Авторский блог Литературный Коллайдер 20:59 27 января 2015

Владимир Никитин. "КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - КЛЮЧ К ВЫХОДУ ИЗ МИРОВОГО КРИЗИСА"

В.С. Никитин, депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, председатель Координационного совета Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», кандидат экономических наук

1. Суть мирового кризиса

С начала XXI века по миру бродит призрак глобальных перемен. Волны мирового кризиса захватывают страну за страной. Но все попытки «восьмерки» и «двадцатки» ми­ровых лидеров выйти из кризиса финансовыми, экономи­ческими и политическими мерами не приносят желаемых результатов. Это происходит потому, что этот кризис носит более глобальный и всеобъемлющий характер. Это миро­воззренческий кризис. Он вызван несоответствием нового этапа космической и земной эволюции с существующим у человечества способом научного познания Мира. Ключом к выходу из него является переход человечества на качествен­но новый уровень мышления и новое мировоззрение.

Господствующее сейчас мировоззрение - это рож­денный в Европе антропоцентризм. Он разделил единый Космос на материальный и духовный миры, превратил природу из средневекового храма в механизированную фа­брику и за четыре века выполнил свою созидательную роль.

Человечество познало структуру материи, освоило всю внешнюю оболочку Земли и вышло в Космос.

Но сейчас господствующий механистический взгляд на мир, как на склад сырья и товаров для безмерного потребле­ния и обогащения избранных, уже стал не просто тормозом развития человечества, а угрозой для его дальнейшего су­ществования. Человечество ещё не осознало, что все гло­бальные противоречия современной эпохи вызваны, прежде всего, нарушением законов единого космоса. Эти наруше­ния привели к запредельной техногенной и антропогенной перегрузке земли. сейчас Планета мстит нам за неразумное хозяйствование участившимися землетрясениями, цунами, перепадами температур, наводнениями и пожарами.

Космос показывает нам, что во Вселенной все взаимосвя­зано. разрушая природу, мы разрушаем Человека в человеке. Человечество начинает сходить с ума. Процесс всемирного сумасшествия нарастает. оно проявляется в стремлении Ев­ропы к однополым бракам, что противоречит законам кос­моса. Оно - в появлении вольных стрелков «брейвиков», заряженных на уничтожение своих соплеменников. Меж­дународные террористы плодятся как грибы. Разрушение североафриканских государств свидетельствует, что новые войны нацелены на уничтожение целых цивилизаций.

Борьба людей, государств и их союзов за обладание мате­риальной собственностью и обожествление денег достигла крайних пределов, за которыми стоит гибель человечества и нашей планеты.

Для выхода из этого мирового кризиса, спасения чело­вечества и планеты необходима смена мировоззрения. Это естественный и неизбежный процесс. с наступлением в 2012 году новой космической эры Водолея и новой постин­дустриальной - информационной эпохи созрели все пред­посылки к переходу от антропоцентризма к антропокосмизму, как мировоззрению третьего тысячелетия.

Антропокосмизм основан на законах Космоса и на­целен не на господство над природой, а на гармоничное развитие человека, общества и природы в едином Кос­мосе.

Человечеству важно осознать, что мы живём в новой кос­мической эре, в информационную эпоху, которая отличается от индустриальной более тесной связью с космосом и его энергией. Поэтому прорыв на космический масштаб мыш­ления для освоения неисчерпаемой энергии космоса явля­ется ключом к выходу из мирового кризиса и повышению качества жизни людей. И только те народы и цивилизации займут достойное место в мире, которые первыми познают законы космоса и методы использования его энергии.

А главный закон Космоса - это закон единства матери­ального и духовного мира. Поэтому пришло время изменить вектор цели человечества и привести его в соответствие с космическим масштабом мышления.

Новая цель человечества - не в обладании матери­альной собственностью, из-за которой ведутся войны, гибнет природа и люди, а в одухотворении материи - в развитии Разума и в разумной достаточности, в умении жить в ладу с земной природой и с Космосом.

Такое мировоззрение востребовано в мире. Не случай­но ЮНЕСКО объявило 2013 год - годом Владимира Ива­новича Вернадского - нашего великого соотечественника. Ведь это Вернадский ещё сто лет назад предсказал неиз­бежность коренного перелома в мировоззрении и заявил, что для осмысления такой сложной реальности, как совре­менный мир, потребуется космический масштаб мышления. Он первым обратил внимание на теснейшую взаимосвязь эволюции Космоса с эволюцией человечества и на несоот­ветствие существующего способа познания мира его гло­бальному изменению. Наш великий соотечественник сделал практические шаги к созданию и развитию космического ми­ропонимания и к новой системе познания мира, основанной не на существующем разделительно-аналитическом методе, а на синтезе знаний, обеспечивающем целостный взгляд на мир. Он снял антагонизм, существовавший в связке «наука и не наука», и даровал равные права науке и другим спосо­бам познания. Вернадский создал максимальный научный метод познания, основанный на синтезе знаний. Этот метод определяет, «что истинное научное знание создается при участии всех форм человеческого сознания: дотеоретического (обыденного), теоретического (научного и философ­ского) и внетеоретического (религиозно-мифологического и художественного).

В.И. Вернадский в виде учения о биосфере и ноосфе­ре оставил нам завещание, как освоить энергию Космоса, развивать мир в гармонии и избежать войн. Он опередил время, и только в XXI веке, когда резко обострились гло­бальные противоречия не только между трудом и капита­лом, но и между природой и капиталом, и разумом и капи­талом, а главное − между способом познания и глобально усложнившимся миром, пришло осознание о необходимо­сти реализации его идей для спасения человечества и пла­неты Земля.

