Авторский блог Вячеслав Кочнов 10:58 21 июня 2017

ВИКТОР ВОРОТНИКОВ: ЧАЙКОВСКИЙ КАК КОМПОЗИТОР СОСТОЯЛСЯ ИМЕННО В ПЕТЕРБУРГЕ!

В Санкт-Петербурге хотят поставить памятник Петру Ильичу Чайковскому

На вопросы «ЗАВТРА» отвечает директор петербургского центра музыкальной культуры «Чайковский» Виктор Воротников

«ЗАВТРА»: Кому принадлежит идея создания Центра «Чайковский» в Петербурге. Ведь есть музей и культурный центр в Клину (под Москвой). Там проходят фестивали, конкурсы. Есть знаменитый на весь мир конкурс им. Чайковского. В Москве есть очень известный памятник композитору перед консерваторией, которая носит его имя. Сейчас активно финансируется музей в Воткинске (Удмуртия), где родился композитор?

Ответ: Идея увековечения памяти Чайковского в Санкт-Петербурге витала очень давно – на моей памяти с 80-х годов. Еще тогда Правительство города «подхватило» эту идею, и был объявлен конкурс на создание и установку памятника, но, к сожалению, он не был реализован…

Чайковского принято считать московским композитором, а ведь он прожил в Петербурге 19 лет! (больше, чем в Москве и Воткинске): он – выпускник первого набора Санкт-Петербургской консерватории, первый профессиональный композитор России; первые произведения, премьеры произведений – симфоний, опер, балетов состоялись здесь. В музыкальных салонах Санкт-Петербурга звучали романсы, в том числе в Мраморном дворце на стихи Великого князя Константина Романова (К.Р.) Первые публичные выступления. Получение диплома и серебряной медали по окончании консерватории. Т.е. как композитор, Чайковский состоялся именно в Петербурге. А здесь даже памятника нет!

«ЗАВТРА»: Кстати, о памятнике. Вы собираетесь устанавливать памятник Чайковскому?

Ответ: Это одна из самых главных и уж точно – наипервейшая задача центра. О важности и необходимости проведения этой работы в мае был представлен доклад на Заседании Совета по культуре и искусству при Губернаторе Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко.

«ЗАВТРА»: Что-нибудь уже сделано для этого? Кто будет финансировать этот проект?

Ответ: Создан фонд, активно обсуждается состав попечительского совета фонда, в который войдут известные люди культуры и бизнеса Санкт-Петербурга. Есть договоренности с театрами и коллективами о благотворительных мероприятиях, средства от которых пойдут на реализацию проекта. Пока это секрет, но есть договоренность с очень известным скульптором, который с удовольствием возьмется (и даже уже взялся) за эту работу. Я уверен, что будет немало желающих внести свой вклад в это очень важное дело для нашего города.

«ЗАВТРА»: Т.е. это будут негосударственные средства?

Ответ: Да. И это очень важно сегодня. И я уверен, что личность Чайковского позволит аккумулировать внебюджетные средства не только для установки памятника, но и на многие другие культурные проекты.

«ЗАВТРА»: Например, какие еще?

Ответ: Центр «Чайковский» сейчас активно работает над проведением Фестиваля «Чайковский». Это интересный проект, который позволит привлечь к русской музыкальной культуре широкие слои населения из разных регионов. В нем много новых идей, в которых учитываются современные технические и интернет возможности нашего времени. Ничто, конечно, не сможет заменить живое звучание. Но мы живем в век высоких технологий и интернета, и не воспользоваться этим сегодня, – значит, потерять часть участников и слушателей, особенно среди молодежи. Мы обязательно проведем его уже в этом году. Здесь необходимо подчеркнуть, что главная наша задача – просветительская работа с молодежью и производственными коллективами.

«ЗАВТРА»: Ваша организация образована меньше года назад, а уже столь амбициозные проекты? И это помимо концертной деятельности оркестра, который входит в состав Центра музыкальной культуры «Чайковский»?

