Рассмотрение больших держав, подобных России, или союзов государств, подобных ЕС, в рамках мир-системной модели некорректно, так как в основе отношений лежит разделение функций и ролей, а не ограбление и неэквивалентный обмен. Естественное, обусловленное географией и историей неравенство не ведёт к столь серьёзному размежеванию и обособлению. Условно говоря, различия между центром, полупериферией и периферией сходны с сословным или даже кастовым делением, а дифференциация внутри стран / блоков с естественным социальным расслоением, когда в обществе работают социальные лестницы и лифты.
У любой крупной или средней страны есть окраинные области, менее развитые, бесперспективные, дотационные, а зачастую и депрессивные. Однако, эти территории имеют высокую связанность с остальной страной, живут в едином пространстве, но имеют значительные и сложно решаемые проблемы. Чаще всего речь идёт о провинциях, лёшенных естественных производительных сил / ресурсов, стратегического положения и индустрии высоких укладов. В долгосрочной перспективе, в рамках инерционных сценариев, ничего кардинально для них не изменится, центры перспективного развития будут в других регионах.
Последние десятилетия такими окраинами России был Северный Кавказ, подобное положение сохранится и в ближайшие десятилетия. Начиная с 30-х гг. основной фокус стратегического внимания России будет направлен на Дальний Восток, Сибирь, Арктику, даже проект «Север-Юг» будет транзитным для Кавказа, с опорой на Волгу и Каспий. Он лишь по касательной заденет горные области. При выборе, где ставить промышленные предприятия, которые не нужны на востоке страны, приоритет будет у европейской части страны и Урала, в силу лучшего положения с квалифицированными кадрами и транспортной связанностью.
Подобной окраиной для ЕС являются Прибалтика, Румыния, Болгария, остальные Балканы – как-то существуют, не требуют большого количества ресурсов, что делать с ними непонятно. Однако, неверно будет называть эти территории полупериферией или периферией, как некорректно рассматривать под таким углом союзные республики СССР и Восточную Европу, они были окраинами, которые получали больше, чем зарабатывали за счет центра – РСФСР, что выступала в роли донора и прогрессора.
Помимо расположенных в составе страны / блока окраин, для удобства будем их называть «внутренние окраины», существуют ещё и ассоциированные, зависимые «внешние окраины». У ЕС такой является Гренландия, остатки колониальных владений европейских стран по всему миру, а для России – Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Были хорошие шансы стать таким у Нагорного Карабаха, но руководство Армении во главе с Николом Пашиняном (р.1975 г.) уничтожило его. Относить к подобной категории Белоруссию некорректно, в силу более высокой субъектности и перспектив.
Присоединение «внешних окраин» к метрополии не имеет смысла для последней, так как увеличивает нагрузку и не приносит пользу. Собственно, последние волны расширения ЕС были именно такими, бессмысленными, бесцельными и пустопорожними. В ближайшие годы Россия будет брать под свой контроль земли Ближнего круга, после чего нужно будет решать – будет ли это вариант Новороссии, с полной интеграцией, так как видна польза и синергия, или Абхазия – пользы от полной интеграции которой меньше, чем проблем от данного процесса.
Каждый подобный случай нужно будет разбирать отдельно, оценивая не только военные, экономические, но и культурные последствия и перспективы. При этом, у «внешней окраины» не должно быть шанса уйти в свободное плавание и вредить метрополии, такие территории тоже будут получать «шанс» на поглощение. Для примера, если бы у Абхазии был вариант пойти на плотный союз с Турцией, её текущее положение было бы иным, ну а пока – внешняя окраина.
В ближайшие 5-7 лет, по мере распада существующих стран, вокруг больших игроков станут появляться подобные образования, что не будут частью метрополии, но и не станут полупериферией панрегиона. Именно для подчёркивания этой разницы используется понятие Ближний круг, ведь большая часть этих территорий станет будущими окраинами России, частью внешними, частью внутренними. В рамках инерционного варианта, стратегии «Третий Рим», Восточная Европа и Балканы станут именно полупериферией российского панрегиона, а Дикие земли будут общей периферией панрегионов и региональных держав, как никому не нужное наследие неудачной глобализации. Данная конструкция сохранится до середины XXI в.
Среди потенциальных окраин России выделяется Молдавия, которую последние 35 лет старались разорвать и уничтожить, сделав внешней окраиной ЕС. К слову, Украину в Европе рассматривали именно как бессловесную потенциальную внешнюю окраину, игнорируя её масштаб. По мере интеллектуальной деградации там вообще перестали понимать концепцию «области допустимых значений», игнорируя любые неприятные вопросы.
Текущее противостояние и спор внутри Молдавии идут вокруг вопроса – будет ли она внешней окраиной России или внешней окраиной ЕС. Военное противостояние России и Запада поверх территории бУкраины позволило европейцам усилить давление, но время было упущено. В 2025 г. они начали делать действия, которые были логичны в середине 2022 г., но тогда они искренне надеялись на экономический и ментальный блицкриг, а потом мечтали разбить Россию на поле боя. Про Молдавию забыли на время, посчитав, что после разгрома России все проблемы и вопросы решатся автоматически. После фактического проигрыша, судорожные и запоздалые попытки европейцев что-либо изменить, укрепить свои позиции, подобны святотатству в Киево-Печерской Лавре.
После резкой смены курса со стороны США, вопрос геополитического выхода России к границам Молдавии и Приднестровья стал вопросом среднесрочной перспективы. Ну а беспокоиться за последствия для народа и власти, решивших осквернить мощи, поздно. Святые Старцы сами за себя постоят и накажут. Киев и Украина обречены исчезнуть не только по геополитическим законам. Кого Господь хочет наказать, того лишает разума, но это уже вне рационального дискурса и геостратегии.
Если смотреть широко, то в настоящее время для Молдавии решается вопрос, станет ли она в ближайшие годы внешней или внутренней окраиной России. Других альтернатив нет, что бы в Брюсселе и Кишинёве ни думали. Если молдаване проявят волю и будут бороться – станут внутренней окраиной, нет – внешней, подобно отдельным республикам на территории Малороссии.
И, да, по завершению очищения от либералов и СВО, следующей стратегической задачей для России будет очищение от арабизации и закрытие от взрыва в Средней Азии, такова логика исторического процесса…