Историческая миссия России и Русского мира состоит в том, чтобы первыми познать основы русского антропокосмизма, завещанные нам великими соотечественниками: Ы.И. Лобачевским, который первым поставил под сомнение достоверность механистической картины мира, созданной Ньютоном; В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским, А.В. Чи­жевским, Еленой и Николаем Рерихами, российскими писа­телями Серебряного века.

Для прорыва на космический масштаб мышления необ­ходим перевод сознания людей с одностороннего материа­листического мировоззрения - антропоцентризма на новое энергоматериалистическое мировоззрение - антропокосмизм, основанное на единстве материального и духовного мира. Без этого нельзя познать законы Космоса, а без сле­дования им человечество способно погубить себя и нашу планету. Космическое мышление - это ключ к выходу из мирового кризиса.

2. Осмысление новой картины мира. Космический масштаб

Государственные деятели и политические лидеры для успешного развития своих народов, государств и их сою­зов, партий и общественных движений должны обладать даром предвидения будущего, чтобы воздействовать на на­стоящее, извлекая правильные уроки из прошлого. Но для этого надо уметь воспринимать мир в космическом мас­штабе - в целостности и движении, ощущать дух време­ни и пространства. Только так можно познать реальную картину мира, место человека и человечества в мире, цель и смысл их жизни. Познавшие это осознают, что карти­на мира и мировоззрение являются рычагами управления развитием человечества, основой его практической дея­тельности. Ведь человек - это единственное животное, не обладающее полным набором природных инстинктов, до­статочных для выживания. Единственным способом вы­жить стало построение своего поведения по образу и по­добию того, что он видит вокруг. А видит он картину мира, которая в ходе космической эволюции и познания челове­ком окружающего его мира меняется. Осмысление картины мира и становится тем мировоззрением, на основе которого осуществляется практическая деятельность человечества. Эти модели мира правят миром людей, т. к. моделируют и программируют их поведение.

Главное предназначение картины мира для человека - это возможность многовариантного моделирования течения событий жизни в темпе, опережающем их реальное тече­ние. Это позволяет человеку душой чувствовать и разумом упреждающе выбирать наилучший вариант своей линии по­ведения и осмысленно воплощать его в жизнь.

К сожалению, большинство из немногих посвященных в тайны мироздания стремятся использовать эти знания в корыстных интересах. Они делают всё возможное, чтобы скрыть от человечества теснейшую взаимосвязь эволюции Космоса, Планеты, человечества и человека. Поэтому наша задача - показать людям, что, начиная со второй половины XX века и в начале XXI века, в мире произошли глобальные изменения, которые поставили человечество перед выбо­ром: жизнь или смерть, созидание или разрушение мира.

С наступлением в 2012 году космической эры Водолея изменилась космическая картина мира и воздействие Космоса на планету и человечество. Планета Земля под бурным воздействием человеческой деятельности, вызван­ной материально-механистическим мировоззрением, корен­ным образом изменилась. На планете и в околоземном Кос­мосе безраздельно господствует техническая цивилизация, характерная своей бездуховностью. Наступил кризис науч­ного мышления, что требует принятия нового вида мышле­ния и познания структуры мозга. В социальной эволюции человечества произошли глобальные изменения. Впервые в новейшей истории глобальная конкуренция вышла на уро­вень цивилизационного измерения. Созданы предпосылки для качественно нового этапа в истории человечества - орга­низации и развитии всего человечества как единого целого. Начался переход к управляемой глобализации мира. Сейчас решается главный вопрос - кто и по какому проекту будет осуществлять эту глобализацию? Будет ли мир развиваться как социальный механизм или как социальный организм, как единство однообразного или как единство многообраз­ного, как общество потребления или как общество знания? Пойдет ли он по пути войны цивилизаций или по пути их сотрудничества?

Всё зависит от того, какая картина мира и какое мировоз­зрение будут представлены и восприняты человечеством.

Проект глобализации мира по-американски уже представлен и осуществляется. Он основан на механи­стической картине мира, созданной Ньютоном. Осущест­вляется на основе антропоцентризма - мировоззрения, разделяющего единый космос на мир материальный и мир духовный. Использует научное мышление, основанное на изучении материи и аналитическом методе познания. Про­ект нацелен на развитие человеческого общества, как обще­ства потребления, как отлаженного социального механизма, как единства однообразного. Для этого развернута война цивилизаций. основной инструмент управления - деньги и программирование сознания людей на достижение успеха в виде обладания материальной собственностью. реализация проекта привела к мировому кризису и разрушению веко­вых устоев человечества.

Задача, вставшая во весь рост перед человечест­вом, - создание и реализация альтернативного про­екта - не разрушительного, а созидательного. Проекта, нацеленного не на войну, а на сотрудничество цивилизаций. Осуществляющего глобализацию как единство многообраз­ного. Развивающего общество, как общество знаний, как жи­вой одухотворенный социальный организм. Проекта, наце­ливающего людей на одухотворение материи и преображение человеческого сознания, разумную достаточность и счаст­ливую жизнь, как гармонию человека, общества и природы в едином Космосе. Такое мировоззрение называется антропокосмизмом. Истоки этого мировоззрения и такой карти­ны мира заложены основоположниками русского космизма. Поэтому можно обозначить этот альтернативный проект как Русский Лад. К сожалению, труды наших соотечественни­ков замалчиваются. Но задел для быстрого наполнения это­го мировоззрения глубочайшим смыслом уже сделан в тру­дах русских ученых: М.В. Ломоносова, Н.И. Лобачевского, Д.И. Менделеева, Н.Я. Данилевского, С.А. Подолинского, В.И. Вернадского, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.Э. Циол­ковского, А.В. Чижевского, Елены и Николая Рерихов, А.А. Зиновьева, Г.А. Зюганова, Г.С. Кара-Мурзы, С.П. Рас­торгуева, В.А. Разумного, А.И. Субетто, С.И. Сухоноса, Н.М. Чуринова, А.П. Федотова, Г.А. Шилина.

