1. Суть мирового кризиса
С начала XXI века по миру бродит призрак глобальных перемен. Волны мирового кризиса захватывают страну за страной. Но все попытки «восьмерки» и «двадцатки» мировых лидеров выйти из кризиса финансовыми, экономическими и политическими мерами не приносят желаемых результатов. Это происходит потому, что этот кризис носит более глобальный и всеобъемлющий характер. Это мировоззренческий кризис. Он вызван несоответствием нового этапа космической и земной эволюции с существующим у человечества способом научного познания Мира. Ключом к выходу из него является переход человечества на качественно новый уровень мышления и новое мировоззрение.
Господствующее сейчас мировоззрение - это рожденный в Европе антропоцентризм. Он разделил единый Космос на материальный и духовный миры, превратил природу из средневекового храма в механизированную фабрику и за четыре века выполнил свою созидательную роль.
Человечество познало структуру материи, освоило всю внешнюю оболочку Земли и вышло в Космос.
Но сейчас господствующий механистический взгляд на мир, как на склад сырья и товаров для безмерного потребления и обогащения избранных, уже стал не просто тормозом развития человечества, а угрозой для его дальнейшего существования. Человечество ещё не осознало, что все глобальные противоречия современной эпохи вызваны, прежде всего, нарушением законов единого космоса. Эти нарушения привели к запредельной техногенной и антропогенной перегрузке земли. сейчас Планета мстит нам за неразумное хозяйствование участившимися землетрясениями, цунами, перепадами температур, наводнениями и пожарами.
Космос показывает нам, что во Вселенной все взаимосвязано. разрушая природу, мы разрушаем Человека в человеке. Человечество начинает сходить с ума. Процесс всемирного сумасшествия нарастает. оно проявляется в стремлении Европы к однополым бракам, что противоречит законам космоса. Оно - в появлении вольных стрелков «брейвиков», заряженных на уничтожение своих соплеменников. Международные террористы плодятся как грибы. Разрушение североафриканских государств свидетельствует, что новые войны нацелены на уничтожение целых цивилизаций.
Борьба людей, государств и их союзов за обладание материальной собственностью и обожествление денег достигла крайних пределов, за которыми стоит гибель человечества и нашей планеты.
Для выхода из этого мирового кризиса, спасения человечества и планеты необходима смена мировоззрения. Это естественный и неизбежный процесс. с наступлением в 2012 году новой космической эры Водолея и новой постиндустриальной - информационной эпохи созрели все предпосылки к переходу от антропоцентризма к антропокосмизму, как мировоззрению третьего тысячелетия.
Антропокосмизм основан на законах Космоса и нацелен не на господство над природой, а на гармоничное развитие человека, общества и природы в едином Космосе.
Человечеству важно осознать, что мы живём в новой космической эре, в информационную эпоху, которая отличается от индустриальной более тесной связью с космосом и его энергией. Поэтому прорыв на космический масштаб мышления для освоения неисчерпаемой энергии космоса является ключом к выходу из мирового кризиса и повышению качества жизни людей. И только те народы и цивилизации займут достойное место в мире, которые первыми познают законы космоса и методы использования его энергии.
А главный закон Космоса - это закон единства материального и духовного мира. Поэтому пришло время изменить вектор цели человечества и привести его в соответствие с космическим масштабом мышления.
Новая цель человечества - не в обладании материальной собственностью, из-за которой ведутся войны, гибнет природа и люди, а в одухотворении материи - в развитии Разума и в разумной достаточности, в умении жить в ладу с земной природой и с Космосом.
Такое мировоззрение востребовано в мире. Не случайно ЮНЕСКО объявило 2013 год - годом Владимира Ивановича Вернадского - нашего великого соотечественника. Ведь это Вернадский ещё сто лет назад предсказал неизбежность коренного перелома в мировоззрении и заявил, что для осмысления такой сложной реальности, как современный мир, потребуется космический масштаб мышления. Он первым обратил внимание на теснейшую взаимосвязь эволюции Космоса с эволюцией человечества и на несоответствие существующего способа познания мира его глобальному изменению. Наш великий соотечественник сделал практические шаги к созданию и развитию космического миропонимания и к новой системе познания мира, основанной не на существующем разделительно-аналитическом методе, а на синтезе знаний, обеспечивающем целостный взгляд на мир. Он снял антагонизм, существовавший в связке «наука и не наука», и даровал равные права науке и другим способам познания. Вернадский создал максимальный научный метод познания, основанный на синтезе знаний. Этот метод определяет, «что истинное научное знание создается при участии всех форм человеческого сознания: дотеоретического (обыденного), теоретического (научного и философского) и внетеоретического (религиозно-мифологического и художественного).
В.И. Вернадский в виде учения о биосфере и ноосфере оставил нам завещание, как освоить энергию Космоса, развивать мир в гармонии и избежать войн. Он опередил время, и только в XXI веке, когда резко обострились глобальные противоречия не только между трудом и капиталом, но и между природой и капиталом, и разумом и капиталом, а главное − между способом познания и глобально усложнившимся миром, пришло осознание о необходимости реализации его идей для спасения человечества и планеты Земля.
Историческая миссия России и Русского мира состоит в том, чтобы первыми познать основы русского антропокосмизма, завещанные нам великими соотечественниками: Ы.И. Лобачевским, который первым поставил под сомнение достоверность механистической картины мира, созданной Ньютоном; В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским, А.В. Чижевским, Еленой и Николаем Рерихами, российскими писателями Серебряного века.
Для прорыва на космический масштаб мышления необходим перевод сознания людей с одностороннего материалистического мировоззрения - антропоцентризма на новое энергоматериалистическое мировоззрение - антропокосмизм, основанное на единстве материального и духовного мира. Без этого нельзя познать законы Космоса, а без следования им человечество способно погубить себя и нашу планету. Космическое мышление - это ключ к выходу из мирового кризиса.
2. Осмысление новой картины мира. Космический масштаб
Государственные деятели и политические лидеры для успешного развития своих народов, государств и их союзов, партий и общественных движений должны обладать даром предвидения будущего, чтобы воздействовать на настоящее, извлекая правильные уроки из прошлого. Но для этого надо уметь воспринимать мир в космическом масштабе - в целостности и движении, ощущать дух времени и пространства. Только так можно познать реальную картину мира, место человека и человечества в мире, цель и смысл их жизни. Познавшие это осознают, что картина мира и мировоззрение являются рычагами управления развитием человечества, основой его практической деятельности. Ведь человек - это единственное животное, не обладающее полным набором природных инстинктов, достаточных для выживания. Единственным способом выжить стало построение своего поведения по образу и подобию того, что он видит вокруг. А видит он картину мира, которая в ходе космической эволюции и познания человеком окружающего его мира меняется. Осмысление картины мира и становится тем мировоззрением, на основе которого осуществляется практическая деятельность человечества. Эти модели мира правят миром людей, т. к. моделируют и программируют их поведение.
Главное предназначение картины мира для человека - это возможность многовариантного моделирования течения событий жизни в темпе, опережающем их реальное течение. Это позволяет человеку душой чувствовать и разумом упреждающе выбирать наилучший вариант своей линии поведения и осмысленно воплощать его в жизнь.
К сожалению, большинство из немногих посвященных в тайны мироздания стремятся использовать эти знания в корыстных интересах. Они делают всё возможное, чтобы скрыть от человечества теснейшую взаимосвязь эволюции Космоса, Планеты, человечества и человека. Поэтому наша задача - показать людям, что, начиная со второй половины XX века и в начале XXI века, в мире произошли глобальные изменения, которые поставили человечество перед выбором: жизнь или смерть, созидание или разрушение мира.
С наступлением в 2012 году космической эры Водолея изменилась космическая картина мира и воздействие Космоса на планету и человечество. Планета Земля под бурным воздействием человеческой деятельности, вызванной материально-механистическим мировоззрением, коренным образом изменилась. На планете и в околоземном Космосе безраздельно господствует техническая цивилизация, характерная своей бездуховностью. Наступил кризис научного мышления, что требует принятия нового вида мышления и познания структуры мозга. В социальной эволюции человечества произошли глобальные изменения. Впервые в новейшей истории глобальная конкуренция вышла на уровень цивилизационного измерения. Созданы предпосылки для качественно нового этапа в истории человечества - организации и развитии всего человечества как единого целого. Начался переход к управляемой глобализации мира. Сейчас решается главный вопрос - кто и по какому проекту будет осуществлять эту глобализацию? Будет ли мир развиваться как социальный механизм или как социальный организм, как единство однообразного или как единство многообразного, как общество потребления или как общество знания? Пойдет ли он по пути войны цивилизаций или по пути их сотрудничества?
Всё зависит от того, какая картина мира и какое мировоззрение будут представлены и восприняты человечеством.
Проект глобализации мира по-американски уже представлен и осуществляется. Он основан на механистической картине мира, созданной Ньютоном. Осуществляется на основе антропоцентризма - мировоззрения, разделяющего единый космос на мир материальный и мир духовный. Использует научное мышление, основанное на изучении материи и аналитическом методе познания. Проект нацелен на развитие человеческого общества, как общества потребления, как отлаженного социального механизма, как единства однообразного. Для этого развернута война цивилизаций. основной инструмент управления - деньги и программирование сознания людей на достижение успеха в виде обладания материальной собственностью. реализация проекта привела к мировому кризису и разрушению вековых устоев человечества.
Задача, вставшая во весь рост перед человечеством, - создание и реализация альтернативного проекта - не разрушительного, а созидательного. Проекта, нацеленного не на войну, а на сотрудничество цивилизаций. Осуществляющего глобализацию как единство многообразного. Развивающего общество, как общество знаний, как живой одухотворенный социальный организм. Проекта, нацеливающего людей на одухотворение материи и преображение человеческого сознания, разумную достаточность и счастливую жизнь, как гармонию человека, общества и природы в едином Космосе. Такое мировоззрение называется антропокосмизмом. Истоки этого мировоззрения и такой картины мира заложены основоположниками русского космизма. Поэтому можно обозначить этот альтернативный проект как Русский Лад. К сожалению, труды наших соотечественников замалчиваются. Но задел для быстрого наполнения этого мировоззрения глубочайшим смыслом уже сделан в трудах русских ученых: М.В. Ломоносова, Н.И. Лобачевского, Д.И. Менделеева, Н.Я. Данилевского, С.А. Подолинского, В.И. Вернадского, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.Э. Циолковского, А.В. Чижевского, Елены и Николая Рерихов, А.А. Зиновьева, Г.А. Зюганова, Г.С. Кара-Мурзы, С.П. Расторгуева, В.А. Разумного, А.И. Субетто, С.И. Сухоноса, Н.М. Чуринова, А.П. Федотова, Г.А. Шилина.
