда собственных настоящих героев? Вот именно поэтому, к примеру, проект «ВыZOV» задумался о том, чтобы в качестве приложения к наборам солдатиков создавать и тематические книжки – со стихами, рассказами, иллюстрациями, с какими-нибудь энциклопедическими сведениями.
Помню, как в 2022 году, когда проект «ВыZOV» только появился, я по своим каналам постучался к знакомым, которые общаются непосредственно с генералами. Там ответили: всё здорово, мы вам перезвоним.
Но постепенно тема солдатиков и военной игрушки всё-таки поднимается, актуализируется. В последние годы в Москве регулярно проводится выставка-ярмарка игрушечных солдатиков «Песочница», а в этом году состоялась первая выставка в Санкт-Петербурге – «Балтийский солдатик».
Летом на одном из центральных каналов декан факультета мировой политики МГУ Андрей Анатольевич Сидоров напомнил, что изучение истории у нас ранее было органично вплетено в воспитательный процесс, люди шли в «Детский мир» и видели – слева куклы для девочек, справа – солдатики для мальчиков. А преподаватель РАНХиГС Владимир Коваленко, наш товарищ, недавно в Петербурге в библиотеке Маяковского прочитал лекцию по истории солдатиков.
«ЗАВТРА». Сейчас об этом говорят и на самом высоком уровне. В сентябре этого года Владимир Владимирович Путин, обращаясь к финалистам и участникам Всероссийского конкурса «Родная игрушка», отметил тот отрадный факт, что «многие из проектов посвящены героям Специальной военной операции, ратным и трудовым свершениям выдающихся соотечественников».
Николай СВИРИДОВ. Я вам скажу больше, ещё в 2011 году на встрече с писателями наш президент рассуждал о значении патриотической литературы и посетовал: «У нас даже солдатиков игрушечных нет!» Так что важность этой проблемы обозначена, и её обязательно надо решать в масштабах всей страны.
«ЗАВТРА». Будем надеяться, это произойдёт, и наши ребята, наконец, перестанут играть с «Леопардами» и «Абрамсами» в декорациях Москвы. Конечно, если только в игрушечных наборах они не будут представлены в качестве трофеев.






двойной клик - редактировать галерею