Для того чтобы двигаться дальше, надо определиться в понятиях антропокосмизма и убрать препятствия на пути к синтезу знаний.

3. Антропокосмизм - мировоззрение космической эры Водолея

Антропокосмизм - это мировоззрение, основанное на познании законов Космоса и всеобщей связи космических, природных и социальных явлений, утверждающее, что жизнь на нашей планете создана Космосом из материи Зем­ли и энергии Солнца. Она представляет собой двойственный энергоматериальный процесс пульсирующего превращения энергии в материю и наоборот. Первичным элементом всех живых существ биосферы является клетка, управляемая энергией Космоса (электоромагнитными полями летящих и вращающихся галактик, созвездий, планет) и питающая­ся энергией солнечного света. Человек и человечество -это триединое биологическое, социальное и космическое существо. Земля может обеспечить жизнь человечеству лишь в том случае, если оно будет развиваться по принци­пу разумной достаточности, только за счет своего труда, и создавать запасы солнечной энергии для будущих поколе­ний. Для этого необходимо прекратить разрушение мате­риальной структуры планеты и нарушение биологического равновесия её живых систем. Это может обеспечить только Человек Разумный, живущий по законам гармонии чело­века, общества и природы в едином, а не разделенном на материальный и духовный миры, Космосе.

К сожалению, законы Космоса до сих пор находятся за пределами понимания большинства человечества. За­слуга русских космистов состоит в том, что они запол­няют у людей этот пробел знаний. Ещё в начале XX века В.И. Вернадский доказал, что жизнь - это явление косми­ческое, а не чисто земное. Он убеждал современников и по­томков, что человечество с самого начала развивается как неотъемлемая часть космоземной природной среды и как часть биосферы. Оно органически входит в преобразуемый им мир, с одной стороны - как объект, как часть этого мира, а с другой стороны - как субъект, как его созидатель. Чело­вечество своей деятельностью переводит биосферные орга­низмы в ноосферные, т.е. созданные человеческим разумом и творческим трудом.

Пришла пора осознать космический масштаб гряду­щей мировоззренческой революции так, как это сделал Вернадский ещё в начале XX века. В своей работе «Мыс­ли о современном значении истории знаний» он написал, что «в XX веке начал осуществляться коренной перелом науч­ного мировоззрения, сравнимый с тем, который произошел около 2,5 тысяч лет назад - в VI веке до нашей эры, когда в религиозных исканиях шел поиск смысла бытия». Сейчас в XXI веке уже стало известно, что такие коренные перело­мы мировоззрения происходят в период смены космических эр. Для того чтобы научно познавать будущее человечества в пространстве и времени, важно знать, что «космический круг, который пролетает солнечная система в космическом пространстве, разделен на 12 стадий, называемых эрами. Он называется годом Платона и является космическим циклом развития жизни на Земле. Этот цикл связан с положением Земли относительно созвездий 12-ти знаков Зодиака.

Данный космический календарь времени является не­видимым электронным механизмом управления земной ци­вилизацией, т.е. неизменным и единым законом Космоса, выращивающего жизнь на Земле по своему синусоидному графику. Этот график меняется через каждые 2150 лет, вы­нуждая человечество к периодической смене вектора цели, а значит и к изменению всей системы управления обществом, т.е. к смене мировоззрения».

В настоящее время земная цивилизация как раз и переживает эту глобальную перемену. Закончилась кос­мическая эра Рыб и с июля 2012 года началась новая космическая эра - эра Водолея. Не случайно календарь индейцев майя завершился 2012 годом. Это означает не ко­нец света, а завершение космической эры Рыб. С наступле­нием новой эры необходимо создавать новый календарь, т.к.

коренным образом меняется картина мира и мировоззрение, народ должен осознать свое место в пространстве и време­ни, а также будущую судьбу всего человечества.

В.И. Вернадский обладал даром предвидения и, опе­режая время, предсказал этот коренной перелом миро­воззрения, вызванный сменой космических эр. В книге «Мысли о современном значении истории знаний» дословно он изложил это так: «XX век - это особая эпоха, характер­ная взрывной волной научного творчества, отличающаяся тем, что одновременно по всей линии науки в корне меня­ются все основные черты Картины Космоса. Меняются в корне наши представления о материи, об энергии, о вре­мени, о пространстве. Создаются совершенно новые по­нятия, которые отсутствовали во всех предшествующих миросозерцаниях... Зарождается новое мировоззрение, ко­ренным образом меняющее наше мышление. Мы подходим к построению мира без материи в прежнем ее понимании».

Наш великий соотечественник еще в 1902 году очертил контуры этого нового мировоззрения следующим образом: «Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от деятельности человека в области религии, фило­софии, общественной жизни и искусств невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены меж­ду собой и могут быть разделены только в воображении».

Исходя из этого, будет полезно обратиться к астрологии, которая занимается предсказаниями судьбы по расположе­нию звезд на небосклоне.

