В 2022 году Россия значимо нарастила импорт вина из Западной Европы (примерно каждая четвертая выпиваемая бутылка имеет европейское происхождение и в среднем заметно дороже российского вина). Российский акциз на вино не дифференцируется по стране происхождения и цене вина и проиндексирован за год в среднем лишь на 3-4% при потребительской инфляции 12% и индексации пенсий на 15%. Получается, что богатые за дорогое западное вино платят в бюджет меньшую часть его цены, чем бедные – за недорогое отечественное.
Необходимо в 2-3 раза повысить акциз на дорогие западноевропейские вина, а также крепкие напитки и пиво, собрав в бюджет дополнительные 30-60 млрд. руб. Даже тройной акциз не превысит 18% от розничной цены бутылки вина за 550 руб., а его прирост в такой цене не превысит 12% потребительской инфляции. С "Кока-колой" и акцизом на сладкую газировку получилось сделать, как надо, теперь в повестке – западное вино. Следует задуматься и о повышении акциза на отечественный алкоголь (акциз сейчас составляет всего 25 руб. с бутылки 0,75 литра), а его потребляется в разы больше импортного.
За 2022 год дистрибьюторы ввезли в Россию 405 млн литров вина. Из Италии ввезли 134 млн литров, Испании – 66, Франции – 39, Португалии – 23, Германии – 12. Суммарно на эти страны пришлось 274 млн литров или 68% от всего импорта вина. Помимо стран Западной Европы, Грузия поставила нам 59 млн литров, Чили – 16, Абхазия – 13, ЮАР – 9. Если к западноевропейскому импорту добавить Грузию, которая пока балансирует между нейтральной и антироссийской политикой, получится уже суммарно 82% импорта.
По данным сайта Министерства сельского хозяйства РФ со ссылкой на "Абрау Дюрсо" потребление вина у нас составило 970 млн литров в 2020 году, вина было завезено на 1,1 млрд долл., и средняя цена за бутылку на таможне составила 2 долл. По данным компании Luding наше потребление вина несколько больше, а именно 1050 млн литров в 2021 году. Роскачество сообщало в июне 2022 года о средней стоимости бутылки вина по России в целом в 380 руб. (по Москве – 550 руб.). По оценке BusinessStat от января 2023 года, средняя розничная цена вин в России в 2022 году составила 455 руб.
Вино облагается НДС по ставке 20%, акцизом по ставке 33 и 43 руб. (на тихие и игристые вина) за литр в 2022 году (34 и 45 руб. в 2023 году, с индексацией на 3-4%). Ещё есть отдельный акциз на импорт виноматериала по ставке 33 руб. за литр, но импорт виноматериалов примерно в 20 раз меньше импорта бутилированного вина. Российские производители вина платят тот же акциз, что и импортеры готового вина.
В цене бутылки НДС и акциз суммарно составляли в среднем по России 91 руб. или 24%, а в московской цене – 112 руб. или 20% (отталкиваясь от данных Роскачества). При средней таможенной цене импортной бутылки в 2 долл. или 135 руб., оптовик и розница заработали на каждой бутылке в среднем по России по 155 руб., по Москве – уже 303 руб. или почти вдвое больше. Получается, что государству и бюджетникам отдают от наценки (от поставщика через таможню и оптовика до прилавка) 37% в среднем по России и 27% в среднем по Москве, а оптовики и розница берут себе 63% и 73% соответственно.
Размеры любого акциза (и на алкоголь в том числе) являются компромиссом с множеством факторов: социальной и производственной значимости товара, возможностями потребителей заместить часть подорожавшего из-за роста акциза товара, путей контрафакта и "серого" импорта взамен легального производства. Производители вин всегда резко возражают против роста акцизов, считая свой продукт менее вредным и более сложным в производстве по сравнению с водкой или пивом.
