Видеть “как есть” – простая формулировка волшебной способности человека видеть “свет – светом, а тьму – тьмой”. Иногда человеку не хватает даже жизни, чтобы раскрыть в себе эту способность…
Не так давно я познакомилась с удивительным мировоззрением племени Пираха – охотниками-собирателями Амазонии. Их образ жизни можно было бы назвать настоящим учением видения “как есть”. Но вот, что интересно, миссионер, изучавший индейцев около четверти века, отрекся от христианства, сделав вывод, что религии по своей сути – лицемерны и не приносят ни пользы, ни тем более счастья. Ирония. Человек 25 лет в упор смотрел на “практическую религию”, но этого не осознал.
Размышляя об этом миссионере, я заметила одну присущую Человеку особенность, мешающую объективно относиться к окружающему его потоку информации. Что это за слепое пятно? Как от него избавиться и развить способность видеть “как есть”?..
Слезь с чужих плеч!
Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
Ф. Ницше
Особенность, о которой говорилось выше, заключается в том, что нередко Человек соглашается путешествовать по жизни на “чужих ногах”, что тождественно пренебрежению личного эмпирического опыта в оценке действительности и принятию в качестве реперных точек чужие суждения. Они врываются в сознание стальными прутьями, ограничивая человека своим внутренним пространством. Так догматическое мышление незаметно порабощает человека. Наглядный пример тому недавно вышедший в прокат фильм Кирилла Серебренникова “Ученик” (2016):
Главный герой был одержим учением Священного Писания. Его изучением юноша занимался самостоятельно, что само по себе прекрасно, но слова, которые огнем полыхают на страницах Библии, он понимал буквально, поэтому в сознании суть прочитанного извратилась.
Впрочем, польза от толкователя любого философского труда также стремится к нулю. Тысячелетняя попытка расшифровать и осознать древние скрижали Священного Писания – хорошее тому подтверждение:
Первая возникающая перед исследователем проблема – время. Сложно воссоздать картину полувековой давности – учебники истории переписываются – а что можно сказать о времени за тысячу-две до нашей эры, если учесть, что половина сведений просто развеялась временем?
Вторая проблема – главная и столь мною иронично-любимая – человеческий фактор – во всем! Никто не отменит склонности невротических личностей к откровенному вранью, а также неумышленного заблуждения здоровых личностей, также искажающего действительность.
Третья проблема – одна из производных функции человеческого фактора – этническая принадлежность. Политика – ежедневное тому подтверждение. Более того, не редко возникают разногласия между этническими группами внутри единого суперэтноса. А теперь представьте, что требуется понять человека не просто чуждой национальности, а жившего во времена, когда на Земле помимо людей правили еще и Боги, если верить Илиаде, которую лично я воспринимаю как исторический документ, какой бы мистификацией она не обросла в нашей эре. Мне кажется, поводов доверять Гомеру намного больше, нежели человечеству настоящего времени…
Четвертая проблема – совокупность предыдущих трех с учетом того, что Библия писалась на протяжении 13ти веков неизвестными нам личностями. В связи с этим возникает картина из мультфильма “Простоквашино”, когда Ветхий завет начал бы писать Дядя Федор, а Апокалипсис заканчивал уже Шарик, а может, вообще Галчонок или Печкин…
Все эти рассуждения превращают Катехизис и прочие толкователи, скорее, в художественную литературу, нежели строго философскую, что мешает им быть инструментом, вскрывающим Истину.
И чему только учат миссионеров?!
В конце 1950-х среди пирахан поселились миссионеры Арло и Ви Хейнрич с целью обратить племя в христианство, к 1978 на этом поприще их сменили Дэниэл и Керин Эверетт. Миссионерам за полвека не удалось обратить пирахан в христианство. Дэниэл Эверетт:
“Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует, а теперь я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек — куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее”.
И это слова миссионера!.. Смешно, верно? Особенно фраза “Я был готов умереть за веру”. А разве учение требует заклания агнца? – нет! Жажда жертв – это, как раз, чисто человеческая страсть, присущая невротикам, но никак не абсолютной Истине, которую проповедует большинство религий мира (ключевое слово – “мира”).
Несвободный, замутненный своими личными и чужими заблуждениями – “слепой” человеческий взгляд на жизнь – источник не понимания подлинной сути всех вещей, а не только Священного Писания…
Смотри сердцем!
Библия, как любое Слово, изреченное устно или письменно, для вскрытия своей сути требует от человека только одного инструмента – Сердца!
Клетка, в которую человек заточает свое сознание, пренебрегая “взглядом сердца”, помешала тому же Эверетту увидеть Истину – обычаи племени Пираха отображают подлинный смысл Священного Писания, которое он впоследствии отверг, по иронии приняв за причину именно мировоззрение индейцев…
Основной особенностью племени можно считать отрицание аристотелевской логики вместе с вытекающим не принятием “порядка” (отсутствие счёта и числительных). Поэтому язык Пираха содержит всего семь согласных и три гласных, которые позволяют говорить, напевать, свистеть и общаться с птицами:
“Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда
Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (12.36 -37 от Матфея)
Так, не лучше ли иметь в своем арсенале всего пару слов и разговаривать с птицами?..
Вытекающей особенностью является отношение ко времени. Логично – если не существует порядка, то не существует и течения времени. Народ Пираха живет только настоящим:
“Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы” (6.34 от М.)
Сон – это враг, который способен изменить человека, поэтому дремлют Пираха всего по 20-30 минут, и сон при этом считается такой же реальностью как бодрствование. А почему бы и нет, когда сон – это подсознание. Почему бы подсознанию не быть такой же реальностью, как и сознанию, когда сам мозг – реален?!..
Жизнь в настоящем делает несообразной частную собственность и прочие предрассудки современного цивилизованного человека, основанные на накоплении:
“Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (6.19-21 от М.)
Отношение к пище соответствующее — всё, что добывается на охоте или рыбалке, немедленно съедается:
“Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?” (6.25-26 от М.)
Следствием отречения от идей накопления является отсутствие социальной иерархии. Не это ли система идеального общества, в которой отсутствует невротическая потребность во власти?!
Члены племени Пираха любят не только друг друга и соплеменников, но рады всем людям. Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им чужды:
“Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (5.43-44 от М.)
У аборигенов мало ритуалов и религиозных представлений, кроме ярко выраженного анимизма – Пираха знают, что они, как и все живое — дети леса. Свое Я они находят в окружающем их мире. То есть – границ нет! Есть только Единое Целое – Абсолют:
“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (5.8 от М.)
Пираха именуют себя “правильными людьми”, в то время как все остальные — “мозги набекрень”. Не в этом, ли, правда? Отринув “взгляд сердца”, человек теряет способность видеть “как есть”:
“Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно” (6.22-23 от М.)