Астрологи отмечают, что под знаком Рыб родились на­роды, склонные к индивидуалистическому типу общества, поклоняющиеся «золотому тельцу» и измеряющие счастье материальным благополучием. Поэтому и мировоззрение -антропоцентризм, и идеология, и механизм социального управления, созданные и господствовавшие в космическую эру Рыб, были нацелены на господство человека над приро­дой, на обладание материальной собственностью и на все­властие денег.

Россия же, по мнению астрологов, родилась под знаком Водолея. И поэтому в новой космической эре Водолея воз­растает ее роль в формировании нового мировоззрения, со­ответствующего духу времени и пространства. В эру Во­долея будет воспринято человечеством миропонимание, соответствующее миропониманию народов России, т.е. кос­мическое миропонимание - антропокосмизм, основанный на гармоничном развитии человека, общества и природы в едином Космосе. Таково мнение астрологов. Уже в 2013 го­ду оно начало подтверждаться усилением роли России в решении международных проблем.

С точки зрения научного подхода ученый Г.А. Шилин, координатор научно-аналитического движения «Эколо­гия сознания человека», отмечает, что в эпоху Рыб зако­номерно господствовало материалистическое научное ми­ровоззрение, потому что перед человечеством стояла задача изучения структуры материи окружающего людей мира и строения живых существ. В итоге за 2150 лет, к моменту перехода в эру Водолея, человечество в основном изучило материальное строение общей природной среды обитания и накопило такое количество новых знаний, которое требует перехода на качественно новый уровень познания мира.

Современный мир настолько усложнился, что его уже невозможно осмыслить только с помощью старых фило­софских и научных понятий и категорий. Для познания но­вой объективной реальности недостаточно знания физико­математических и других точных наук. Нужны знания о Космосе, о психологии, биологии, экологии, языкознании. Нужен синтез знаний о материальном и духовном мире, по­зволяющий увидеть мир целиком, как единый Космос. Это требует прорыва на космический уровень мышления. Толь­ко так можно разрешить глобальные противоречия между эволюцией Космоса, природы, человечества и устаревшим способом познания мира. Наступившая эра Водолея сделала такой вызов человечеству. Следует на него ответить сменой мировоззрения - антропоцентризма на антропокосмизм.

Очень образно изложил неизбежность этого процесса Виктор Ефимов в изданной в 2011 году книге «Курс эпо­хи Водолея. Апокалипсис или преображение». Размышляя о судьбоносном предназначении космической эры Водолея, он обратил внимание на то, что вода - это основа органической жизни на Земле. Но вместе с тем в мифологии вода является символом информации. Не случайно в русском языке слова «речь» и «реченька», «изрекаю» и «река» являются однокоренными. Есть древние предания о существовании мертвой и живой воды. Исходя из этих посылов, В. Ефимов предпо­лагает, что в космическую эру Рыб, уподобляясь рыбе, пода­вляющая часть человечества была озабочена лишь поиском чистых заводей и нужных течений, не помышляя о миссии замены принципиально негодной - мертвой воды на каче­ственно иную - живую воду. Мистическое название новой космической эры - эры Водолея свидетельствует о пред­стоящей замене «воды» в целом. Смена «воды» с мертвой на живую - это смена всеобщей информации, т.е. мировоз­зрения. Ведь господствующее в эру Рыб мировоззрение -антропоцентризм утратило свою животворящую суть и ста­ло, образно говоря, мертвой водой, ведущей человечество и планету к гибели. Для спасения планеты и человечества нужно заменить мертвую воду на живую - на качественно новое мировоззрение - антропокосмизм. Мертвая вода эры рыб, созданная для управления и порабощения человече­ства с помощью денег и жажды обладания материальными благами под привлекательным лозунгом «к свободе», долж­на быть заменена на живую воду, побуждающую человече­ство к духовному и материальному совершенству. совер­шенство означает «со - вверх», т.е. вместе вверх по древу знаний законов космоса к счастью, как гармонии человека, общества и природы в едином космосе.

4. Мировоззренческий кризис как кризис мышления

Мировоззренческий кризис вызван противоречием меж­ду нынешним этапом эволюции космоса, природы, челове­чества и устаревшим способом их познания.

Мировоззрение - это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, определяющая ори­ентиры и цели жизнедеятельности человека и методы по­знания мира. Поскольку мир находится в движении, карти­на мира, созерцаемая человеком, меняется и, соответственно, меняются его мироощущения. При этом важно отметить, что только осмысленное миросозерцание и мироощущение ста­новится в итоге миропониманием и мировоззрением.

Переход от миросозерцания «калейдоскопической», т.е. разрозненно-бессвязной картины мира, к «мозаичной», т.е. целостной и взаимосвязанной картине мира происхо­дит в ходе процесса осмысления, т.е. познания человеком причинно-следственных связей мира в его разуме и душе.

Поэтому роль мышления в осмыслении новой картины мира и формировании новой мировоззренческой основы жизнедеятельности человечества является наиважнейшей. Говорят, в начале было слово. Это неверно - в начале была мысль.

Наш соотечественник В.И. Ленин, понимавший, что управлять поведением миллионов людей можно путем из­менения для них картины мира, оставил для потомков важ­нейший вывод, что «картина мира - есть картина того, как материя движется и как "материя мыслит"». Мыш­ление должно соответствовать своему времени, своей кос­мической эре, своей эпохе в развитии человечества.

Каждая смена космических эр приводит к смене косми­ческой картины мира, вектора цели развития, методов до­бывания и управления распределением энергии, обеспечи­вающей жизнь человечества.

