Авторский блог Сергей Морозов 16:36 30 мая 2014

Власть: сакральность и легитимность

Сакральность власти апеллирует к вечности, устойчивости, легитимность - к истории, развитию... В равной степени важно и то, и другое.
20

Вопрос о сакральности власти - предмет давних споров. Все их многообразие можно свести, в том числе, и к вопросу о том сакральна она или легитимна?

Противопоставление, конечно, можно счесть и иллюзорным, поскольку свою легитимность, законность и обоснованность, власть может черпать и в сакральности. Сакральность же предполагает кроме того еще и легитимацию. Провозгласить божественность власти недостаточно, верить в нее можно, но недостаточно, власть должна быть убедительна, она должна быть принята не только как нечто данное с неба, но и имеющая практическую значимость для нас, простых смертных. Земное безразличие и бесполезность власти заставляет задуматься о характере божества, которое столь безразлично к своему творению, усомниться в необходимости власти вообще. Отсутствие святых начал напротив превращает власть в простой регуляционный механизм, лишенный всякой нормативной основы, в чистое своеволие, делает власть безосновной и безосновательной. Сакральность власти апеллирует к вечности, устойчивости, порядку, легитимность - к истории, развитию, новизне. В равной степени важно и то, и другое.

Поэтому всякая попытка обожествления власти, тем более тогда, когда она осуществляется в отношении отдельного лица (взять хотя бы тот же пресловутый культ личности Сталина) разрушает эту гармонию сакральности и легитимности. Власть свята не божественностью властителя, а его сопричастностью святыне власти. Если об этом забывается, то происходит обесценивание изначального сакрального значения власти как порядка и вечности. Происходит переворачивание совершенно в духе Фейербаха, как человек создает бога, так и народ создает, придумывает, мифологизирует священность власти. Так впадают в идолопоклонство, в сотворение кумиров. Так возникает отчужденное политическое сознание, сектантское восприятие религиозного смысла власти. Происходит забвение того, что власть свята не властителем, а властитель свят властью, тем, что он соответствует ее понятию и ее природе.

С этой точки зрения то, что обычно называется десакрализацией власти (а в это отчужденным религиозно-политическим сознанием записывается всякая критика властителя безотносительно к ее содержанию, всякое критическое отношение к культу личности) на самом деле является ничем иным как крушением кумиров и идолов, ложных богов. Ложных, потому что власть их основана не на естественном следовании природе власти, а на работе нашего отчужденного сознания, подменяющего сакральное начало власти своими человеческими предрассудками и верованиями. Всякий культ личности - это идолопоклонство - с одной стороны, и отказ от идеи легитимности власти - с другой. Народное обожествление власти в лице правителя - шаг к постановке системы власти в крайне шаткое, неустойчивое положение. Кумиры рушатся легко, а последствия гибели рукотворных богов бывают ужасающи по результатам. После идолов остаются одни лишь битые осколки, мертвая дорога впереди, как после того же Сталина. Собственные достижения, собственный труд народ приписывает мертвому богу, впадая затем в разврат и самоуничижение. Все надежды, всякая мысль умирает вместе с сотворенным кумиром, и влечение к смерти, что и произошло с Советским Союзом, становится неодолимым.

Власть, основанная на рациональных основаниях, не исходящая из псевдобожественных сфер, сохраняющая идею своей легитимности, прежде всего в поддержке со стороны самого народа, имеет больше пространства для маневра, как имеет его и все общество в целом. Ошибки власти – ошибки, разделяемые всем народом, ее ответственность - коллективная ответственность, она не впадает в сотворение ложных культов, в самообожествление, поскольку не мыслит себя над, и мистически выше общественного целого, выше народа, воспринимает самое себя лишь как выдвинувшуюся в авангард ее часть. Такая власть ошибается, взвешивая все "за" и "против". И ее ошибки - человеческие ошибки, ошибки в расчете, поправимые, но даже если и фатальные, то не фаталистические. Люди ошибаются, и людям прощают ошибки. Богам никогда. От них отворачиваются, их проклинают и им мстят за обманутые надежды.

После святой и легитимной власти остается надежда, остается пространство для исправления ошибок, для развития и для дела, после искусственно обожествленной власти только руины и пепелище, на которых может быть возведено лишь новое капище, и начат новый виток дурной бесконечности ложного обожествления власти.

