«Эпоха зрелищ кончена,
пришла эпоха хлеба»
Борис Слуцкий
Существует версия, что дата была выбрана не случайно – разработчики планировали создать сайт знакомств. Что ж, романтично. Бывшие сотрудники компании PayPal – Стив Чен, Чад Хёрли, Джавед Карим воспользовались технологией Flash Video, которая позволяла сохранять хорошее качество видео при небольшом объеме передаваемых данных. Разработали первоначальный дизайн, создали сайт, в апреле загрузили в него первое короткое видео.
Идея выстрелила. Она витала в воздухе, вопрос оставался лишь в том, кто сумет подхватить и реализовать ее. Больше не нужно было мучительно скачивать, чтобы посмотреть. Появилась возможность быстро поделиться видеороликом, поставить оценку, кинуть ссылку в блог и так далее... Был выбран удачный момент и разработан ловкий способ соединить все назревшие потребности с новыми технологическими новинками.
К ноябрю 2005 года в развитие сервиса вложились привлеченные его стремительным ростом венчурные фонды. Средства окупились более чем в сорок раз. В марте 2006 года появилась первая реклама на YouTube. К этому времени на сервис было загружено около 70 000 видеороликов, и осенью того же года YouTube был выкуплен компанией Google за $1.6 млрд акциями. Сейчас каждый месяц видеохостингом пользуется два миллиарда зарегистрированных пользователей.
Сети, сети, сети… Ими опутано все пространство жизни, и многие не мыслят без них своего существования. Дети с самого раннего возраста смотрят в «трубу», порой глянешь – только лапки торчат из телефона/планшета – ребенок весь там. Туда же перетягивается-переезжает телевидение, устремляясь за зрителями. Там зарабатывают, и не только на хлеб. Сфера влияния, воздействия соцсетей в целом и хостинга в отдельности – огромная, это уже давно не игры молодых ребят. Это совсем другие игры. Это пространство колоссального влияния, регулируемое своими собственными законами, своей цензурой.
Например, весной прошлого года YouTube заблокировал аккаунты телеканала «Крым 24», а также русскоязычных информагентств Anna News и News-Front. В указанных СМИ отметили, что видеохостинг не выносил им предупреждения, а также не объяснил причины блокировки. В июле был заблокирован более чем миллионный (по количеству подписчиков) канал «Царьград» Константина Малофеева. Вскоре под блокировку попали также все блоги лидера Международного евразийского движения Александра Дугина. Блокировали передачи Николая Старикова – координатора партии ЗА ПРАВДУ. Блокировались (с последующим восстановлением) некоторые серии проекта RT о коронавирусе. Примеров подобного много.
Государство реагирует: в конце 2020 года Владимиром Путиным был подписан закон, направленный на борьбу с цензурой со стороны зарубежных интернет-платформ по отношению к материалам российских СМИ. Новый закон позволит создать механизм их защиты.
На первом этапе будет вынесено предупреждение. Если интернет-платформа не исправит нарушение в обозначенные сроки, Роскомнадзор по согласованию с МИД может обратиться в Генпрокуратуру. По результатам обращения может быть принято решение о частичной блокировке того или иного ресурса или о замедлении его трафика. Либо может быть применена крайняя мера – полная блокировка на территории России.
Кроме того, российское IT-сообщество интенсивно развивается, разрабатываются эффективные альтернативы популярным сетям и медиа. Продвигается российское программное обеспечение. Движение в данном направлении есть, ресурсы тоже.
Теперь витает в воздухе другое – не идеи глобальных сетей, а идеи суверенного интернета.
Социальные утопии вылились в социальные сети, новые идеи – в цензурированные конструкции…
«Очевидно, в этом есть какое-то непонятное свойство природы. Вино переходит в уксус, Мюнхгаузен в Феофила».


