Авторский блог Марина Алексинская 15:33 27 апреля 2015

«Весна в Клину»

Передача письма Чайковского Эдуарду Направнику – одно из исторических событий церемонии открытия фестиваля «Весна в Клину», который открылся 25 апреля, в Государственном музыкальном музее-заповеднике Петра Ильича Чайковского в Клину. История письма – сюжет для небольшого рассказа
6

Передача письма Чайковского Эдуарду Направнику – одно из исторических событий церемонии открытия фестиваля «Весна в Клину». Открылся фестиваль 25 апреля, в Государственном музыкальном музее-заповеднике Петра Ильича Чайковского в Клину, и дата выбрана неслучайно. Есть во «Временах года», своеобразном музыкальном дневнике композитора, песня «Апрель». Метафора подснежника, солнечного света, возрождения. В апреле, 25 по старому стилю, Чайковский и родился. Год 175-летия Чайковского отметит музыкальный мир уже по новому стилю, 7 мая, и юбилей этот совпадает с другим юбилеем, 120-летием создания музея-заповедника в Клину.

История письма – сюжет для небольшого рассказа. В 1942 году в Ленинграде, во время Блокады, умерла Варвара Эдуардовна Направник, дочь Эдуарда Францевича Направника. Архив семьи растерялся, и, казалось, бесследно. Но вот в прошлом году, в одном из антикварных магазинов Москвы, появилось письмо. Письмо от 6 апреля 1891 года, бесценный раритет! Чайковский пишет Направнику. Рекомендует молодую певицу Александру Михайловну Маркову, которая "желает посвятить себя артистической карьере". Мнение Чайковского – Маркова обещает стать украшением русского оперного репертуара. Так и получилось. Певица с успехом прослужила на Императорской сцене двадцать лет. В 1896 г. её выбрали среди всех артистов как петербургской, так и московской труппы для исполнения главной женской партии торжественного спектакля "Жизнь за Царя" в честь коронации императора Николая II.

Кто есть Эдуард Направник? В истории русской музыки – личность исключительная. Чех по происхождению, он приехал в Россию в 1891-м году, спустя полгода после обнародования манифеста Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Он мог бы оказаться и в Германии, получил предложение занять место второго дирижёра оперы во Франкфурте, но… выбрал Россию. Россию, Петербург, место дирижёра в оркестре князя Юсупова. Прошло два года. Направник получил место органиста и репетитора в Мариинском театре, потом помощника капельмейстера и, наконец, первого капельмейстера. И так судьбе было угодно, что именно он, Эдуард Направник стал законодателем на сцене Мариинского театра русской оперы. Русская опера потеснила итальянскую, статус которой невозможно потревожить было. Газеты Петербурга запестрели карикатурами, дружескими шаржами на Направника, и вот такие строки:

Один ты бодрствуешь за всех,

Наш капитан – исправник.

По темпу – немец, родом чех,

Душою росс – Направник!

Направник был дорогим сердцу Чайковского. Не только тонким интерпретатором сочинений композитора, но и другом. Другом семьи. 3 октября 1893 года Чайковский дал премьеру Шестой симфонии в Петербурге, а 21 должен отправиться в Клин, потом в Москву. Жена Направника и его сын взялись его проводить. Именно в этот день, 21 октября, Чайковский заболел. Последняя, написанная рукой Чайковского записка, адресована жене Направника:

«Дорогая Ольга Эдуардовна! Я сегодня НЕ еду. Целую ручки! П. Чайковский».

25 октября, на рассвете, Чайковский скончался.

6 ноября в память о Чайковском в Петербурге была повторена Шестая симфония. Оркестром управлял Эдуард Направник...

Обретение письма Чайковского Направнику – возвращение утраченных страниц в фолиант величайшей русской культуры. Передача письма музею Чайковского в Клину – лепта мэра Клина, Алёны Сокольской. Ею, за собственный счёт, письмо было выкуплено в антикварной лавке Москвы. И вот теперь передано в дар музею.

«Каждая страничка, даже росчерк пера Петра Ильича Чайковского – бесценны для истории отечественной культуры и для музея Чайковского и его архива», –прокомментировала событие Полина Ефимовна Вайдман, доктор искусствоведения, хранитель не только архива Чайковского, но и самого строя дома-музея. Служение Полины Ефимовны Вайдман музею Чайковского в Клину – отдельная история, история второй половины ХХ века. Под её научным руководством в настоящее время готовится к выходу в свет академическое издание наследия Чайковского.

