Надо сказать, что Европейская цивилизация вообще одна из самых материально-вещественных по своей социальной сути. Лежащий в её основе исторический субъект есть по сути не что иное, как природоборческий дух - природоборческий не в смысле уничтожения природы, а в смысле покорения, переделывания её, превращения в искусственную, исторически созданную субстанцию. Иными словами важнейшим вектором социального развития европейской цивилизации как в феодальной, так и в капиталистической её фазах было производство и накопление искусственной материальной субстанции в ходе постоянного наступления на природу.
Мир до сих пор считает чудом света египетские пирамиды. Но как заметил Ж.Гимпель, лишь за период 1050–1350 гг. н.э. одна только Франция перевезла камня больше, чем Древний Египет за любые, даже самые интенсивные по строительству 300 лет своей истории. Во Франции за этот период было добыто несколько миллионов тонн камня для 300 кафедральных соборов, 500 крупных церквей и нескольких десятков тысяч церквей поменьше – приходских. В Средние Века в Западной Европе одна церковь приходилась в среднем на 200 человек. Огромное число монастырей и мельниц, замков и шахт – вот таким был старт европейской цивилизации в XI–XIII вв.
Постоянная вещественная денатурализация Природы реализовывалась европейской цивилизацией во имя духовного – Божественного. Постоянная и повседневная субстанциализация реальности диктовалась определенным религиозным, духовным отношением к этой реальности. Материя как бы тянулась, устремлялась к Духу (ср.: повседневность, стремящаяся к роскоши). Апофеоз этой массы вещества, устремленной ввысь, к Абсолюту, к Идеалу, – готика. В этом смысле Европейская цивилизация – готическая; в готике дан ее субстанциональный код, шифр.
И тем не менее, вырастая из Европейской цивилизации, капитализм произвел такой объём субстанции, который неизмеримо превосходит тот субстанциональный потенциал, созданный до него – как в Европе, так и в мире в целом. Субстанция капитализма обрела массово-повседневное измерение, войдя в быт и став им. Вспомним ещё раз изумление Льва Тихомирова при виде швейцарских и французских деревень; о городах и говорить не приходится: «Перед нами открылось свободное пространство у подножия Салев, и мы узнали, что здесь проходит уже граница Франции. Это огромное количество труда меня поразило. Смотришь деревенские дома. Каменные, многосотлетние. Смотришь поля. Каждый клочок огорожен толстейшей, высокой стеной, склоны гор обделаны террасами, и вся страна разбита на клочки, обгорожена камнем. Я сначала не понимал загадки, которую мне все это ставило, пока, наконец, для меня не стало уясняться, что это собственность, это капитал, миллиарды миллиардов, в сравнении с которыми ничтожество наличный труд поколения. Что такое у нас, в России, прошлый труд? Дичь, гладь, ничего нет, никто не живет в доме деда, потому что он при самом деде два–три раза сгорел. Что осталось от деда? Платье? Корова? Да ведь и платье истрепалось давно, и корова издохла. А здесь это прошлое охватывает всего человека. Куда ни повернись, везде прошлое, наследственное... И невольно назревала мысль: какая же революция сокрушит это каменное прошлое, всюду вросшее, в котором все живут как моллюски в коралловом рифе».
Не потому ли русские, а потом и советские люди любили так ездить на Запад, что помимо чувств свободы и комфорта, помимо чисто практических – шкурно-шмоточных, материально-физических задач – они, осознанно, или неосознанно, достигали еще одной цели, метафизической: попадали в Море Субстанции. Купались в том и подписывались тем – не только физически, но и метафизически – в чем и чего всегда не хватало в Русской Системе. А именно – материальной, предметно-вещественной субстанции. Именно западная Субстанция заняла место русского бога субъективных материалистов Коммунистической Системы, готовых на все – на поношение Запада в прессе, на шпионаж против него, на ложь о нем – ради одного: ради путешествий в Субстанцию из страны (для них) «немытой функции». Служа этой функции и вредя Миру Субстанции, чтобы прикасаться к нему, они разрушали ту единственную субстанцию, которой реально обладали, – самих себя. Диалектика – субъективно-материалистическая.