Россия в рамках Таможенного союза ЕАЭС должна согласовывать ставки акциза именно на импортный алкоголь с другими членами. В России ставки акциза (независимо от того, отечественный или импортный продукт) и так самые большие из стран ЕАЭС. При дальнейшем росте ставок "приток" вина из стран ЕАЭС увеличится подобно тому, как казахстанская или узбекская «Пепси» продолжает ограниченно поступать российским потребителям, несмотря на прекращение работы американской компании в России. Не производит своего винограда только Беларусь, а другие страны-члены вполне будут заинтересованы вместе с Россией в разумном протекционизме для своего производства.
Один из важнейших принципов налогов заключается в том, что богатые должны платить больше, и не только подоходный налог по прогрессивной шкале. Акцизы и налог на владельцев транспортных средств на более мощные и дорогие автомобили больше, как и ставка налога на более дорогую недвижимость. Прогрессивными должны быть и акцизы на более дорогой алкоголь.
С позиций социальной справедливости неправильным выглядит и темп индексации акцизов на вино, который на 2023 год по сравнению с 2022 годом всего 3-4%. Потребительская инфляция составила 12%, примерно на этот процент были проиндексированы социальные выплаты и зарплаты бюджетникам. Только бюджет не делает деньги из воздуха, а должен их собирать в виде налогов и акцизов, в том числе с алкогольной продукции. Вряд ли акцизы и цены на алкоголь должны расти в разы медленнее, чем индексация, скажем, тарифов ЖКХ, которые были проиндексированы в соответствии с инфляцией. Но индексация акцизов на алкоголь проводится в соответствии с долгосрочными прогнозами инфляции, а они несколько разошлись с реальностью в 2022 году.
Размеры сбора акцизов на вино за 2022 году в открытых источниках не публиковались, но можно умножить ставку акциза на объем импорта и получить оценочные 15-17 млрд руб. доходов бюджета только по акцизу в части импортного вина. Можно ли, скажем, увеличить ставку акциза в 2-3 раза именно на западноевропейское вино, на сколько это уменьшит импорт вина из-за его подорожания, точнее, на сколько такое вино станут пить меньше или завозить "в серую" больше? То есть, стоит ли игра свеч, если за счет роста акциза в 2-3 раза вино подорожает от 25 до 67 руб. за бутылку 0,75 литра (в зависимости от типа вина и темпов увеличения акциза), а бюджет получит дополнительные 15-30 млрд руб.?
Рост акциза вдвое кажется большим только на первый взгляд, а относительно цены бутылки вина 0,75 литров в среднем в Москве в размере 550 руб. такой прирост акциза составит всего-то 5-6%, что в 2,5 раза меньше потребительской инфляции 2022 года (рост акциза втрое увеличит цену бутылки на 9-12%). На московских винных прилавках цена за бутылку вина в 550 руб. далеко не является высокой, поскольку часто покупают вино и по тысяче руб. за бутылку, иногда по несколько тысяч.
Рост потребительских цен на 12% в 2022 году является средним, неравномерно распределяемым по разным слоям населения в зависимости от уровня дохода и структуры потребления. Богатые на продукты не первой необходимости должны ощутить рост цен больше, чем небогатые на продукты питания, в том числе из-за роста налоговой нагрузки как источника индексации социальных выплат и зарплат бюджетникам.
Введение акциза на сладкую газировку сопровождалось закрытием розлива газировки на заводах «Пепси» и «Кока-колы» на территории нашей страны, а в 2021 году эти два американских гиганта контролировали почти половину российского рынка. Уход американцев вызвал бурный рост розлива российских марок, с ростом выручки наиболее известных из них в два-три раза, как за счёт увеличения объёма, так и перехода в освободившийся более высокий ценовой сегмент.
С вином сложнее, поскольку рост производства отечественного вина требует больше виноградников, а виноградники растут минимум несколько лет. В России в 2023–2025 годах продолжит действовать вычет акциза на виноград, который возвращает отечественным производителям 28-30 руб. в расчёте на тонну. Казалось бы, не очень большая величина, но значительная в сумме, а именно вернувшая российским виноделам 12 млрд руб. на развитие. В результате сбор винограда в 2022 году относительно 2020-го вырос на 10%, и это только начальный результат такой акцизной политики.
