Стены галереи «Культурный альянс» на Винзаводе втеснили в себя новое арт-государство – Соединенные штаты Сибири. Новое знакомство москвичей с региональным искусством. На очереди – необъятная Сибирь.
Открытие выставки. Кажется, тематика обязывает сказать резкое и безапелляционное «нет» богемной подплесневевшей пафосности…
Вход на выставку свободный, бетонный пол и десятки людей мотаются по залу в верхней одежде. «Отлично,- думаю,- атмосфера самая подходящая для знакомства с сибиряками». Спускаюсь по некогда белой, а теперь грязно- молочной лестнице вниз – познавать сибирское современное искусство.
Смазливый паренек в очках «рей-бан» наступает на ногу. Оглядываюсь - поодаль почти такой же размахивает руками и кому-то что-то увлеченно рассказывает. И вон ещё похожий!
Немолодые, удрученные беспокойной творческой жизнью, художники бродят по галерее с пластмассовыми стаканчиками. «Я в сфере модельного бизнеса», - томно и сонно протягивает статная девушка подпрыгивающему рядом мужичку в потертом костюме. Публика блуждает по залу, давясь бесплатными напитками, кто-то мечется от барной стойки к друзьям- знакомым. «А вина? А вина? Не осталось? А для девушек?», - слышу надоедливый визг возле стойки с напитками. На углу широченного стола – одинокие программки выставки, на углах подмокшие от апельсинового сока. Региональное искусство, Сибирь. Москва...
На выставке представлены работы Дамира Муратова, Василия Слонова, Константина Еременко и Сергея Беспамятных. Художники едко и метко иронизируют над сегодняшней действительностью, играя с техникой, манипулируя стилями, жонглируя персонажами и историческими фактами.
Экспозицию открывает серия Дамира Муратов, омского концептуалиста, создавшего символ выставки – сибирский флаг на манер американского. «Если бы они родились в Сибири» – фантазия художника в традициях классической живописи на тему жизни мировых знаменитостей на севере нашей страны. Элвис, играющий на баяне, Майкл Джексон в шапке-ушанке на фоне идиллистического деревенского пейзажа или Майк Тайсон со стадом коров...
Художественная ирония, не доходящая до границ дешевой издевки, гармоничность деталей и сдержанность цветовой гаммы – Муратов создал серию, не переступив при этом границу ради эпатажной визгливой безвкусицы.
Красноярский художник Василий Слонов интерпретирует Олимпийские игры в Сочи в своем цикле «Welcome to Sochi 2014”. Чебурашка-монстр, бутылки водки на пьедесталах, снежный человек, пытающийся раздавить фигуристов. Слонов выворачивает на изнанку выглаженный сценический костюм официоза, показывая зрителю неровные и кривые швы предстоящего события. Топоры с различными агитационными надписями типа «Побеждает сильнейший», «Лыжня зовет» или «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», впоротые в стол, становятся кульминацией в сатирической слоновской эпопее.
Константин Еременко из Новосибирска представил психоделичные аэрографические работы «Истерия Новосибирска», взяв за сюжет воображаемые факты. Художник стирает грани реальности, говоря в своих работах, что возможным может быть все и везде. Так, новосибирские инженеры конструируют первую в мире модель колеса в 6977 г. до н.э, а Хрюша и Степаша оказываются в новосибирской эвакуации.
Сергей Беспамятных создал серию коллажей «Они сражались за родину» представляющих «яркие зарисовки быта и нравов сибиряков в наивном стиле».
«Выставка о том, как мы живем в нашем мире и разбираемся с недостатками с иронической улыбкой. Надо не забывать, что тупая звериная серьезность и веселый непредвзятый взгляд на мир несовместимы»,- утверждает основатель группы «Синие носы», куратор выставки Вячеслав Мизин: Сибирь – это бескрайность, веселье и свобода. А сибиряк – не национальность, а вид сознания и бодрой жизнедеятельности».