В России всё было совсем по-другому: здесь были безбытны не только огромные массы её населения, не только угнетенные классы, но также низшее и среднее дворянство, разночинцы, а затем и интеллигенция. Здесь главной тенденцией было торжество повседневности как бытового минимума социального воспроизводства. И если на Западе с XIX в. повседневность тянется к роскоши, то в России заметнее был противоположный процесс.
Возникнув, роскошь здесь чаще всего недолго держалась «на уровне», постепенно сползая к повседневности и начиная жить по ее законам. Проявлялось это по-разному: в оскудении и опрощении дворянских усадеб, в том, как спивались разночинцы, в безбытности российской интеллигенции, ее бытовом неустройстве, за которым вскрывалось неустройство культурно-психологическое – в головах, в поведении. Роскошь, опускающаяся или опущенная до повседневности, стремящаяся к ней, – вот, пожалуй, главная тенденция в отношениях между роскошью и повседневностью в России.
Впрочем, в конце XIX–начале XX в. Россия в первый раз в своей истории на какой-то части своего социального пространства смогла накопить энный объем вещественной субстанции, организовать ее и создать, пусть для ограниченного социального контингента – адвокатов, профессоров, чиновников средней руки и т.п., – структуру повседневности буржуазного быта. Однако все это – эти люди, этот быт, эта субстанция, – просуществовал исторически краткий миг («есть только миг, за него и держись»), и было не просто унесено ветром русской революции, в форме которой выступила очередная русская смута. Все это было со сладострастным ожесточением и злобой уничтожено. Как знать, быть может накопленная к тому времени субстанция превысила тот объём, который допускает Русская Система, который она требует для своего нормального функционирования. Иными словами, роскошь непозволительно, не по-русски поднялась над повседневностью. И ей – «под игом ущербной Луны» – «было указано». Серпом (по детородным органам) и Молотом (по черепам).
«Капитализм — это как бы безоговорочное вручение себя вещам, но не задумывающееся о последствиях и не видящее ничего за ними. Для обычного капитализма вещь (продукт или производство) не является, как для пуританина, тем, чем он сам становится и хочет стать; если вещь и находится в нем самом, если он и сам есть вещь, то это как Сатана вселяется в душу одержимого, не знающего об этом, или же как одержимый, не ведая того, сам является Сатаной. Самоотречение, которое в кальвинизме было утверждением Бога, являлось своего рода недостижимым идеалом; оно могло быть делом определенных лиц, способных навязывать другим ценности, с которыми они идентифицировались, но в каждом таком случае исключение подтверждало правило» - Жорж Батай.
-
Владимир
22 марта 2023 в 06:43Храмов
ГУМАНИТАРИЯМ:
Пока европейская цивилизация «как в феодальной, так и в капиталистической её фазах» занималась производством и накоплением «искусственной материальной субстанции», «безбытная» Россия заготавливала и колола дрова, чтоб не замёрзнуть до смерти… Как-то так …
-
Олег
22 марта 2023 в 07:39Гаврилов
Весьма интересная статья!
Отсутствие такого вещизма, глубоко уходящего корнями в века - не только достоинство русских.
У каждой медали две стороны, как известно.
И отсутствие вещественных символов памяти, таких артефактов, оставшихся от предков - это беда Русских. Нет дома прадеда - и непомнят его имя. Играют в песке наградами деда маленькие дети - и не знают за какие заслуги он получил награды. Выкидывают на свалку не то что отдельные книги, а целые небольшие библиотеки - которые собирались 30-40, а то и 50-60 лет дедами и родителями.... А зачем хранить? В интернете сейчас все есть...... И так далее, и тому подобное....
А потом какой-нибудь писатель, типа Ю.Полякова, очнувшегося и возлюбившего русских, упомянет "Иванов - непомнящих родства", и опять тишина в эфире.....