Комментарии Написать свой комментарий
30 мая 2014 в 16:57

И где такая власть? В раю?


По-вашему Персик хорош,но чтобы без косточки.
У власти должна быть перспектива, у Сталина была перспектива,народ видел эту перспективу,искренне любил власть Сталина,но некоторым морозовым не нравилось,но они терпели аж до 93 года.

30 мая 2014 в 17:54

У Сталина, как оказалось, не было перспективы. Про любовь народа к сталинской власти в 80-е - это Вы сильно загнули.

30 мая 2014 в 18:04

"Всякий культ личности - это отказ от идеи легитимности власти"
достаточно спорный тезис. власть в любом случае осуществляет конкретная личность и культ этой конкретной личности в любом случае создается потому что если власть сакральна, то и кандидат (как ее часть) должен соответствовать иначе что он во власти делает?

и в этом контексте, как мне кажется, принципиальной разницы между властью рациональной и сакральной нет.

30 мая 2014 в 18:49

Сталин умер в марте 53 года.Некоторое время был Маленков,которого Хрущёв отправил в Экибастуз директором котельной-ТЭЦ. В 56 Хрущёв разоблачил культ-личности.Я хорошо помню,утром зашёл к своему товарищу высланному немцу.Он дал мне газету "Правда". Я вернулся домой и с порога закричал:"Мама,Сталин предатель!" Я тогда учился в 6 классе. Ещё раньше было разоблачение Берии.
Когда пришло письмо с разоблачением Хрущёва,которое зачитывали в политотделе,я был в коридоре,всё слышал и ждал.Меня принимали кандидатом в члены КПСС.Приехал в дивизион,а там ещё ничего не знали о смене власти. Утром замполит м-р Мельников лично закрашивал фамилию Хрущёв на транспарантах. Видимо чувствовал ответственный момент в своей жизни и никому не доверил кисточку и краску.
Менялись руководители,но власть оставалась сталинской,они приходили на всё готовое. Как только эту власть не коверкал Горбачёв,как "мартышка и очки". Виноградники вырубил,очереди за барматухой и водкой. И всё терпели разные чудачества урода.Как в народе говорили,что Бог метит шельму, так и случилась катастрофа "Чернобыль". О причине аварии имею наиболее достоверную информацию от начальника,который раньше работал на ГРЭС.
Затем умирали один за другим последние Генеральные секретари.Секретарь парткома пригонял представителей от всех цехов,закрывал двери и я торжественно и грустно зачитывал панегирик об усопшем.Попы тогда не отпевали.
Уже Ельцын из танков добил власть Сталина. И народились олигархи.Путин управляет олигархами или олигархи управляют Путиным?

30 мая 2014 в 19:01

Культ личности - это замена рационального эмоциональным и псевдорелигиозным. В культе личности соответствовать власти с точки зрения ее существенных оснований необязательно, достаточно внешней атрибутики. Пребывание кандидата во власти основывается на использовании власти, но не следовании ей. Как к примеру, можно пользоваться моралью себе на пользу, но моральным при этом не быть.

30 мая 2014 в 23:58

предлагаю пойти от обратного иначе мы запутаемся в скользких терминах.
начнем с такого вопроса- Путин - он рациональный или тут культ личности?

31 мая 2014 в 04:35

Не хочу начинать. Меня это не интересует. Термины важнее.

31 мая 2014 в 18:11

Безвластья не бывает. Бывает неопределенность субъекта власти.

31 мая 2014 в 20:27

Вадим, а Вы сейчас о чем написали?)

31 мая 2014 в 20:30

Русь - зона, демократия - путь к уголовщине. Не слишком ли стереотипно и поверхностно такое представление?

1 июня 2014 в 04:57

Если мыслить "как есть". то никогда не будет "как надо". В этом главная ошибка.

1 июня 2014 в 04:58

Вадим, Вам сложно писать понятно о непонятном. Однако, Вы требуете этого от других. Здесь есть некоторое противоречие.

1 июня 2014 в 21:21

Сергей Морозов, //Культ личности - это замена рационального эмоциональным и псевдорелигиозным//, а как же тогда трактовать Культ наличности который сменил Культ наличности?

1 июня 2014 в 21:22

Простите, чтит, Культ наличности который сменил Культ личности!

2 июня 2014 в 04:51

Культ наличности это о другом.

1.0x