Через несколько лет активного импортозамещения западноевропейского вина, возможно, придется повысить акциз и на премиальные отечественные марки, которые продаются по цене от 800-1000 руб. за бутылку в розницу. Вновь по аналогии с акцизом на сладкую газировку, который сначала был нацелен на американские бренды, но, как минимум, совпал с бурным развитием отечественных брендов. Система акцизных марок на алкоголь ЕГАИС позволяет контролировать каждую бутылку от выхода с производства до продажи потребителю, и донастроить её на элементы прогрессивного налогообложения бутылки вина в зависимости от класса и цены будет не трудно.
По аналогии можно подумать и насчёт пива. Пиво считается более доступным напитком, хотя импортные марки пива могут по цене отличаться в разы от массовых отечественных марок. Размер акциза не различается по цене и происхождению пива: 25 и 47 рублей за литр до и выше 9% крепости на 2023 год, примерно как на вино, но пива потребляется в литрах в семь раз больше вина, и потому сбор акциза тоже значительно больше.
Средняя розничная цена пива в России в 2021 году составляла 92 руб. (в Москве – 214 руб.). Пива у нас произведено 7039 млн литров в 2021 году, на порядок больше отечественного производства вина. В Ассоциации производителей пива сообщали, что процент продаж импортного пива сократился с 6 до 2,5% (до 176 млн литров), а доля иностранных брендов – с 15% до 9% с января по сентябрь 2022 года. «Российская газета» в конце декабря 2022 года писала, что импорт пива упал примерно на 35%, из Германии, Бельгии и Чехии завозится 60% импорта, а цены на такое пиво на прилавках наших магазинов выросли на 20%.
Также несколько цифр, связанных с крепким алкоголем. Акциз на крепкий алкоголь не зависит от дороговизны и одинаков что на самый дешёвый "пузырь" водки по минимальной розничной цене 281 руб., что на бутылку виски Jack Daniel`s за 1140 руб., а также не зависит от зарубежного или отечественного происхождения бренда.
В СМИ были сообщения о том, что в 2022 году продажи крепкого алкоголя упали на 15%, средняя цена импортной бутылки упала с 439 до 420 руб., но оставалась значительно выше отечественной (средняя цена – 245 руб.), а доля зарубежных брендов составила 15% в штуках. Также были сообщения о том, что по итогам первой половины 2022 года импорт крепких алкогольных напитков в Россию сократился на 34% до 32,65 млн литров. Примерно по трети импорта приходится на виски и коньяк. Если привести полугодовые данные к годовым, получится примерно 65 млн литров, что в шесть раз меньше импорта вина.
Получается, что импорт примерно 176 млн литров пива и 65 млн литров крепкого алкоголя, в основном из западных стран, суммарно составляет чуть меньше импорта западноевропейского же вина. Поэтому рост в 2-3 раза акциза на пиво и крепкий алкоголь позволит дополнительно собрать в бюджет примерно те же винные 15-30 млрд. руб. с примерно похожим влиянием на розничную цену бутылки не выше потребительской инфляции.
Таким образом, повышение в два-три раза акциза на импортный и в основном более дорогой (относительно бюджетных отечественных марок) алкоголь (вино, крепкие напитки и пиво) суммарно даст фискально-социальный эффект от 30 до 60 млрд. руб. в год, а вклад увеличения акциза в цену бутылки не превысит потребительской инфляции 2022 года.
Можно подумать и о более серьёзном увеличении акцизов на российский алкоголь, не на 3-4%, как уже сделано, а хотя бы увеличив рост цены бутылки до уровня потребительской инфляции, что даст социально-фискальный эффект в несколько раз больше импортного алкоголя. Необходимо задуматься о дифференциации акциза в зависимости от класса и цены отечественных алкогольных напитков, что вполне быстро реализуемо на базе ЕГАИС.
Кстати, обоснование необходимости введения акциза на сладкую газировку было озвучено на канале "День ТВ" в декабре 2021 года в ролике, который назывался «Жизнь без смартфонов и колы. Чем грозят России новые санкции и кто на них заработает?».
Автор – доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета