5 декабря 1936 года была принята вторая Конституция СССР (первую приняли в 1924 году). Конституционную комиссию, созданную для её выработки, возглавлял Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин.
Конституция 1936 года была одной из самых демократических конституций в тогдашнем мире. Во время "перестройки" на неё были вылиты ушаты грязи: говорили, что эта Конституция только декларировала какие-то права, а на самом деле их не было, что Конституция стала своеобразным прологом к массовым политическим репрессиям и т. п.
Если сравнивать сталинскую Конституцию с нынешней, которая была принята в 1993 году после расстрела Верховного Совета (12 декабря будет 25 лет со дня её принятия), то прежде всего следует обратить внимание на форму государственной власти. Советский Союз был уникальным примером организации власти в форме советской республики.
Органы советской власти составляли основу нашего государства снизу доверху. Это была единая неразделимая система от поселкового Совета до Верховного Совета, которая просуществовала вплоть до 1993 года.
Ещё в августе 1917 года в работе "Государство и революция" Ленин писал о том, что именно Советы есть те органы народовластия, с помощью которых большевики придут к власти (что и произошло на Втором Всероссийском съезде Советов) и будут строить новое государство-коммуну.
Но в исторических условиях капиталистического окружения Ленин и другие лидеры большевиков были вынуждены признать необходимость строительства государства диктатуры пролетариата.
До 1936 года органы советской власти формировались по принципу делегирования депутатов из нижестоящих органов власти в вышестоящие, то есть поселковый Совет делегировал депутатов в районный Совет, районный Совет — в городской и т. д. Кроме того, по первой общесоюзной Конституции 1924 года были лишены политических прав отдельные категории граждан непролетарского происхождения. В Конституции 1936 года эта норма была убрана, а опосредованная демократия делегирования была заменена прямой демократией. Впервые в истории нашей страны была введена система прямых, равных и тайных выборов в Верховный Совет СССР и соответствующие Советы союзных республик, автономных республик, краёв, областей, городов, районов и т. д.
В процессе подготовки сталинской Конституции предполагалось создать избирательную систему на альтернативной основе, чтобы в выборах принимал участие не один кандидат, а как минимум два кандидата на один мандат. В книге историка Юрия Жукова "Иной Сталин" опубликован обнаруженный в архиве проект такого избирательного бюллетеня, где были указаны две фамилии кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР.
К сожалению, ЦК партии, где большую роль играли секретари республиканских и областных партийных комитетов, не принял это предложение, и Сталин был вынужден отступить. Но и в таком, урезанном виде сталинская Конституция стала шагом вперёд в развитии советской государственности. Следует отметить, что Советы были не только единой системой власти на территории всей страны, но и соединяли в себе органы законодательной и исполнительной власти, то есть пресловутого разделения властей у нас не было! Что создавало прочный каркас управляемости и ответственности на всех уровнях власти.
Сегодня у нас главенствует буржуазный принцип разделения властей, когда органы законодательной, исполнительной и судебной власти делятся не только по вертикали, но и по горизонтали. В соответствии с этим принципом, органы федеральной власти — в лице, например, Министерства просвещения — не могут реально управлять школами на территории города Москвы, поскольку все школы (за редчайшим исключением) напрямую подчинены Департаменту образования города Москвы. И для руководства этого Департамента в лице Исаака Калины реальным начальником является не министр просвещения Ольга Васильева, а мэр Москвы Сергей Собянин. То есть единство системы власти на федеральном и региональном уровне разрушено.
Если говорить о правах граждан, то действующая Конституция РФ гласит: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию". Эта формула, по сути дела, узаконивает безработицу, поскольку прямо не говорит о праве на труд. В то время, как статья 118 сталинской Конституции гласила: "Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством", причём было подчёркнуто, что "право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы".
Следующая статья 119 говорила о том, что граждане СССР имеют право на отдых, которое обеспечивалось установлением восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до семи или шести часов для ряда профессий с особо тяжёлыми условиями труда. Более того, устанавливался даже четырёхчасовой рабочий день в цехах с особо тяжёлыми условиями труда.
В Советском Союзе, начиная с периода индустриализации, безработица была уничтожена, и вплоть до крушения СССР каждый гражданин имел право на труд и отдых, которое было закреплено не только законами, но и реальным исполнением этих законов, причём как со стороны органов советской власти, так и со стороны партийных комитетов, профсоюзных организаций и т. д.
Сталинская Конституция 1936 года стала вершиной в развитии советского, да и мирового законодательства. Она реально защищала права простого человека, работника, живущего за счёт своего труда, права большинства народа, его интересы, чаяния и мечты.