-
Andrey
22 марта 2023 в 08:30Korobeynikov
Уважаемый автор. Прочитал, что Вы в 1981 "публично отказались вступать в КПСС и покинули по этой причине место работы". После данной Вашей статьи я не уверен, но догадываюсь, почему Вы, сын члена ВКПб и прославленного офицера , это сделали. Но ближе к теме Вашей статьи. Известный голландский математик и историк науки Дирк Стройк в книге "Краткий очерк истории математики" ,М, "Наука", 1990, написанной ещё в 1963 и изданной в Берлине, приводит примеры арифметики аборигенов Австралии. У них было два, четыре называлось два-два, пять называлось два-три. Не знали они десятичной системы. Дикие люди! А что же в России?
" Ну, я пару покупаю.
Продаешь ли?
Нет, меняю.
Что в промен берешь добра?
Два-пять шапок серебра.
То есть это будет десять?
Царь тот час веле отвесить!" (П.П.Ершов, "Конек-Горбунок "могу указать издание и страницу цитаты, стоит на полке, цитирую по памяти).
Родившийся в 1815 Петр Ершов утверждал, что его сказка, получившая окончательный вариант в середине 50-х позапрошлого века, ничего сам не выдумывал-сочинял, а всё брал прямо из народной русской речи. Иван-дурак не знал десятичной системы, а считал "пятёрками", как и аборигены Австралии. Дикий человек! С точки зрения истории -это было даже не вчера, а сегодня утром. Царь знал десятичную систему. Хвала ему-интеллектуал! Запад в это время уже развивал высшую математику, , физику, химию, астрономию, создавал машины. А наши Иваны (на 99%) считали "пятерками". Вот и вся "религия"!
-
Петя
23 марта 2023 в 15:26Иванов
Если Россия была такой дикой,такой не инициативной,то тогда почему она первой стала осваивать Аляску ? Почему это не сделали такие креативные,продвинутые западноевропейцы ? Ведь им после того как Колумб в 1492 году высадился на берег Америки, до Аляски было рукой подать.И это при том что за 12 лет до этого-в 1480 (великое стояние на Угре) Московское царство только-только окончательно освободилось от монголо-татарского ига.И до Аляски было как до Луны пешком.И надо было пройдя всю бескрайнюю Сибирь,переправиться еще через Берингов пролив.
-
Andrey
24 марта 2023 в 06:31Korobeynikov
Что же господин Петя, тоже Иванов, продали то благодатную и освоенную и процветающую Аляску за гроши? Неплохо ещё вспоинить, как крепостные Иваны, на 90% безграмотные открыли Антарктиду, только освоить не успели. И как это архангельские поморы до Северного полюса не дошли? И Америку совсем не викинги или европейцы открыли, а помор Ваня на коньке-горбунке. Потом уже появилась поговорка, что болгарский слон младший брат русского слона-мамонта. П.И.Чичиков почему то собирался переселять "мертвые души" не на Аляску и в Новороссию. На черноземы.
-
Andrey
24 марта 2023 в 06:39Korobeynikov
Иванов Петя. Я держу в руках любимую книгу, не раз уже прочитанную от корки до корки. "Математика.Поиск истины" Моррис Клайн, М. "Мир" 1988, тираж 100000, цена 1 рубль 30 коп. Только две русские фамилии называет автор, известный математик и историк науки. Это Лобачевский и Менделеев. Всё!
-
Виктор
22 марта 2023 в 15:51Хонин
Andrey Korobeynikov Сегодня в 08:30
… Известный голландский математик и историк науки Дирк Стройк в книге "Краткий очерк истории математики"…приводит примеры арифметики аборигенов Австралии. У них было два, четыре называлось два-два, пять называлось два-три. Не знали они десятичной системы. Дикие люди! А что же в России?
" Ну, я пару покупаю.
Продаешь ли?
Нет, меняю.
Что в промен берешь добра?
Два-пять шапок серебра.
То есть это будет десять?
Царь тот час велел отвесить!" (П.П.Ершов, "Конек-Горбунок " …). …Иван-дурак не знал десятичной системы, а считал "пятёрками", как и аборигены Австралии. Дикий человек! С точки зрения истории - это было даже не вчера, а сегодня утром. Царь знал десятичную систему. Хвала ему - интеллектуал! Запад в это время уже развивал высшую математику, , физику, химию, астрономию, создавал машины. А наши Иваны (на 99%) считали "пятерками". Вот и вся "религия"!