Для того чтобы двигаться дальше, надо определиться в понятиях антропокосмизма и убрать препятствия на пути к синтезу знаний.
3. Антропокосмизм - мировоззрение космической эры Водолея
Антропокосмизм - это мировоззрение, основанное на познании законов Космоса и всеобщей связи космических, природных и социальных явлений, утверждающее, что жизнь на нашей планете создана Космосом из материи Земли и энергии Солнца. Она представляет собой двойственный энергоматериальный процесс пульсирующего превращения энергии в материю и наоборот. Первичным элементом всех живых существ биосферы является клетка, управляемая энергией Космоса (электоромагнитными полями летящих и вращающихся галактик, созвездий, планет) и питающаяся энергией солнечного света. Человек и человечество -это триединое биологическое, социальное и космическое существо. Земля может обеспечить жизнь человечеству лишь в том случае, если оно будет развиваться по принципу разумной достаточности, только за счет своего труда, и создавать запасы солнечной энергии для будущих поколений. Для этого необходимо прекратить разрушение материальной структуры планеты и нарушение биологического равновесия её живых систем. Это может обеспечить только Человек Разумный, живущий по законам гармонии человека, общества и природы в едином, а не разделенном на материальный и духовный миры, Космосе.
К сожалению, законы Космоса до сих пор находятся за пределами понимания большинства человечества. Заслуга русских космистов состоит в том, что они заполняют у людей этот пробел знаний. Ещё в начале XX века В.И. Вернадский доказал, что жизнь - это явление космическое, а не чисто земное. Он убеждал современников и потомков, что человечество с самого начала развивается как неотъемлемая часть космоземной природной среды и как часть биосферы. Оно органически входит в преобразуемый им мир, с одной стороны - как объект, как часть этого мира, а с другой стороны - как субъект, как его созидатель. Человечество своей деятельностью переводит биосферные организмы в ноосферные, т.е. созданные человеческим разумом и творческим трудом.
Пришла пора осознать космический масштаб грядущей мировоззренческой революции так, как это сделал Вернадский ещё в начале XX века. В своей работе «Мысли о современном значении истории знаний» он написал, что «в XX веке начал осуществляться коренной перелом научного мировоззрения, сравнимый с тем, который произошел около 2,5 тысяч лет назад - в VI веке до нашей эры, когда в религиозных исканиях шел поиск смысла бытия». Сейчас в XXI веке уже стало известно, что такие коренные переломы мировоззрения происходят в период смены космических эр. Для того чтобы научно познавать будущее человечества в пространстве и времени, важно знать, что «космический круг, который пролетает солнечная система в космическом пространстве, разделен на 12 стадий, называемых эрами. Он называется годом Платона и является космическим циклом развития жизни на Земле. Этот цикл связан с положением Земли относительно созвездий 12-ти знаков Зодиака.
Данный космический календарь времени является невидимым электронным механизмом управления земной цивилизацией, т.е. неизменным и единым законом Космоса, выращивающего жизнь на Земле по своему синусоидному графику. Этот график меняется через каждые 2150 лет, вынуждая человечество к периодической смене вектора цели, а значит и к изменению всей системы управления обществом, т.е. к смене мировоззрения».
В настоящее время земная цивилизация как раз и переживает эту глобальную перемену. Закончилась космическая эра Рыб и с июля 2012 года началась новая космическая эра - эра Водолея. Не случайно календарь индейцев майя завершился 2012 годом. Это означает не конец света, а завершение космической эры Рыб. С наступлением новой эры необходимо создавать новый календарь, т.к.
коренным образом меняется картина мира и мировоззрение, народ должен осознать свое место в пространстве и времени, а также будущую судьбу всего человечества.
В.И. Вернадский обладал даром предвидения и, опережая время, предсказал этот коренной перелом мировоззрения, вызванный сменой космических эр. В книге «Мысли о современном значении истории знаний» дословно он изложил это так: «XX век - это особая эпоха, характерная взрывной волной научного творчества, отличающаяся тем, что одновременно по всей линии науки в корне меняются все основные черты Картины Космоса. Меняются в корне наши представления о материи, об энергии, о времени, о пространстве. Создаются совершенно новые понятия, которые отсутствовали во всех предшествующих миросозерцаниях... Зарождается новое мировоззрение, коренным образом меняющее наше мышление. Мы подходим к построению мира без материи в прежнем ее понимании».
Наш великий соотечественник еще в 1902 году очертил контуры этого нового мировоззрения следующим образом: «Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни и искусств невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собой и могут быть разделены только в воображении».
Исходя из этого, будет полезно обратиться к астрологии, которая занимается предсказаниями судьбы по расположению звезд на небосклоне.
