Владимир Меньшиков: "России необходимо иметь лучшее образование в мире"
Авторский блог Алексей Гончаров 15:47 6 февраля 2020

Владимир Меньшиков: "России необходимо иметь лучшее образование в мире"

профессор Курского государственного университета о потенциале, идеологии и инстинкте самосохранения
4

"ЗАВТРА". Владимир Михайлович, почему России необходимо иметь лучшее образование в мире?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Во-первых, потому, что Россия сегодня оказалась в том состоянии, когда ей, для того чтобы выжить, необходимо быть не только самой сильной, но и самой умной страной. В противном случае от нас не останется и мокрого места.

Во-вторых, потому, что мир сегодня вступил в стадию не просто неопределенного развития – мир всегда развивается неопределенно, – а ускоренного неопределенного развития. И у нашей страны должно хватить ума успевать разумно реагировать на всю эту ускоряющуюся неопределенность. Именно поэтому мы и разработали в рамках подготовки общей стратегии развития страны до 2050 года, которую ведет Всемирный Русский Народный Собор, Концепцию развития образования в Российской Федерации.

"ЗАВТРА". Не трудно назвать недостатки существующего образования. А есть ли у него достоинства?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Безусловно. По сути, на наших глазах происходит четвертая информационная революция в истории человечества, создается электронная форма информации, и эта революция происходит в том числе и в образовании. Среди достоинств современного образования — выстраивание системы творческой работы школьников и студентов; восстановление системы дошкольного образования; расширение системы дополнительного образования; создание и развитие системы патриотического воспитания; развитие волонтерского движения, создание системы работы с детьми, имеющими проблемы в своем развитии и т.д.

"ЗАВТРА". А каков самый главный недостаток?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Неопределенность развития российского образования, да и страны в целом. Никто не может сказать, какую страну мы строим сегодня и какой она должна быть, скажем, через десять лет. И в силу этого мы не знаем, каким должно быть российское образование.

В нашем недавнем прошлом такого не было. В Советском Союзе строили коммунизм. И страна знала цель образования, цитирую по «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»: «Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества…». Вы скажете: идеология. Но ведь страна реально такое общество строила, и соответственно этому она такое образование строила.

Заглянем теперь в Закон «Об образовании в Российской Федерации». И мы не найдем там цели образования. А если мы не знаем цели современного российского образования, то какое образование мы строим?

Но нельзя всё время говорить о плохом. Если вы хотите воспитывать человека, то не говорите ему с утра до ночи – плохо, плохо, плохо. В конце концов, вы действительно таким образом его разрушите. А вы найдите в нем хоть что-нибудь хорошее и развивайте в нем это хорошее. А там и недостатки потихоньку начнут уходить.

"ЗАВТРА". А вы можете сказать, какое образование мы должны строить?

Владимир МЕНЬШИКОВ. В Концепции говорится, что Россия должна строить классическое всестороннее инновационное непрерывное образование.

"ЗАВТРА". Не могли бы вы коротко сказать, какой смысл вкладываете в это определение?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Классическое образование – это прежде всего классическое содержание образования от детского сада до вуза. Это определяющая традиция нашего образования. И дореволюционного. И советского.

Всестороннее – это аксиома развития любого образования, начиная с античной Греции. Иное дело, что в каждую историческую эпоху идея всестороннего развития человека понимается по-своему. Применительно к современному состоянию российского общества это означает, что мы должны дать ребенку духовно-нравственное, социально-гражданское, умственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание.

Инновационное – это образование, ориентированное на формирование творческой ответственной личности, способной решать все более сложные задачи в принципиально новых социальных и природных условиях.

Непрерывное образование – это образование в течение всей жизни человека на основе высшего образования.

"ЗАВТРА". А что это теоретическое определение дает конкретно существующей школе?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Это определение очень важно, так как оно дает возможность, во-первых,  для понимания состояния современной школы, потому что есть достаточно точный критерий для его оценки, а во-вторых, для более точного прогнозирования развития современного образования, определения его задач, содержания и технологий, его организации.

Если говорить более конкретно – это та идеальная точка, которая позволяет определять развитие российского образования в целом и на всех его уровнях, всех его направлениях, всех его компонентах, вплоть до управления, вплоть до создания средств образования. И это само собой понятно. Если у вас есть план здания, то все знают, что и как надо строить, и строят. А если плана нет, то ничего построить нельзя – начинается вавилонское столпотворение. И сегодня мы видим, что в российском образовании это и происходит. Иногда даже принимается хорошее само по себе решение, но оно не вписывается в общую систему образования и поэтому работает скорее во вред, чем на пользу.

"ЗАВТРА". Например?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Самый простой пример. Сегодня разрабатываются федеральные государственные стандарты (ФГОСы) общего образования. Неизвестно, кто их разрабатывает, а самое главное – для чего, для какой системы образования. Их, слава Богу, отправили на доработку. Но не думаю, что доработка что-то изменит существенно. Просто прежде чем разрабатывать ФГОСы, давайте сначала определим, каким должно быть у нас образование в целом. А потом будем дорабатывать, а может быть, и заново разрабатывать и принимать ФГОСы.

"ЗАВТРА". В этой связи какую самую важную проблему развития российского образования вы видите?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Принять государственную Концепцию, или Доктрину, или Стратегию, в данном случае не важно, как назвать, развития российского образования. Тогда сразу станет ясно, какую систему образования мы должны будем строить, в каком направлении мы должны будем его развивать.

"ЗАВТРА". Если вы предлагаете Концепцию образования, то тем самым  определяете пути его развития.

Владимир МЕНЬШИКОВ. Конечно, так и выстроена наша Концепция. Для нее главное не критика, хотя она тоже в Концепции присутствует, потому что если вы видите реальный недостаток, то у вас появляется шанс на его исправление; но в большей степени характеризуются достоинства современного образования, а самое главное – предлагаются пути и способы развития образования в целом и его отдельных частей. Надо совершенствовать образование так же, как сегодня модернизируется армия: и в целом, и во всех своих частях. Важно совершенствование его содержания и технологий, организации и управления образованием.

"ЗАВТРА". Какую самую важную проблему вы видите в формировании отдельных направлений воспитания?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Создание системы духовно-нравственного воспитания. С одной стороны, она должна стать приоритетным направлением развития нашего образования. Но, с другой стороны, эта работа должна быть такой, чтобы не превратиться в нечто противоположное себе. Не просто преподавание какого-то модуля из шести обозначенных в современном ФГОСе общего образования: основы православной, исламской, буддистской, иудейской культуры, истории мировых религий и светской этики, потому что это не создает системы духовно-нравственного воспитания. Самый простой пример. Большинство российских школьников выберут предмет светская этика. На первый взгляд, хорошо. Но в этом случае мы получим ситуацию еще более худшую, нежели в случае с Программой нравственного воспитания, разработанной в свое время под руководством И.С. Марьенко. Там хотя бы не было отдельного специального системного курса светской этики. Почему так опасен этот модуль? Да потому что, как говорит Святейший Патриарх Кирилл, «светская этика» с ее «безликими принципами», как и в античное время, ведет современную цивилизацию к кризису. И этот кризис уже охватил нравственную сферу современного общества.

"ЗАВТРА". И что же делать?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Собрать лучшие педагогические силы страны и разработать этот курс так,  чтобы он соответствовал своему понятию. Конечно, здесь нужна колоссальная работа. Надо проработать разные варианты преподавания этого курса. Здесь все должно быть учтено: от духовных и нравственных ценностей традиционных конфессий до особенностей разных регионов России. Подчеркиваю: здесь необходимо осуществить колоссальную педагогическую работу.

"ЗАВТРА". Вы предлагаете создать один общий курс, например курс изучения мировых религий?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Для того чтобы создать такой курс, нужно сначала создать курс общей догматики. А это невозможно. Невозможно даже создать общую догматику трех главных направлений христианства.

Но без религиозных ценностей успешное духовно-нравственное воспитание так же невозможно, как умственное — без науки, а эстетическое – без искусства. В основе духовно-нравственного воспитания должна лежать система традиционных религиозных ценностей. Вопрос в другом – как реально создать школьную систему духовно-нравственного воспитания. Подчеркну еще раз – это можно сделать только в процессе сложнейшей педагогической работы. И, думаю, нашей стране под силу решить эту проблему.

"ЗАВТРА". А в чем Вы видите главную проблему в развитии отдельных уровней образования?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Главное в том, что мы не можем конкретно сказать, в чем заключается сущность каждого уровня образования, и конкретно определить его цели, его задачи, его содержание, его технологии в каждом конкретном направлении. Может быть, самая большая определенность в этом вопросе у нас в системе дошкольного образования. Но и здесь нужна серьезная конкретизация.

"ЗАВТРА". А самая большая неопределенность?

Владимир МЕНЬШИКОВ. В высшем образовании. Мы лихорадочно вводим разные новации, но они, как в шахматах в ситуации цугцванга, только ухудшают общую ситуацию.

Начнём с двухуровневой системы высшего образования. Кто может сказать, в чем ее смысл? Да, какой-то смысл в ней найти можно: на первой ступени дается общее профессиональное образование; на второй, в магистратуре, – специальное. Но если спрашивать конкретно: зачем, например, в педагогическом образовании нужны эти ступени? Студент учится на учителя начального или дошкольного образования. И куда он пойдет работать после окончания того и другого уровня? В один и тот же детский сад или начальную школу. Тогда зачем ему эти совершенно искусственные уровни?

"ЗАВТРА". Как нам всё время говорят, чтобы войти в мировое, по крайней мере, европейское, образование.

Владимир МЕНЬШИКОВ. Но зачем для этого корежить свое высшее образование? Давайте после шести лет высшего образования, если студент успешно закончил вуз, успешно защитил дипломную работу, присваивать ему первое ученое звание – магистр. И мы входим в европейское образование. Но при этом давайте восстановим единую систему высшего образования, потому что она и проще, и надежнее, чем двухуровневая. И это видно в любом направлении высшего образования. И если мы боимся перейти к одноуровневой системе в других направлениях вузовского образования, давайте перейдем на единую систему высшего образования в педагогическом образовании, где искусственность двухуровневой системы образования видна, как нигде.

"ЗАВТРА". Проблема высшего образования только в двух уровнях?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Конечно, нет! Гораздо большая опасность заключается в том, что в системе высшего образования практически ликвидировано общее образование, которое в советском вузе не только давала общие знания, но и формировала советского специалиста: советского инженера, учителя, врача и т.д. Теперь этого нет. А подобная система необходима, потому что вузовское образование приходится на юношеский возраст человека, и значит, его общее развитие не заканчивается с поступлением в вуз – оно должно продолжаться и в вузе. Конечно, вновь вопрос вопросов: что мы должны дать в вузе как абсолютно необходимое для студента в рамках общего образования? И как мы должны профессионально воспитывать студента? Подчеркну: не обучать профессионально, а воспитывать профессионально. Проблема почти не решаемая, потому что мы упираемся в отсутствие общей идеологии страны.

"ЗАВТРА". Которую запрещает наша Конституция.

Владимир МЕНЬШИКОВ. Неправда. Во 2-й статье Конституции РФ прямо утверждается основной постулат либеральной идеологии: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Так что п. 2 ст. 13, в котором говорится о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», во-первых, противоречит ст. 2 и, во-вторых, носит исключительно номинальный характер. Это конституционное противоречие во многом и создает неопределенную ситуацию с перспективами развития нашего общества и, как следствие, нашего образования. А что будет в конце концов со страной, у которой нет единой идеологии?

"ЗАВТРА". Согласен. А что в образовании нужно сделать в первую очередь?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Принять базовый документ развития всего российского образования. А пока нет такого документа, то все наши решения, даже самые хорошие, будут скорее ухудшать ситуацию, нежели ее улучшать. Самый простой пример. В образовании совершенно необходим контроль. Но контроль, который вписан в общую концепцию образования. А сегодня контроль, ставший самостоятельной структурой, стал ужасом образования. Остается ли у вуза время на обучение студентов перед проведением аттестации? Так совершенно необходимый в системе образования, да и в любой системе, ее компонент превращается не в средство развития, совершенствования образования, а в нечто прямо противоположное себе.

"ЗАВТРА". Вы предлагаете систему образования, которая должна сделать нашу систему образования одной из лучших в мире. В чем ее суть?

Владимир МЕНЬШИКОВ. Сегодня нам необходимо создать всеобщее непрерывное образование на основе массового высшего образования. Это грандиозная задача, которую пока что никто в истории человечества не решал.

И для этого у нашей страны есть все три абсолютно необходимых предпосылки.

Во-первых, наша страна – страна великой классической культуры. За дореволюционный и советский период мы создали культуру, в самых разных областях сопоставимую только с античной культурой и классической культурой Западной Европы Нового времени.

Во-вторых, мы еще сохранили, несмотря ни на что, величайший педагогический потенциал. Хотя он катастрофически истончается. И если он исчезнет, то тогда мы ничего точно не сделаем.

В-третьих, мы имеем уникальный опыт создания целых уровней всеобщего образования: начиная с 30-х годов – всеобщего начального; в 50-е годы – всеобщего восьмилетнего, в 70-е годы – всеобщего среднего. И не менее важный факт. В 30-е годы XX века мы создали классическую систему массового высшего образования, которая выпускала студентов больше, чем вся Западная Европа. И это при том, что до революции Россия по числу студентов уступала многим странам мира.

"ЗАВТРА". Но сейчас, к сожалению, нам навязывают всякие «Форсайт-проекты» типа «Детство – 2030».

Владимир МЕНЬШИКОВ. Да, но все-таки у страны должен работать инстинкт самосохранения. Ведь хватило у нас ума, сил и воли создать современную российскую армию с самым современным вооружением. Но современная, лучшая в мире система образования имеет не меньшее значение для благополучия страны. Значит, страна должна сознательно и целенаправленно развивать такую систему образования.

Как специалист, я прекрасно понимаю, как быстро опускается наше образование, хотя эти процессы еще не обрели необратимый характер. Слава Богу и нижайший поклон нашим самоотверженным учителям, что мы еще удерживаем какую-то высоту.

Поверьте, я об этом говорю не вообще, а на основании личного опыта. Так, курские учителя  по сути дела на энтузиазме создали региональную систему духовно-нравственного воспитания, которую теперь пытаются сохранить.

В деле создания самой лучшей системы образования я надеюсь на помощь учителей, на помощь наших талантливых ученых, многие из которых лишены возможности сказать свое слово в образовании. На активную работу заинтересованных чиновников – далеко не все из них коррупционеры и взяточники. Искренне признаюсь, пусть и покажусь кому-то наивным, на прямое участие в этом деле Президента страны В.В. Путина и Святейшего Патриарха Кирилла. Просто я знаю, что для них вопрос образования – это вопрос не десятой, не двадцатой степени важности в их повестке работы и служения, а первый. Так что надеюсь, что общими усилиями мы решим эту задачу. И поможет нам в этом Бог и наша Пресвятая Богородица.

***

Проект Концепции развития образования в Российской Федерации опубликован на официальном сайте Всемирного Русского Народного Собора. Приглашаем всех включиться в обсуждение этой Концепции. Ваши отзывы, замечания, предложения просим направлять на электронный адрес: ss-private@yandex.ru.

Илл. Дмитрий Пускин. "Дополнительные занятия в школе" (1958)

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
6 февраля 2020 в 18:52

Авторам СТАТЬИ...


Россия - государство Справедливости и социального Благополучия!

В основу предлагаемой концепции Будущего России автор предлагает положить духовно-нравственные принципы, выработанные всей историей человечества. Эти духовно-нравственные принципы изложены в фундаментальных трудах выдающихся мыслителей прошлого: Учение Будды, Учение Иисуса Христа и его последователей, Учение пророка Мухаммеда, Учения Иудаизма и т.д.
Сегодняшнее человечество, в лице её духовных лидеров, должно осознать тот простой факт, что, безотносительно нашего религиозного верования, мы люди, и, в каждом учении основателей нашего верования, есть положения, которые являются общими для всех представителей человеческого рода. Другими словами, нужно во всех религиозных вероучениях находить общие духовно-нравственные принципы и именно их закладывать в основу всеобщего понимания понятия справедливость.
Автор предлагает следующее понимание понятия справедливости для каждого отдельного человека, и для государства, как выразителя коллективных интересов больших групп человеческого общества:

'Справедливость индивидуума' - это отражение в сознании человека и гражданина его Прав и Обязанностей, как в отношении других членов общества, так и в отношении государства, представляющего законные коллективные интересы всего общества, в системе духовно-нравственных установок (принципов), выработанных всей историй человечества, и полученных им в процессе воспитания и формирования личности.

'Справедливость социума (народа, государства)' - это, изложенные в Конституции, и заложенные в сущность Законов государства, Права и Обязанности государства в отношении законных Прав и Обязанностей человека и гражданина, в рамках системы духовно-нравственных установок (принципов), выработанных всей историй человечества.

Здесь следует отметить присутствие понятий Права и Обязанности, как человека и гражданина, так и Права и Обязанности государства.

В сегодняшних конституциях почти всех государств упоминается понятие 'Свобода', но нет указанных выше понятий. При этом, Права и Обязанности человека и гражданина, как и Права и Обязанности государства в отношении человека и гражданина прописаны в Конституциях крайне поверхностно фрагментарно.

Формулировки понятия 'Справедливость' для индивидуума и государства почти одинаковые. Это связано с тем, что, как каждый индивидуум, имея свободу воли выбора, получив и приняв, в процессе воспитания соответствующие духовно-нравственные принципы, так и государство, как представитель интересов большинства членов общества, по Конституции, обязаны следовать духовно-нравственным принципам, сформулированным в Конституции России.
Источником духовно-нравственных принципов, полученных человеком, является семья и тот социум (государство), в котором он воспитывался, в России - это её Конституция.
Принципиально важно понимание понятия справедливости для социума (государства). Размытое и не чётко определённое понимание понятия справедливости социумом (государством) приводит к тому, что всё общество, и каждый индивидуум в нём, теряют духовно-нравственные ориентиры в жизни.
Именно по этой причине автор считает настоятельно необходимым, чтобы в самой Конституции России и в сущность её законов, входили эти духовно-нравственные принципы, выработанные всей историей человечества.
Автор полагает, что выбор духовно-нравственных принципов, выработанных всей историей человечества, и приемлемых для включения их в текст Конституции и в сущность законов России, принадлежит духовным лидерам гражданского общества в содружестве с духовными лидерами всех религиозных конфессий России. Все эти духовно-нравственные принципы на слуху, но автор воздержится от их написания в этой работе.
+++++++++++++++++++
Об образовании в России...

Образование молодого человека состоит из ДВУХ компонент:
1) ИНФОРМИРОВАНИЕ (системно изложенное по всему спектру знаний).
2) ВОСПИТАНИЕ.

И то и другое сегодня в России реализовывается ПОСРЕДСТВЕННО ...............

Можно сказать даже больше - НЕПРЕОДОЛИМОЙ стеной по развитию системы образования СТОИТ САМА система образования (ЧИНОВНИЧЕСТВО от образования).
Внедрение же ПЛАТНОЙ компоненты в систему образования - ОКОНЧАТЕЛЬНО убивает систему образования...

6 февраля 2020 в 20:50

Вот бы разработать методику-стратегию-курс-политику развития по науке мышления...

Имею не создание ссылочной библиотеки в голове, шуфлядочное мышление ничего не изменит. Научить мыслить и понимать - это основа науки, любой науки...

6 февраля 2020 в 23:13

Нам надо, мы должны...

Вот бы разработать...

- Но ведь это же неправильная система расчёта минимальной корзины?
- Да, но она утверждена. Нужно просто менять систему расчёта и всё улучшится.
- Сколько вам понадобиться времени, чтобы внести поправки.
- Ну, к концу года мы утвердим новый алгоритм...

PS "Этот человек живёт так, как будто будет жить вечно". Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать.

8 марта 2020 в 18:56

Спасибо Меньшикову за то, что обратил внимание на лицемерную идеологию нашей Конституции и, соответственно, нашего государства. Увы, при этой идеологии все пороки системы образования неискоренимы