Andrey Korobeynikov: «…А что же в России?
" Ну, я пару покупаю.
Продаешь ли?
Нет, меняю.
Что в промен берешь добра?
Два-пять шапок серебра.
То есть это будет десять?
Царь тот час велел отвесить!" (П.П.Ершов, "Конек-Горбунок " …). …Иван-дурак не знал десятичной системы, а считал "пятёрками", как и аборигены Австралии. Дикий человек! …»
«Стали бегать и кричать. И пшено с вином клевать. Наш Иван, от них закрытый, Смотрит птиц из-под корыта. И толкует сам с собой, Разводя вот так рукой: «Тьфу ты, дьявольская сила! Эк их, дряни, привалило! Чай, их тут с десятков пять. Кабы всех переимать»...
Оказывается совсем и не дикий человек Иван-дурак – враз усвоил и десятичную систему.
Н. А. Некрасов
Школьник
— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
1856 г.
О вы, которых ожидае Отечество от недр своих
И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать". :
М. В. Ломоносов
Вот и вся «Русская Система».
-
Andrey
22 марта 2023 в 17:01Korobeynikov
А как же Ивану-дураку было не усвоить! Он коней когда продавал? Сразу из деревни. А за птичками когда был отправлен? Уже на службе у царя. Аборигены Австралии тоже кое чему научились у европейцев. Только Иван то десятки по привычке опять "пятерками" считает. Троек и семерок не знает. Государю Императору Александру Третьему доложили, что 90% крестьян безграмотны. Ответ Императора: "И слава Богу!"
А Чацкий А.А. современник П.Ершова:
" А тот, чахоточный,
Родня вам, книгам враг,
В ученый комитет который поселился.
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился!" (А.С.Грибоедов, "Горе от ума")
По информации доктора ист. наук И.О.Князкого в "Российском радио университете "Д. Конаныхина М.В. Ломоносов был далеко не простой мужик, а сын Василия Ломоносова, по нынешним меркам судовладельца, на которого трудились многие поморы в Холмогорах. Владел до десятка лодий, сетями, строениями и прочим инвентарем. И Михайло то отправился с обозом выловленной рыбы. 90:% безграмотных. Точка!
-
Andrey
22 марта 2023 в 17:10Korobeynikov
Кстати! Как новобранцев шагистике обучали? "Сено! Солома! Сено! Слома!". Лево и право не знали новобранцы. Левша: "Передайте Государю, что англичане ружья кирпичом не чистят!" Какая уж тут десятичная система?!
-
Михаил-125
22 марта 2023 в 19:12Шталь-866
" Мы не знаем страны в которой живём"... Наверное что-то можно обобщить, найти схожести, а в чём-то и различия. Возможно различия правовой системы, отношение к собственности накладывало свои отпечатки. В России царская воля выше закона и сегодняшнее имение могло в одночасье стать НЕ имением, что уж говорить о простом мужике, которого то в карты проиграют, то на жеребца или щенка обменяют, то в солдатчину на 25 лет забреют. Вот и строй, обкладывай камнем общинный надел, который в следующий передел отойдёт другому хозяину.
У Алексея Толстого, кажется, есть показательная в этом отношении повесть о том, как быстро разбогатевший на удачной биржевой игре делец, решил в Петербурге обустроить дом в стиле екатерининских вельмож. По совету приятеля поехал в поволжские родовые имения потомков угасших блистательных фамилий, в надежде прикупить мебель и прочие раритеты той эпохи. Объехал несколько имений обедневших после реформ 1861 года, потерявших крепостных, помещиков, перенёс массу неудобств в дороге и в одном из разговоров с потомком "екатерининских орлов", у которых скупал древности, спросил: Вот вы и ваши соседи владеете этими землями уже почти 200 лет. Так почему нет ни одной мощёной дороги в ваших имениях ? В дожди дороги не проходимы, в низинах и балках можно утонуть........" В залах и гостиных барских домов мебель от Крессана и Мейссонье, Чиппендейла и Пафетти, в шкафах и на каминных полках севрский и майсенский фарфор, а во дворе и за воротами грязь по тележную ступицу.