Тончайшей и величайшей из всех энергий является энер­гия, несущая в себе мысль. Научная человеческая мысль могущественным образом меняет природу, наполняет мил­лионы людей духовной творческой энергией, превращает их в могучую социальную и геологическую силу, изменяющую существенно окружающий мир и само человечество. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера, по мнению В.И. Вернадского, переходит в новое состоя­ние - в ноосферу - в царство Разума.

Мышление - это сложнейший энергетический процесс, преобразующий один вид тончайшей психической энергии в другой вид такой же тончайшей энергии, но обогащенной новым знанием. Как определил К. Маркс: «Мышление есть продукт материи, достигший в своем развитии высокой степени совершенства, а именно продукт мозга, а мозг -орган мышления».

В процессе развития мышления проявляется тесная взаимосвязь между эволюцией Космоса и эволюцией человека. По-научному четко и образно эту сложную тему раскрывает Л.В. Шапошникова, генеральный директор Му­зея имени Рериха. В своем научном докладе «Вехи истории культуры: от эпического миропонимания к космическому мышлению» на международной конференции в Бишкеке в 2011 году она указала, что человечество в своей истории по­следовательно использовало три вида мышления: мифо­логический, религиозный и научный. Каждый вид мыш­ления соответствовал своей картине мира, своей эпохе и во многом определял способ организации общественной жиз­ни. При этом новый вид мышления формировался в глубине предыдущего, за исключением первого - мифологического т. к. у него не было предыдущего вида.

Интересно, что при этом мифологическое мышление оказалось более целостным и универсальным, чем два по­следующих, т. к. было основано на единстве мира. В мифо­логии субъектом, или правящим началом, выступал Космос и процессы, происходящие в нем, а человек был объектом персонифицированного в виде богов Космоса. В таком мышлении раскрывалась всеобъемлющая связь природных закономерностей с каждым человеком.

В отличие от мифологического мышления религиоз­ный и научный виды основаны на разделительном под­ходе к познанию. Они разделили единый Космос на мир духовный и мир материальный и отличаются ответом на во­прос: что первично - бытие или сознание?

В религиозном мышлении, пришедшем на смену ми­фологическому, приоритет был отдан духовному миру. Главным субъектом, определяющим развитие мира, стал Бог, а человек был назван «рабом божьим». Этот вид мыш­ления соответствовал рабовладельческой и феодальной формациям.

В эпоху Просвещения в XVII веке с развитием капита­листических отношений и науки произошел переход к тре­тьему виду мышления - научному. Становление науки хо­рошо раскрыто в книге С.Г. Кара-Мурзы «Идеология и мать её наука». Научный вид мышления отдал приоритет матери­альному миру. Молодая наука поставила на место Бога сво­бодомыслящего человека, сделав его субъектом и правящим началом. определяющим стимулом развития стал экономи­ческий интерес и приоритет материальных ценностей над духовными. Познавательный фундамент науки строился на индуктивной логике, в которой «части определяют целое». Этот способ познания назвали аналитическим или раздели­тельным. В результате произошло расчленение знаний по отдельным областям природы, группам явлений, отраслям и научным дисциплинам, способам и методам их познания.

Такой подход к познанию в то время обладал определен­ными преимуществами и позволил основательно изучить главный предмет науки - материю. Но, согласно диалектике, всё течет, всё изменяется, и эволюция Космоса, природы и человечества вступила в тот этап, когда открыто проявился кризис научного мышления. В среде ученых и специалистов в сфере экономики и искусства все чаще высказываются мысли о том, что нынешнее материально-механическое ми­ровоззрение и мышление не соответствуют новой постин­дустриальной информационной эпохе. А аналитический метод познания становится тормозом для осмысления со­временного и во многом усложнившегося мира.

Действительно, в результате аналитического метода по­знания единая природа оказалась искусственно разделен­ной между разобщенными науками. В итоге наступил пара­докс - чем больше узконаправленных знаний мы получаем, тем сложнее становится для понимания современный мир.

В результате с конца 60-х годов прошлого века основные открытия приняли научно-описательный характер, несмо­тря на то, что созданы самые дорогостоящие за всю исто­рию человечества исследовательские комплексы, такие, как Международная космическая станция, Большой адронный коллайдер, телескоп «Хаббл». Экспериментаторы получили колоссальный объем знаний об устройстве мироздания - от тысячной доли ангстрема до видимых границ Вселенной, но это так и не привело к качественному теоретическому результату.

Налицо кризис научного мышления и необходимость перехода к новому, четвертому виду мышления - косми­ческому. Время подтвердило правоту В.И. Вернадского, что для познания современного мира как реальности необходим космический масштаб мышления, синтез знаний и целост­ный подход к науке как к единству естественных и гумани­тарных наук. Мысль о единстве научного знания проходит лейтмотивом через все творчество Вернадского.

К сожалению, это учение Вернадского не было генераль­ной линией развития мысли в течение полувека. Но в конце ХХ века прежний образ мышления ученых потребовал из­менений. Помимо углубленной детализации знаний и неиз­бежной при этом специализации потребовалась общая кар­тина и, наконец-то, биогеохимический подход Вернадского стал символом нашей эпохи.

Обобщенное мышление, вбирающее в себя все пре­дыдущие виды, целостное мировоззрение Вернадского, ломающее границы отдельных дисциплин, становится для современного человечества теорией выживания.

Здесь можно отметить прозорливость Карла Маркса, ко­торый считал идеалом науки будущего такое ее состояние, когда естествознание включит в себя науку о человеке в та­кой же мере, в какой наука о человеке включит в себя есте­ствознание. Это будет единая великая наука, и только она сможет познать феномен сознания - разума, как биосоцио-космического явления.