Ответ: Справедливости ради хочу сказать, что благодаря оркестру и возникла идея создать Центр музыкальной культуры. Наш оркестр имеет очень богатую историю. Начнем с того, что он был образован на следующий день после Великой победы и это был оркестр Ленинградского Радиокомитета. Шло время, и оркестр Радиокомитета стал Эстрадно-симфоническим оркестром Ленинградского радио и телевидения, а в 1979 году ему было присвоено имя Василия Павловича Соловьева-Седого, 100-летие которого отмечают в этом году. В 2002 году оркестр был взят под патронаж губернатора Санкт-Петербурга, получив имя Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга. С 1978 года оркестр возглавляет народный артист России Станислав Горковенко. Как, наверное, и у всех, у оркестра были взлеты и трудные времена. Но сегодня с уверенностью могу сказать, что оркестр ведет очень активную концертную деятельность и в планах много новых программ. С приходом в оркестр дирижера Игоря Пономаренко произошло обновление репертуара и возрастание творческой активности. Сочетание традиций коллектива, оберегаемых мэтром Станиславом Горковенко, и новой струи, привносимой Игорем Пономаренко, гарантирует, что эта страница истории коллектива станет яркой и успешной.

«ЗАВТРА»: И все-таки вернемся к Чайковскому. Оркестр теперь будет играть только музыку Чайковского?

Ответ: Конечно же, нет! Я думаю, что Петр Ильич не очень бы обрадовался, если бы звучала только его музыка. Он был и остается русским композитором с мировым значением. Его творчество неразрывно связано со всей европейской музыкой того времени: Григ, Дворжак, Малер, Брамс, Лист, Ганс фон Бюлов – современники Чайковского высоко ценившие его творчество. В одном из писем он даже говорил, что в Европе его любят и ценят больше, чем в России. Важно вспомнить, что именно он открывал знаменитый Карнеги Холл в Нью-Йорке. Это говорит о том, что его музыка популярна и в Новом свете. Влияние Чайковского на русскую и мировую культуру переоценить трудно.

Поэтому программы нашего оркестра насыщены не только музыкой Чайковского. У нас большие планы сделать и мы уже это воплощаем на различных площадках города (своей-то нет) циклы концертов и лекций-концертов, посвященных Петру Ильичу в контексте русской музыкальной культуры и европейской культуры в целом.

«ЗАВТРА»: У вас нет собственного зала?

Ответ: Нет. Мы над этим работаем совместно с комитетом по культуре. Сегодня нам необходим не только концертный зал, но и место, где мы могли бы реализовать все свои программы и проекты. Я думаю, что пропаганда искусства самого известного в мире русского композитора ничего кроме пользы не принесет. Давайте вспомним Вену и сразу же и Моцарта и Штрауса, Варшаву и Шопена, Хельсинки и Сибелиуса. Почему не может быть Петербург и Чайковский? Это же абсолютно органично и закономерно! Без сомнения это привлечет большее количество культурных туристов. У нас в планах стоит создание мультимедийного музея Чайковского, экскурсионных программ; мы готовим к следующему году конкурс юных сочинителей. Чрезвычайно важно привлечь молодое поколение к нашей культуре. Поэтому во всех своих проектах мы думаем об этом и стараемся использовать все современные методы.

«ЗАВТРА»: Правильно ли я понимаю, что вы хотите сделать имя Чайковского средоточием культурной жизни Петербурга и России в целом?

Ответ: Как бы ни амбициозно это звучало – да. Вы можете мне назвать хотя бы еще одну организацию подобную нашей? Ведь это не концертная организация. Не музей. Не театр. При этом я бы особенно подчеркнул, что это государственная организация. И времена здесь ни при чем. Нужно желание, воля и уверенность, что это важно, необходимо для людей. Что это будет культурным брендом, как Моцарт для Вены, Шопен для Варшавы, Сибелиус для Хельсинки.

1.0x