Может в России человек, будь то крестьянин, будь то вельможа, никогда не чувствовал себя хозяином, а только "рабом" и подданным ? Поди знай загадочную русскую душу.
-
Andrey
23 марта 2023 в 09:15Korobeynikov
Господин Шталь. "то в солдатчину на 25 лет забреют. Вот и строй, обкладывай камнем общинный надел, который в следующий передел отойдёт другому хозяину." Когда крестьянин "забревался" в солдатчину, то он из сословия крепостных переходил в военное сословие. Навсегда! Более того, в военное сословие переходила и его жена и дети, если имелись.Вот одного я не выяснял. Если ветеран после службы или инвалидом возвращался и усыновлял или удочерял сироту (а в сиротах недостатка не было!), то переходили ли эти дети в военное сословие из крепостных? Есть цифры (их не помню точно), свидетельствующие о существенном сокращении крепостных благодаря службе в Русской Армии. Могу ошибиться, но при Николае Первом служба сократилась до 15 лет.
-
Михаил-125
23 марта 2023 в 10:46Шталь-866
Не следует путать военные поселения времён Аракчеева и рекрутский набор из крестьянской общины или мещан, где рекрутирование на пожизненную или 25-ти летнюю службу никак не меняло ни сословное ни социальное положение семьи.
Крестьянские общины выкупали единственного сына, попадавшего в службу, и выдвигали кандидата из многодетной семьи, чей статус в крестьянской общине не менялся.
-
Andrey
23 марта 2023 в 13:27Korobeynikov
Господин Шталь. Я привожу данные доктора исторических наук, профессора Игоря Олеговича Князского по материалам "Радиоуниверситета" Дмитрия Конаныхина и ничего не путаю. А вот выдержка из статьи "Как Петр Первый из крестьян солдат делал": Повинность имела важное социальное значение. Рекруты, ставшие служивыми людьми, переходили в ранг военного сословия и передавали статус своим женам и потомкам. Служба становилась наследственной обязанностью для них и освобождала от ряда государственных поборов.
Отставные военные считались свободными и получали право обзавестись земельными угодьями, жить на них вместе со своей семьей. При инвалидности они имели право на пожизненную пенсию."
Так что я ничего не путаю!
-
Олег
23 марта 2023 в 09:12Невещий
"Материя как бы тянулась, устремлялась к Духу (ср.: повседневность, стремящаяся к роскоши). Апофеоз этой массы вещества, устремленной ввысь, к Абсолюту, к Идеалу, – готика"...
Думается,все же ,такое стремление вверх материи - это гордыня,противная Абсолюту,Идеалу,Духу. Начиная с вавилонской башни,пирамид,и заканчивая готической гордыней,замаскированной под христианство. Даже чисто логически. Для того,чтобы в свое время устремиться вверх,к Творцу,мы должны потрудиться тут,на земле. А вверх Он Сам нас призовет,если потрудимся. Как то так,кажется.
-
Олег
23 марта 2023 в 09:16Невещий
Все что написано далее,подтверждает первое. Русский человек , православный,всегда стремился туда,в вечность к Творцу,прэтому не придавал главного значения земному.
Ну а гнет капитализма - чуток другая тема.
-
Александр
24 марта 2023 в 11:41Андрух
"Именно западная Субстанция заняла место русского бога субъективных материалистов Коммунистической Системы.., ради путешествий в Субстанцию из страны (для них) «немытой функции»"
_____________________________________________________________________
Ну что за бред! Как же можно так убого понимать высочайший замысел Советского Бытия! От того-то он, этот замысел, и потерпел крах, перешёл в разряд утопий, что количество таких вот толкователей перешло в нижайшее качество, не позволившее воплотить Мечту в жизнь, разрушившее до основания Светлое Бажеское начинание...
-
Александр
24 марта 2023 в 11:51Андрух
Прошу прощения за опечатку: "Божеское", конечно же...