5. Космическое мышление как синтез знаний и его противники

Космическое мышление использует для познания кар­тины мира и формирования нового мировоззрения космиче­ский масштаб, диалектику и синтез знаний.

Знание - это продукт отношения мысли к действитель­ности, существующий в логически языковой форме - в виде понятий, суждений, символов и знаков. Познание - это про­цесс постижения человеком новых знаний.

Космическое мышление отличается от предшествующих ему религиозного и научного мышления другим способом познания мира. Оба прежних вида мышления разделяли Космос на мир духовный и мир материальный, а космиче­ское мышление изучает Космос как единое целое. Ведь идея русского космизма состояла и состоит не в обособлении и противопоставлении мира природного и человеческого, ма­териального и духовного, а в их диалектическом единстве. По мнению Шапошниковой Л.В., мы законно можем счи­тать новый вид мышления чисто российским явлением, но имеющим тенденцию к глобализации.

Этот закон единой двойственности Космоса (дух - ма­терия) распространяется на всю систему познания. Ведь есть два источника знания: земной, который имеет дело с плотной материей, и надземный - тонкоматериальный, об­ладающий высокой энергетикой. Космическое мышле­ние объединяет в себе мысль надземную и земную. Оно основано на максимальном научном методе познания В.И. Вернадского, который гласит, что истинное научное знание создается при участии всех форм человеческого со­знания: дотеоретического (обыденного), теоретического (на­учного и философского) и внетеоретического (религиозно-мифологического и художественного).

Это позволяет прекратить антагонистические противо­речия между религиозным и научным видами мышления.

В этом вопросе интересны размышления экономиста Д.Г. Мудрика, изложенные в статье «О кризисе научного мировоззрения», опубликованной в журнале «Самоуправ­ление» № 3 за 2013 год. Он отмечает, что на протяжении всей истории человечества существовала борьба между на­учным (эмпирическим) изучением природы и религиозным (единым началом), между материалистами и идеалистами. Ыа самом деле между религией и наукой нет противоречий. Просто они рассматривают окружающий нас мир на различ­ных уровнях организации материи.

Первая рассматривает его как личность - субъект, а вторая - как материальный объект. В итоге в едином Кос­мосе и религия, и наука есть две стороны одной медали. Это хорошо видно на примере человека как триединства -биосоциокосмического, являющегося частью материи и со­стоящего из тела, души и разума.

С одной стороны, наш организм как объект познания состоит из материи, и в нем происходят различные меха­нические, электромагнитные, биохимические, оптические, акустические процессы. Ыо, с другой стороны, все эти про­цессы объединены в единое целое - в живой одухотворен­ный организм, который объединен не только физически, но и духовно. Он является самостоятельным субъектом окру­жающего мира - личностью, т.е. этот организм мыслит и имеет душу. И если этот субъект умрет, то ни одна клеточка материального объекта не сможет существовать.

Далее Дмитрий Мудрик подчеркивает, что эти две сторо­ны деятельности человека (физическую и духовную) изуча­ет наука.

Исследованием материи человеческого организма (фи­зиологией) занимается традиционная медицина, а изучени­ем душевной деятельности занимается психология. Таким образом, проявление этих сил (материальных и духовных) является установленным фактом и не оспаривается наукой.

Религию и науку можно представить как две крайние точки зрения.

На этапе дальнейшего поиска истины как религия, так и наука могут стать тормозом в ее понимании ввиду их край­ней односторонности взглядов, ортодоксальности и суще­ствующих догматов.

Исторический опыт подтверждает, что господствую­щее мировоззрение всегда ведет борьбу с нарождающим­ся новым мышлением и теми учеными и мыслителями, ко­торые, обогнав свое время, принимают на себя всю тяжесть противоречия между уровнем сознания современников и развитием передового мышления. При этом состав врагов нового мышления не меняется тысячелетиями. Это - неве­жество, низкий уровень сознания, тоталитарная претензия на истину в конечной инстанции и властное стремление подчинить себе свободную мысль человека.

Мы помним трагическую судьбу Джордано Бруно, со­жженного на костре религиозной инквизицией. Пострадал за свои смелые научные идеи и Галилей XX века - осно­воположник гелиобиологии Александр Леонидович Чи­жевский, открывший в своих трудах «Физические факторы исторического процесса» и «Земное эхо солнечных бурь» тесную взаимосвязь ритмической деятельности Солнца с динамикой револ юционных процессов на планете и с дина­микой заболеваемости чумой, холерой, гриппом, дифтерией, тифом. Он доказал влияние вспышек на Солнце на увеличе­ние числа инфарктов и инсультов, нервных расстройств и самоубийств. Чижевский доказал, что кровь не хаотичный поток, а насыщенная электричеством упорядоченная струк­тура, имеющая жизненно важное значение. Но в итоге был отправлен в ссылку.

Из-за происков вышеназванных «темных сил» про­цесс понимания неразрывности Космоса, биосферы и человека очень затянулся. Законы биосферы, которым Вернадский придавал самое большое значение, до сих пор не стали важнейшим условием социальной деятельности. Это привело к концу XX века к запредельной техногенной и антропогенной перегрузке планеты и к разрушительному воздействию человечества на природу.

Стремительный взлет численности населения и энерго­потребления в ХХ веке выражает суть динамики современ­ного мира. Рост мирового валового продукта увеличился в 17 раз, численность населения возросла в 3,7 раза - с 1,6 млрд человек до 6 млрд человек.