Астрологи отмечают, что под знаком Рыб родились народы, склонные к индивидуалистическому типу общества, поклоняющиеся «золотому тельцу» и измеряющие счастье материальным благополучием. Поэтому и мировоззрение -антропоцентризм, и идеология, и механизм социального управления, созданные и господствовавшие в космическую эру Рыб, были нацелены на господство человека над природой, на обладание материальной собственностью и на всевластие денег.
Россия же, по мнению астрологов, родилась под знаком Водолея. И поэтому в новой космической эре Водолея возрастает ее роль в формировании нового мировоззрения, соответствующего духу времени и пространства. В эру Водолея будет воспринято человечеством миропонимание, соответствующее миропониманию народов России, т.е. космическое миропонимание - антропокосмизм, основанный на гармоничном развитии человека, общества и природы в едином Космосе. Таково мнение астрологов. Уже в 2013 году оно начало подтверждаться усилением роли России в решении международных проблем.
С точки зрения научного подхода ученый Г.А. Шилин, координатор научно-аналитического движения «Экология сознания человека», отмечает, что в эпоху Рыб закономерно господствовало материалистическое научное мировоззрение, потому что перед человечеством стояла задача изучения структуры материи окружающего людей мира и строения живых существ. В итоге за 2150 лет, к моменту перехода в эру Водолея, человечество в основном изучило материальное строение общей природной среды обитания и накопило такое количество новых знаний, которое требует перехода на качественно новый уровень познания мира.
Современный мир настолько усложнился, что его уже невозможно осмыслить только с помощью старых философских и научных понятий и категорий. Для познания новой объективной реальности недостаточно знания физикоматематических и других точных наук. Нужны знания о Космосе, о психологии, биологии, экологии, языкознании. Нужен синтез знаний о материальном и духовном мире, позволяющий увидеть мир целиком, как единый Космос. Это требует прорыва на космический уровень мышления. Только так можно разрешить глобальные противоречия между эволюцией Космоса, природы, человечества и устаревшим способом познания мира. Наступившая эра Водолея сделала такой вызов человечеству. Следует на него ответить сменой мировоззрения - антропоцентризма на антропокосмизм.
Очень образно изложил неизбежность этого процесса Виктор Ефимов в изданной в 2011 году книге «Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или преображение». Размышляя о судьбоносном предназначении космической эры Водолея, он обратил внимание на то, что вода - это основа органической жизни на Земле. Но вместе с тем в мифологии вода является символом информации. Не случайно в русском языке слова «речь» и «реченька», «изрекаю» и «река» являются однокоренными. Есть древние предания о существовании мертвой и живой воды. Исходя из этих посылов, В. Ефимов предполагает, что в космическую эру Рыб, уподобляясь рыбе, подавляющая часть человечества была озабочена лишь поиском чистых заводей и нужных течений, не помышляя о миссии замены принципиально негодной - мертвой воды на качественно иную - живую воду. Мистическое название новой космической эры - эры Водолея свидетельствует о предстоящей замене «воды» в целом. Смена «воды» с мертвой на живую - это смена всеобщей информации, т.е. мировоззрения. Ведь господствующее в эру Рыб мировоззрение -антропоцентризм утратило свою животворящую суть и стало, образно говоря, мертвой водой, ведущей человечество и планету к гибели. Для спасения планеты и человечества нужно заменить мертвую воду на живую - на качественно новое мировоззрение - антропокосмизм. Мертвая вода эры рыб, созданная для управления и порабощения человечества с помощью денег и жажды обладания материальными благами под привлекательным лозунгом «к свободе», должна быть заменена на живую воду, побуждающую человечество к духовному и материальному совершенству. совершенство означает «со - вверх», т.е. вместе вверх по древу знаний законов космоса к счастью, как гармонии человека, общества и природы в едином космосе.
4. Мировоззренческий кризис как кризис мышления
Мировоззренческий кризис вызван противоречием между нынешним этапом эволюции космоса, природы, человечества и устаревшим способом их познания.
Мировоззрение - это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, определяющая ориентиры и цели жизнедеятельности человека и методы познания мира. Поскольку мир находится в движении, картина мира, созерцаемая человеком, меняется и, соответственно, меняются его мироощущения. При этом важно отметить, что только осмысленное миросозерцание и мироощущение становится в итоге миропониманием и мировоззрением.
Переход от миросозерцания «калейдоскопической», т.е. разрозненно-бессвязной картины мира, к «мозаичной», т.е. целостной и взаимосвязанной картине мира происходит в ходе процесса осмысления, т.е. познания человеком причинно-следственных связей мира в его разуме и душе.
Поэтому роль мышления в осмыслении новой картины мира и формировании новой мировоззренческой основы жизнедеятельности человечества является наиважнейшей. Говорят, в начале было слово. Это неверно - в начале была мысль.
Наш соотечественник В.И. Ленин, понимавший, что управлять поведением миллионов людей можно путем изменения для них картины мира, оставил для потомков важнейший вывод, что «картина мира - есть картина того, как материя движется и как "материя мыслит"». Мышление должно соответствовать своему времени, своей космической эре, своей эпохе в развитии человечества.
Каждая смена космических эр приводит к смене космической картины мира, вектора цели развития, методов добывания и управления распределением энергии, обеспечивающей жизнь человечества.
Тончайшей и величайшей из всех энергий является энергия, несущая в себе мысль. Научная человеческая мысль могущественным образом меняет природу, наполняет миллионы людей духовной творческой энергией, превращает их в могучую социальную и геологическую силу, изменяющую существенно окружающий мир и само человечество. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера, по мнению В.И. Вернадского, переходит в новое состояние - в ноосферу - в царство Разума.
Мышление - это сложнейший энергетический процесс, преобразующий один вид тончайшей психической энергии в другой вид такой же тончайшей энергии, но обогащенной новым знанием. Как определил К. Маркс: «Мышление есть продукт материи, достигший в своем развитии высокой степени совершенства, а именно продукт мозга, а мозг -орган мышления».
В процессе развития мышления проявляется тесная взаимосвязь между эволюцией Космоса и эволюцией человека. По-научному четко и образно эту сложную тему раскрывает Л.В. Шапошникова, генеральный директор Музея имени Рериха. В своем научном докладе «Вехи истории культуры: от эпического миропонимания к космическому мышлению» на международной конференции в Бишкеке в 2011 году она указала, что человечество в своей истории последовательно использовало три вида мышления: мифологический, религиозный и научный. Каждый вид мышления соответствовал своей картине мира, своей эпохе и во многом определял способ организации общественной жизни. При этом новый вид мышления формировался в глубине предыдущего, за исключением первого - мифологического т. к. у него не было предыдущего вида.
Интересно, что при этом мифологическое мышление оказалось более целостным и универсальным, чем два последующих, т. к. было основано на единстве мира. В мифологии субъектом, или правящим началом, выступал Космос и процессы, происходящие в нем, а человек был объектом персонифицированного в виде богов Космоса. В таком мышлении раскрывалась всеобъемлющая связь природных закономерностей с каждым человеком.
В отличие от мифологического мышления религиозный и научный виды основаны на разделительном подходе к познанию. Они разделили единый Космос на мир духовный и мир материальный и отличаются ответом на вопрос: что первично - бытие или сознание?
В религиозном мышлении, пришедшем на смену мифологическому, приоритет был отдан духовному миру. Главным субъектом, определяющим развитие мира, стал Бог, а человек был назван «рабом божьим». Этот вид мышления соответствовал рабовладельческой и феодальной формациям.
В эпоху Просвещения в XVII веке с развитием капиталистических отношений и науки произошел переход к третьему виду мышления - научному. Становление науки хорошо раскрыто в книге С.Г. Кара-Мурзы «Идеология и мать её наука». Научный вид мышления отдал приоритет материальному миру. Молодая наука поставила на место Бога свободомыслящего человека, сделав его субъектом и правящим началом. определяющим стимулом развития стал экономический интерес и приоритет материальных ценностей над духовными. Познавательный фундамент науки строился на индуктивной логике, в которой «части определяют целое». Этот способ познания назвали аналитическим или разделительным. В результате произошло расчленение знаний по отдельным областям природы, группам явлений, отраслям и научным дисциплинам, способам и методам их познания.
Такой подход к познанию в то время обладал определенными преимуществами и позволил основательно изучить главный предмет науки - материю. Но, согласно диалектике, всё течет, всё изменяется, и эволюция Космоса, природы и человечества вступила в тот этап, когда открыто проявился кризис научного мышления. В среде ученых и специалистов в сфере экономики и искусства все чаще высказываются мысли о том, что нынешнее материально-механическое мировоззрение и мышление не соответствуют новой постиндустриальной информационной эпохе. А аналитический метод познания становится тормозом для осмысления современного и во многом усложнившегося мира.
Действительно, в результате аналитического метода познания единая природа оказалась искусственно разделенной между разобщенными науками. В итоге наступил парадокс - чем больше узконаправленных знаний мы получаем, тем сложнее становится для понимания современный мир.
В результате с конца 60-х годов прошлого века основные открытия приняли научно-описательный характер, несмотря на то, что созданы самые дорогостоящие за всю историю человечества исследовательские комплексы, такие, как Международная космическая станция, Большой адронный коллайдер, телескоп «Хаббл». Экспериментаторы получили колоссальный объем знаний об устройстве мироздания - от тысячной доли ангстрема до видимых границ Вселенной, но это так и не привело к качественному теоретическому результату.
Налицо кризис научного мышления и необходимость перехода к новому, четвертому виду мышления - космическому. Время подтвердило правоту В.И. Вернадского, что для познания современного мира как реальности необходим космический масштаб мышления, синтез знаний и целостный подход к науке как к единству естественных и гуманитарных наук. Мысль о единстве научного знания проходит лейтмотивом через все творчество Вернадского.
К сожалению, это учение Вернадского не было генеральной линией развития мысли в течение полувека. Но в конце ХХ века прежний образ мышления ученых потребовал изменений. Помимо углубленной детализации знаний и неизбежной при этом специализации потребовалась общая картина и, наконец-то, биогеохимический подход Вернадского стал символом нашей эпохи.
Обобщенное мышление, вбирающее в себя все предыдущие виды, целостное мировоззрение Вернадского, ломающее границы отдельных дисциплин, становится для современного человечества теорией выживания.
Здесь можно отметить прозорливость Карла Маркса, который считал идеалом науки будущего такое ее состояние, когда естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание. Это будет единая великая наука, и только она сможет познать феномен сознания - разума, как биосоцио-космического явления.