Фестиваль «Весна в Клину» – инициатива дома-музея Чайковского, его удивительных сотрудников. В рамках фестиваля открыты две выставки (куратор – П. Вайдман, А. Айнбиндер). Выставки – грандиозность и камерность. Об истории Международного конкурса имени Чайковского в СССР, где представлены редкие фотографии конкурсантов и дипломантов, премии и награды, костюмы артистов к постановкам опер в Большом театре, письма Ван Клиберну от его поклонников. Читая строки писем, понимаешь: на какой пьедестал была вознесена в СССР классическая музыка. И прежде всего – Чайковский. Выставка «Симфония жизнь» – о Чайковском. Раритеты: концертный фрак композитора, приведённый реставраторами в почти первозданный вид, дорожные кофры, клавиры, альбомы…. Драгоценность – дирижёрская палочка Чайковского. И милые «безделушки» – фарфоровые ангелочки, работа прадеда Чайковского М.-В. Асье, изготовлены на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. На выставке – святыни: Утрехтская Библия (XVIII век) из личной библиотеки Чайковского, Библия матери Чайковского А.А. Асье (в замужестве Чайковской) ... И вот когда вы «напитались» эпохой Чайковского и остались мысленно один на один с композитором, то слышите:

«Эта трель могла бы быть лучше»

Голос Чайковского, записанный с помощью фонографа.

Вечером был дан концерт. Украшение, прелюдия к открытию главных торжеств, Международного фестиваля в честь 175-летию Чайковского, величайшего русского композитора, национального достояния России. Оркестр MusicaViva под управлением Александра Рудина, Хор имени Кожевникова, солисты театра Станиславского и Немировича-Данченко устроили музыкальный праздник. Вдохновенный и незабываемый. В первом отделении была исполнена «Ода радости», сочинение, с которым Чайковский получил диплом Петербуржской консерватории, вольного художника. Во втором – фрагмент из «Пиковой дамы», шедевра, что разделяет, по мнению специалистов, творчество Чайковского до сочинения «Пиковой дамы» и после него.

Клин в ожидании торжеств.

Как странно, в Клину Чайковский прожил с 5 мая 1892 года. Последние семнадцать месяцев своей жизни. Но произносишь: Клин. Чайковский…. И трудно объяснить «что это сердце сильно так бьётся»?

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
28 апреля 2015 в 16:28

Письма Чайковского - как часть русской культуры? Хм... Культурного наследия - возможно, но культуры... Помилосердствуйте, душа моя!

28 апреля 2015 в 17:51

Евгений, душа милосердствует и спрашивает)))что есть эпистолярный жанр, как не часть русской культуры?

28 апреля 2015 в 20:25

Боюсь показаться оригинальным, но выскажу свою точку зрения. Культура в моём понимании, это всегда культура отношений. Иначе говоря, система отношений: человека с человеком и человека с природой. Как к старым относятся, как к малым, к старикам или калекам, к своим и чужим, ко всякой живой твари наконец. Не песни и пляски, не скульптура и не живопись и не эпистолярный жанр являются культурой - это всё только лишь выражение культуры, поскольку все они отталкиваются от культурной основы (например: уважать старших) и развивают, раскрывают её в своём творчестве. Это искусство.
Кстати, именно потому, что культура (в моём понимании, разумеется) это исключительно система человеческих отношений, она не может быть динамической (развивающейся), к ней не может быть применён никакой креативный подход. К искусству, как способу выражения культуры, - может, а к самой культуре - нет. Самый яркий пример такого "креатива" в культуре зафиксирован в анекдоте: "В Думу внесён законопроект "Не убий" - депутаты работают над поправками".
Эх... Бесконечная тема! Бесконечно прекрасная.

28 апреля 2015 в 21:39

совершенно разделяю Ваш взгляд на невозможность креатива в культуре!!! с Вами согласна, с прекрасным - особенно) но в моем понимании культура - есть еще кладезь накопившихся и культивируемых (воспроизводимых) навыков, традиций)))

28 апреля 2015 в 22:41

Тогда предлагаю разделять. Определим Культуру с большой буквы, описывающую принципы человеческих взаимоотношений и множество различных культур - скажем, культура пития. )) Хотя, правильнее было бы называть эти "культуры" традициями, поскольку все они так или иначе основаны на Культуре. Стоп... Я, кажется, вернулся к тому с чего начал - к культурной традиции и эпистолярному жанру. ))

29 апреля 2015 в 23:01

Завидная "эпистолярность" в комментариях))) "Былое и думы" в контексте темы - логически выверенное продолжение, как всегда, блестяще утончённого "размышлизма" Марины Алексинской. О главном - великой культуре великой страны, в лоно которой возвращается Пётр Ильич Чайковский. Неопороченный. Символ высокого искусства.
Достойно Великой Победы!
С праздником!
Мира нам, что воцарится "от Москвы до самых до окраин"!

1.0x