В ХХ веке человек впервые охватил своей жизнью и культурой всю верхнюю оболочку Земли - биосферу. Био­сфера Земли охватывает приземную часть атмосферы (до высоты 30-60 км), верхнюю часть литосферы (на глубину до 2-5 км) и всю гидросферу (вплоть до самых глубоких впадин в мировом океане).

Благодаря феномену небывалого научно-технического взрыва, человек, вооруженный новыми знаниями, техни­кой, технологиями, начал крупномасштабно преобразовы­вать природу, покорять пространство и время. В результате произошел резкий скачок в развитии материальной культу­ры человечества. Бурно разрослась искусственная среда его окружения за счет уничтожения естественной среды.

В результате увеличилось опустынивание земель из-за вырубки лесов и перевыпаса скота. Общая площадь пустынь составила 31,4 млн. км2 или 22% суши. Только за вторую по­ловину столетия произошла деградация почв на 17% площа­ди растительного покрова земли. За это же время потеряно 20% массивов леса.

Мировой океан занимает 70% поверхности земли. Бо­лее половины человечества проживает в пределах 60 кило­метров от береговой линии. Около 70% загрязнения океана связано с наземными источниками и около 600 тонн нефти ежегодно попадает в океан по вине человечества. Годовое использование пресной воды составляет около 8% от ее за­пасов. Резко сокращено биоразнообразие планеты.

При темпе уменьшения биоразнообразия 0,65% в год в течение первой четверти XXI века, то есть за одно чело­веческое поколение, оно уменьшится на 15%. При темпе вырубки тропических лесов 0,7% в год через 100 лет оста­нется лишь половина лесов. Осмыслением этих происходя­щих изменений занимается экология - наука о взаимоотно­шениях живых организмов и среды их обитания. Экологи бьют тревогу и обращают внимание на то, что научные знания о природе и обществе остаются разобщенными по различным наукам и не синтезированы, как к это­му призывал В.И. Вернадский. В чем же причины такого торможения?

По мнению доктора философских наук, профессора Института философии РАН Гарусова Э.В., существует три основных причины. Первая - вненаучная. Разделение на науки естественные и социальные воспроизводится до сих пор всей системой воспитания и образования кадров. Оно устарело и не соответствует новой реальности. Давно пора впустить естественные науки (особенно теорию биосферы) в социальные науки и в научную картину мира.

Вторая причина - философская. Вся система фило­софских знаний и деятельности носит антропоцентриче­ский характер, который мешает понимать даже очевидное в социоприродном единстве. Нужно сменить парадигму с ан­тропоцентризма на биосфероцентризм. Без этого перехода нам не удастся сохранить среду жизни. Нельзя забывать, что человек силен не только в созидательной, но и в разруши­тельной деятельности.

Третья причина носит вненаучный характер, но она наиболее труднопреодолимая. Это стремление мирового капитала к своему преумножению. Поэтому капиталисты, имеющие прибыль от углеводородной энергетики, не допу­скают перехода человечества на возобновляемые источники энергии.

А ведь будущее человечества зависит от освоения энер­гии Космоса с помощью биосферы. Вернадский сравнивал функцию зеленых растений с мощным насосом, качающим энергию, приходящую из Космоса.

А первым стал изучать отношения, существующие между человеческим трудом и распределением солнечной энергии на территории Земли, Сергей Александрович Подо-линский (1850-1891). Его идеи, изложенные в книге «Труд человека и его отношение к распределению энергии», на­целивали человечество на созидание нового, а не на расхи­щение накопленной энергии. Для этого нужны кооперация, сотрудничество, взаимопомощь, а не разрушительная борь­ба за обладание материальной собственностью. Сделанное нашим соотечественником С.А. Подолинским естественно­научное обоснование будущего социалистического челове­ческого общества актуально и сегодня.

Ведь из-за корыстных устремлений мировых ростовщи­ков, сохраняющих устаревшую картину мира и мировоззре­ние, люди, живя в океане энергии, идущей из Космоса, це­ной колоссальных усилий добавляют к этому океану каплю полученной ими энергии от углеводородов Земли с риском разрушить среду жизни.

Переход на космическое мышление стал жизненной не­обходимостью, но он невозможен без познания структуры мозга, механизма и уровней мышления.

6. Эволюция мозга. Мысль, рассудок и разум

На человеческий разум и его материальный «носитель» мозг нельзя смотреть как на что-то неизменное, достигшее законченности и совершенства. Он является синтезом биоло­гического, социального и космического существа человека.

Как и весь мир, человеческий мозг изменяется в ходе эволюции космоса, природы, общества и самого человека.

Меняется структура мозга как материального органа, типы и качество мышления, уровень развития интеллекта.

Порождения мозга: мысль, рассудок и разум являются движителями труда и человеческой деятельности. Поэтому для познания космического мышления важно определиться в этих понятиях.

Мысль - это продукт мозга. Она материальна и облада­ет мощной энергетикой.

Разум - это высшая форма интеллекта в живой приро­де. Далеко не все люди на Земле обладают разумом. Многие живут рассудком.

В чем же разница между рассудком и разумом?

Она в их отношении к истине. Словарь «Психология» опреде­ляет рассудок и разум как два различных типа логического мышления.

Рассудок - это умственная система движения мысли к истине, которая оперирует только в пределах сложившего­ся знания и чувственного опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам и догмам. Это умственная деятельность, основанная на формальной логике, свойствен­ной антропоцентризму. А формальная логика отрицает объ­ективную истину и определяет, что истинно то, что полезно и удобно.