5. Космическое мышление как синтез знаний и его противники
Космическое мышление использует для познания картины мира и формирования нового мировоззрения космический масштаб, диалектику и синтез знаний.
Знание - это продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме - в виде понятий, суждений, символов и знаков. Познание - это процесс постижения человеком новых знаний.
Космическое мышление отличается от предшествующих ему религиозного и научного мышления другим способом познания мира. Оба прежних вида мышления разделяли Космос на мир духовный и мир материальный, а космическое мышление изучает Космос как единое целое. Ведь идея русского космизма состояла и состоит не в обособлении и противопоставлении мира природного и человеческого, материального и духовного, а в их диалектическом единстве. По мнению Шапошниковой Л.В., мы законно можем считать новый вид мышления чисто российским явлением, но имеющим тенденцию к глобализации.
Этот закон единой двойственности Космоса (дух - материя) распространяется на всю систему познания. Ведь есть два источника знания: земной, который имеет дело с плотной материей, и надземный - тонкоматериальный, обладающий высокой энергетикой. Космическое мышление объединяет в себе мысль надземную и земную. Оно основано на максимальном научном методе познания В.И. Вернадского, который гласит, что истинное научное знание создается при участии всех форм человеческого сознания: дотеоретического (обыденного), теоретического (научного и философского) и внетеоретического (религиозно-мифологического и художественного).
Это позволяет прекратить антагонистические противоречия между религиозным и научным видами мышления.
В этом вопросе интересны размышления экономиста Д.Г. Мудрика, изложенные в статье «О кризисе научного мировоззрения», опубликованной в журнале «Самоуправление» № 3 за 2013 год. Он отмечает, что на протяжении всей истории человечества существовала борьба между научным (эмпирическим) изучением природы и религиозным (единым началом), между материалистами и идеалистами. Ыа самом деле между религией и наукой нет противоречий. Просто они рассматривают окружающий нас мир на различных уровнях организации материи.
Первая рассматривает его как личность - субъект, а вторая - как материальный объект. В итоге в едином Космосе и религия, и наука есть две стороны одной медали. Это хорошо видно на примере человека как триединства -биосоциокосмического, являющегося частью материи и состоящего из тела, души и разума.
С одной стороны, наш организм как объект познания состоит из материи, и в нем происходят различные механические, электромагнитные, биохимические, оптические, акустические процессы. Ыо, с другой стороны, все эти процессы объединены в единое целое - в живой одухотворенный организм, который объединен не только физически, но и духовно. Он является самостоятельным субъектом окружающего мира - личностью, т.е. этот организм мыслит и имеет душу. И если этот субъект умрет, то ни одна клеточка материального объекта не сможет существовать.
Далее Дмитрий Мудрик подчеркивает, что эти две стороны деятельности человека (физическую и духовную) изучает наука.
Исследованием материи человеческого организма (физиологией) занимается традиционная медицина, а изучением душевной деятельности занимается психология. Таким образом, проявление этих сил (материальных и духовных) является установленным фактом и не оспаривается наукой.
Религию и науку можно представить как две крайние точки зрения.
На этапе дальнейшего поиска истины как религия, так и наука могут стать тормозом в ее понимании ввиду их крайней односторонности взглядов, ортодоксальности и существующих догматов.
Исторический опыт подтверждает, что господствующее мировоззрение всегда ведет борьбу с нарождающимся новым мышлением и теми учеными и мыслителями, которые, обогнав свое время, принимают на себя всю тяжесть противоречия между уровнем сознания современников и развитием передового мышления. При этом состав врагов нового мышления не меняется тысячелетиями. Это - невежество, низкий уровень сознания, тоталитарная претензия на истину в конечной инстанции и властное стремление подчинить себе свободную мысль человека.
Мы помним трагическую судьбу Джордано Бруно, сожженного на костре религиозной инквизицией. Пострадал за свои смелые научные идеи и Галилей XX века - основоположник гелиобиологии Александр Леонидович Чижевский, открывший в своих трудах «Физические факторы исторического процесса» и «Земное эхо солнечных бурь» тесную взаимосвязь ритмической деятельности Солнца с динамикой револ юционных процессов на планете и с динамикой заболеваемости чумой, холерой, гриппом, дифтерией, тифом. Он доказал влияние вспышек на Солнце на увеличение числа инфарктов и инсультов, нервных расстройств и самоубийств. Чижевский доказал, что кровь не хаотичный поток, а насыщенная электричеством упорядоченная структура, имеющая жизненно важное значение. Но в итоге был отправлен в ссылку.
Из-за происков вышеназванных «темных сил» процесс понимания неразрывности Космоса, биосферы и человека очень затянулся. Законы биосферы, которым Вернадский придавал самое большое значение, до сих пор не стали важнейшим условием социальной деятельности. Это привело к концу XX века к запредельной техногенной и антропогенной перегрузке планеты и к разрушительному воздействию человечества на природу.
Стремительный взлет численности населения и энергопотребления в ХХ веке выражает суть динамики современного мира. Рост мирового валового продукта увеличился в 17 раз, численность населения возросла в 3,7 раза - с 1,6 млрд человек до 6 млрд человек.
В ХХ веке человек впервые охватил своей жизнью и культурой всю верхнюю оболочку Земли - биосферу. Биосфера Земли охватывает приземную часть атмосферы (до высоты 30-60 км), верхнюю часть литосферы (на глубину до 2-5 км) и всю гидросферу (вплоть до самых глубоких впадин в мировом океане).
Благодаря феномену небывалого научно-технического взрыва, человек, вооруженный новыми знаниями, техникой, технологиями, начал крупномасштабно преобразовывать природу, покорять пространство и время. В результате произошел резкий скачок в развитии материальной культуры человечества. Бурно разрослась искусственная среда его окружения за счет уничтожения естественной среды.
В результате увеличилось опустынивание земель из-за вырубки лесов и перевыпаса скота. Общая площадь пустынь составила 31,4 млн. км2 или 22% суши. Только за вторую половину столетия произошла деградация почв на 17% площади растительного покрова земли. За это же время потеряно 20% массивов леса.
Мировой океан занимает 70% поверхности земли. Более половины человечества проживает в пределах 60 километров от береговой линии. Около 70% загрязнения океана связано с наземными источниками и около 600 тонн нефти ежегодно попадает в океан по вине человечества. Годовое использование пресной воды составляет около 8% от ее запасов. Резко сокращено биоразнообразие планеты.
При темпе уменьшения биоразнообразия 0,65% в год в течение первой четверти XXI века, то есть за одно человеческое поколение, оно уменьшится на 15%. При темпе вырубки тропических лесов 0,7% в год через 100 лет останется лишь половина лесов. Осмыслением этих происходящих изменений занимается экология - наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Экологи бьют тревогу и обращают внимание на то, что научные знания о природе и обществе остаются разобщенными по различным наукам и не синтезированы, как к этому призывал В.И. Вернадский. В чем же причины такого торможения?
По мнению доктора философских наук, профессора Института философии РАН Гарусова Э.В., существует три основных причины. Первая - вненаучная. Разделение на науки естественные и социальные воспроизводится до сих пор всей системой воспитания и образования кадров. Оно устарело и не соответствует новой реальности. Давно пора впустить естественные науки (особенно теорию биосферы) в социальные науки и в научную картину мира.
Вторая причина - философская. Вся система философских знаний и деятельности носит антропоцентрический характер, который мешает понимать даже очевидное в социоприродном единстве. Нужно сменить парадигму с антропоцентризма на биосфероцентризм. Без этого перехода нам не удастся сохранить среду жизни. Нельзя забывать, что человек силен не только в созидательной, но и в разрушительной деятельности.
Третья причина носит вненаучный характер, но она наиболее труднопреодолимая. Это стремление мирового капитала к своему преумножению. Поэтому капиталисты, имеющие прибыль от углеводородной энергетики, не допускают перехода человечества на возобновляемые источники энергии.
А ведь будущее человечества зависит от освоения энергии Космоса с помощью биосферы. Вернадский сравнивал функцию зеленых растений с мощным насосом, качающим энергию, приходящую из Космоса.
А первым стал изучать отношения, существующие между человеческим трудом и распределением солнечной энергии на территории Земли, Сергей Александрович Подо-линский (1850-1891). Его идеи, изложенные в книге «Труд человека и его отношение к распределению энергии», нацеливали человечество на созидание нового, а не на расхищение накопленной энергии. Для этого нужны кооперация, сотрудничество, взаимопомощь, а не разрушительная борьба за обладание материальной собственностью. Сделанное нашим соотечественником С.А. Подолинским естественнонаучное обоснование будущего социалистического человеческого общества актуально и сегодня.
Ведь из-за корыстных устремлений мировых ростовщиков, сохраняющих устаревшую картину мира и мировоззрение, люди, живя в океане энергии, идущей из Космоса, ценой колоссальных усилий добавляют к этому океану каплю полученной ими энергии от углеводородов Земли с риском разрушить среду жизни.
Переход на космическое мышление стал жизненной необходимостью, но он невозможен без познания структуры мозга, механизма и уровней мышления.
6. Эволюция мозга. Мысль, рассудок и разум
На человеческий разум и его материальный «носитель» мозг нельзя смотреть как на что-то неизменное, достигшее законченности и совершенства. Он является синтезом биологического, социального и космического существа человека.
Как и весь мир, человеческий мозг изменяется в ходе эволюции космоса, природы, общества и самого человека.
Меняется структура мозга как материального органа, типы и качество мышления, уровень развития интеллекта.
Порождения мозга: мысль, рассудок и разум являются движителями труда и человеческой деятельности. Поэтому для познания космического мышления важно определиться в этих понятиях.
Мысль - это продукт мозга. Она материальна и обладает мощной энергетикой.
Разум - это высшая форма интеллекта в живой природе. Далеко не все люди на Земле обладают разумом. Многие живут рассудком.
В чем же разница между рассудком и разумом?
Она в их отношении к истине. Словарь «Психология» определяет рассудок и разум как два различных типа логического мышления.
Рассудок - это умственная система движения мысли к истине, которая оперирует только в пределах сложившегося знания и чувственного опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам и догмам. Это умственная деятельность, основанная на формальной логике, свойственной антропоцентризму. А формальная логика отрицает объективную истину и определяет, что истинно то, что полезно и удобно.
Разум - это способность человека творчески мыслить, познавать мир, понимать смысл бытия, искать и находить истину как животворящее начало развития, как совершенное знание об окружающем мире. Разум дает знание более глубокого и обобщенного характера, т. к. его мыслительные операции основаны не на формальной, а на диалектической логике. А главным вопросом в диалектической логике является вопрос об истине. Диалектическая логика требует, чтобы предмет и его отражение в сознании людей рассматривались всесторонне и целостно. Это учение о законах развития всех материальных, природных и духовных явлений в их движении.
Согласно диалектической логике, знание приносит действительную пользу обществу только тогда, когда оно истинно. Не из пользы знания вытекает его истинность, а, наоборот, из истинности знания вытекает его великое практическое значение для человечества, потому что оно верно отражает действительность.
Мировоззренческий кризис во многом является следствием того, что господствующее сейчас мировоззрение антропоцентризм «консервирует» сознание человека на уровне рассудка. Поэтому большинство людей пытается найти выход из кризиса в рамках строго установленных правил и догм, а это невозможно. К сожалению, неспособность вырваться за «красные флажки» рассудка относится и к правым и левым, представителям науки и служителям культа.
Для выхода из кризиса необходим прорыв на новый космический масштаб мышления, а это способны сделать только люди, обладающие не рассудком, а разумом, т.е. способные к творчеству, к поиску истины и смысла бытия. Расконсервация сознания и прорыв к антропокос-мизму, к познанию законов космоса и следованию им - это удел разумных людей, нацеленных на построение общества знаний, а не общества потребления. К таким же выводам пришли ученые, изучающие структуру мозга.
Интересное видение структуры мозга и его функций изложил в своей книге «XXI век. Россия. Расписание на сегодня» Ю.А. Ковалев, кандидат философских наук, ответственный сотрудник Президиума РАН. По его мнению, головной мозг - это триединая модель, которая построена по принципу матрешки. В ходе эволюции сначала появился рептильный мозг, затем он дополнился мозгом млекопитающего и, наконец, у приматов появилась третья часть - кора головного мозга.
Рептильный мозг - располагается в самой глубине и отвечает за программу выживания и самосохранения.
Мозг млекопитающего отвечает за настроение, эмоции, заботу о потомстве.
Мозг приматов - занимает две трети мозга - эта кора головного мозга обеспечивает сознание человека.
Кора головного мозга находится в неустойчивом перемирии с более примитивными частями мозга.
Это перемирие легко может быть нарушено в зависимости от социального, биологического и космического воздействия. Например, в западном обществе, где главный принцип «война всех против всех», человек оказывается «запертым» в своем рептильном мозгу. В результате процесс формирования человеческого начала у таких людей радикально задерживается. У них повышается уровень агрессивности, они становятся по-рептильному коварными, как вольный стрелок Брейвик.
Но человека можно «запереть» и в мозге млекопитающего, и тогда он начинает любить комфорт ради комфорта и «жить, чтобы есть». Для него счастье - это, по выражению Ельцина Б.Н., «когда живу я и мои друзья», т.е. с деньгами для потребления.
Ю.А. Ковалев считает, что насаждаемая по всему миру западной цивилизацией демократия - это продукт мозга млекопитающего и мозга рептилии, т. к. мотив деятельности победителя на выборах вовсе не интересы страны и народа, а корыстные интересы элиты. Рыночная демократия интенсивно стимулирует самое звериное в человеке. Она создает общество потребления, в котором съесть важнее, чем узнать, а потребить важнее, чем создать.
Такой приоритет материальных ценностей - это тупиковый путь антропоцентризма, создающего бездуховную техническую цивилизацию. Для дальнейшей прогрессивной эволюции человечества надо «переключить» мышление людей на более совершенную часть мозга. Человек должен иметь, согласно В.И. Вернадскому, разумно ограниченные материальные и безграничные духовные потребности.
Целью нового мировоззрения - антропокосмизма, прежде всего, является развитие сознания Человека созидающего. Поэтому стоит задача расширения и преображения сознания от рассудка к разуму. Это расширение сознания будет идти за счет познания законов единого Космоса, изучения духовной энергии и тончайшей материи души, проникновения в мир смыслов. А преображение сознания человека призвано очистить его разум от порочных разрушительных установок и сделать его душу открытой для духовного подъема на качественно новый уровень - от подсознания и сознания к сфере сверхсознательного. Только так человек может превратиться из объекта в субъект развития, т.е. стать творцом и созидателем.
Созидание - это творческий, духовно осмысленный и общественно-полезный труд. Бессмысленный труд убивает человека. Осмысленный на основе истины как совершенного знания труд преображает и возвышает человека. Человеком, в отличие от животного, не рождаются, а становятся. Но стать Человеком разумным можно только в результате трудов праведных над самим собой, т.е. над телом, душой и сознанием. Труды праведные означают труды, основанные на законах Прави, т.е. на законах Космоса. Человек должен постоянно совершенствовать свою психику, впитывать в себя житейский опыт предков и Космоса на тончайшем духовном уровне.
Таким образом, важно понять, что Человек разумный - это звание. Стать Человеком разумным - значит расширить и преобразить свое сознание до уровня созидателя.
(Продолжение следует)