Авторский блог Марина Струкова 19:19 2 октября 2015

Вместо клуба – «малина»

Закрывая клубы или отказывая им в полноценном финансировании, чиновники, наверное, полагали, что новое поколение сельчан вернётся к вечёркам и посиделкам. Так и случилось. Правда, вместо гармони там магнитофон, что понятно, но вместо семечек – курение «дури» и питье самогонки, а вместо флирта порой случаются групповые изнасилования. Да и хозяином избушки является одинокий алкоголик или уголовник. И называют такие пристанища по блатному – «малина».

Дореволюционные писатели рисовали пасторальную картину деревенских вечёрок и посиделок, когда молодёжь собиралась у какой-нибудь весёлой вдовушки и плясала под гармонь. Послереволюционные фильмы оставили сценки в колхозных клубах, где наивные девушки и парни кружились парами под патефон.

Закрывая клубы или отказывая им в полноценном финансировании, чиновники, наверное, полагали, что новое поколение сельчан вернётся к вечёркам и посиделкам. Так и случилось. Правда, вместо гармони там магнитофон, что понятно, но вместо семечек – курение «дури» и питье самогонки, а вместо флирта порой случаются групповые изнасилования. Да и хозяином избушки является одинокий алкоголик или уголовник. И называют такие пристанища по блатному – «малина». Видимо, чувствуют себя их завсегдатаи крутыми парнями и девчонками.

Появились такие «малины» в сёлах ещё в 90-е, но тогда действовали клубы, дома культуры, составляя им конкуренцию и отвлекая молодёжь от подобных кабаков на дому.

В клубах и ДК каждый заведующий считал своим долгом организовать ансамбль, а то и два-три – взрослый, юношеский и детский, при этом старшие предпочитали исполнять песни 50-60-х и народные, а школьники – современные. Вели всяческие кружки. Потом коллективы таких учреждений стали уменьшаться с шести-семи человек до одного, заглядывающего на работу по воскресным вечерам, чтобы включить музыку для дискотеки.

Проблема сельской культуры не оставляет россиян равнодушными, многие из них живут в провинции или родом оттуда:

«Стыдно при гигантских инвестициях за рубеж не поддерживать муниципальный бюджет!»

«Как-то смотрел фильм о Ленконцерте советском. Они ездили по клубам с концертами, несли культуру в массы. А кто сейчас её понесет? Фабрика звезд или Дом 2? А может, Басков? «Кривое зеркало»? Прожекторперисхилтон? Камеди Клаб?»

Столкнулись и разные политические взгляды:

«Деревню начали уничтожать еще при Сталине. Помните раскулачивание и коллективизацию, продналог и продразверстки, потом Хрущев гнобил частника с его хозяйством и огородами, потом Брежнев укрупнял села и сгонял всех до кучи, уничтожая "неперспективные" деревни и хутора. Под Калугой, где у нас был домик в краю с хрустальных воздухом и ключевой водой, от нашествия фашистов уцелела деревня в 60 дворов, а после Брежнева в ней осталось всего 3, где жили старый лесник, почтальонша и мать-одиночка с сыном-инвалидом. Все поля уже тогда, в 84-м году, заросли березовой порослью, а перестройка только добила то, что осталось».

«Я живу в районном центре. На начало 90-х годов у нас был не отток, а приток населения. Молодежь уезжала, но достаточное количество оставалось. Строилось полностью благоустроенное жилье, прокладывались асфальтированные дороги. Зарплата была выше, чем в городе. Совхозы постоянно обновляли технику. Так что не надо валить на коммунистов. Обком КПСС постоянно занимался селом. Как и сегодня губернатор занимается селом».

«Какая-то точечная политика у государстве имеется, от случая к случаю даже ее контролируют».

Думаю, что если сельское хозяйство и впрямь постепенно возродится, - а я замечаю, что теперь нет незасеянных полей, как лет пять назад, - то возродится и сельская культура, потому что в ней появится массовая потребность. И с возвращением государственного контроля в эту сферу затихнет слава хулиганских «малин», они потеряют свою привлекательность для молодёжи.

Нельзя не согласиться с автором одного высказывания: «Клуб на селе – объект стратегический!»

1.0x