Разум - это способность человека творчески мыслить, познавать мир, понимать смысл бытия, искать и находить истину как животворящее начало развития, как совершен­ное знание об окружающем мире. Разум дает знание более глубокого и обобщенного характера, т. к. его мыслительные операции основаны не на формальной, а на диалектической логике. А главным вопросом в диалектической логике яв­ляется вопрос об истине. Диалектическая логика требует, чтобы предмет и его отражение в сознании людей рассма­тривались всесторонне и целостно. Это учение о законах развития всех материальных, природных и духовных явле­ний в их движении.

Согласно диалектической логике, знание приносит дей­ствительную пользу обществу только тогда, когда оно ис­тинно. Не из пользы знания вытекает его истинность, а, наоборот, из истинности знания вытекает его великое прак­тическое значение для человечества, потому что оно верно отражает действительность.

Мировоззренческий кризис во многом является след­ствием того, что господствующее сейчас мировоззрение ­антропоцентризм «консервирует» сознание человека на уровне рассудка. Поэтому большинство людей пытается найти выход из кризиса в рамках строго установленных пра­вил и догм, а это невозможно. К сожалению, неспособность вырваться за «красные флажки» рассудка относится и к пра­вым и левым, представителям науки и служителям культа.

Для выхода из кризиса необходим прорыв на новый космический масштаб мышления, а это способны сде­лать только люди, обладающие не рассудком, а разумом, т.е. способные к творчеству, к поиску истины и смысла бытия. Расконсервация сознания и прорыв к антропокос-мизму, к познанию законов космоса и следованию им - это удел разумных людей, нацеленных на построение общества знаний, а не общества потребления. К таким же выводам пришли ученые, изучающие структуру мозга.

Интересное видение структуры мозга и его функций из­ложил в своей книге «XXI век. Россия. Расписание на сегод­ня» Ю.А. Ковалев, кандидат философских наук, ответствен­ный сотрудник Президиума РАН. По его мнению, головной мозг - это триединая модель, которая построена по принци­пу матрешки. В ходе эволюции сначала появился рептиль­ный мозг, затем он дополнился мозгом млекопитающего и, наконец, у приматов появилась третья часть - кора го­ловного мозга.

Рептильный мозг - располагается в самой глубине и от­вечает за программу выживания и самосохранения.

Мозг млекопитающего отвечает за настроение, эмоции, заботу о потомстве.

Мозг приматов - занимает две трети мозга - эта кора головного мозга обеспечивает сознание человека.

Кора головного мозга находится в неустойчивом пере­мирии с более примитивными частями мозга.

Это перемирие легко может быть нарушено в зависимо­сти от социального, биологического и космического воздей­ствия. Например, в западном обществе, где главный принцип «война всех против всех», человек оказывается «запертым» в своем рептильном мозгу. В результате процесс форми­рования человеческого начала у таких людей радикально задерживается. У них повышается уровень агрессивности, они становятся по-рептильному коварными, как вольный стрелок Брейвик.

Но человека можно «запереть» и в мозге млекопитаю­щего, и тогда он начинает любить комфорт ради комфорта и «жить, чтобы есть». Для него счастье - это, по выражению Ельцина Б.Н., «когда живу я и мои друзья», т.е. с деньгами для потребления.

Ю.А. Ковалев считает, что насаждаемая по всему миру западной цивилизацией демократия - это продукт мозга млекопитающего и мозга рептилии, т. к. мотив деятельно­сти победителя на выборах вовсе не интересы страны и на­рода, а корыстные интересы элиты. Рыночная демократия интенсивно стимулирует самое звериное в человеке. Она создает общество потребления, в котором съесть важнее, чем узнать, а потребить важнее, чем создать.

Такой приоритет материальных ценностей - это тупи­ковый путь антропоцентризма, создающего бездуховную техническую цивилизацию. Для дальнейшей прогрессив­ной эволюции человечества надо «переключить» мышление людей на более совершенную часть мозга. Человек должен иметь, согласно В.И. Вернадскому, разумно ограниченные материальные и безграничные духовные потребности.

Целью нового мировоззрения - антропокосмизма, прежде всего, является развитие сознания Человека со­зидающего. Поэтому стоит задача расширения и преоб­ражения сознания от рассудка к разуму. Это расшире­ние сознания будет идти за счет познания законов единого Космоса, изучения духовной энергии и тончайшей материи души, проникновения в мир смыслов. А преображение со­знания человека призвано очистить его разум от порочных разрушительных установок и сделать его душу открытой для духовного подъема на качественно новый уровень - от подсознания и сознания к сфере сверхсознательного. Только так человек может превратиться из объекта в субъект раз­вития, т.е. стать творцом и созидателем.

Созидание - это творческий, духовно осмысленный и общественно-полезный труд. Бессмысленный труд убива­ет человека. Осмысленный на основе истины как совершен­ного знания труд преображает и возвышает человека. Чело­веком, в отличие от животного, не рождаются, а становятся. Но стать Человеком разумным можно только в результате трудов праведных над самим собой, т.е. над телом, душой и сознанием. Труды праведные означают труды, основанные на законах Прави, т.е. на законах Космоса. Человек должен постоянно совершенствовать свою психику, впитывать в себя житейский опыт предков и Космоса на тончайшем ду­ховном уровне.

Таким образом, важно понять, что Человек разумный - это звание. Стать Человеком разумным - значит расширить и преобразить свое сознание до уровня созидателя.

(Продолжение следует)

1.0x