В конце мая состоялась ХХ Международная выставка дизайна и архитектуры АРХ Москва. Она была, мягко говоря, пустой. Отсутствовал столичный масштаб, не было не только отчётов об окончании строительства интересных и новых зданий, но даже достойных проектов.
В центре самого крупного зала на последнем этаже публике демонстрировался проект реконструкции стадиона "Динамо". Этот замечательный стадион, который своими крупными конструктивистскими формами умудрялся скреплять и удерживать целый район, стараниями перестройщиков превращён в жалкую опору для какого-то огромного мыльного пузыря. Завершение такой реконструкции определённо не станет яркой страницей в истории московской архитектуры.
Мне кажется, что как среди непосвящённой публики, так и среди профессионалов, возникает идея о том, что пора что-то менять. Должно появиться некое явление, которое поставит архитектуру на новые рельсы и сориентирует на создание прогрессивного стиля, устремлённого в будущее. Но для этого как в государстве, так и в обществе необходим заказ на улучшения.
В первую очередь широкую общественность в настоящее время волнуют транспортные проблемы. Они худо-бедно решаются, во всяком случае, в этом секторе существует видимость масштабной деятельности. К сожалению, темпы и методы строительства не поспевают за ростом потребности населения столичного мегаполиса в мобильности. Эстакады возводятся, на них тратятся десятки миллиардов рублей, уходят бесчисленные ресурсы, но пробки никуда не исчезают.
На выставке АРХ Москва были представлены некоторые проекты жилых домов, но все они были слабыми аналогами разработок типовых серий конца ХХ века, которые отрабатывались государственными архитектурными институтами. Выходит, что они получились настолько продуманными, проверенными и проработанными, что сейчас маленьким фирмам очень трудно выдать проекты им хотя бы равнозначные.
Выставка АРХ Москва была определённым образом оценена в Союзе архитекторов и, насколько я понимаю, предстоящая экспозиция "Зодчество", которая пройдёт осенью, будет обсуждаться гораздо более тщательно. Все проблемы налицо и они требуют решения. Один из предложенных лозунгов для "Зодчества" будет таковым: новые индустрии в архитектуре. И это прекрасно. Ориентация на индустриализацию, на крупное, технологически совершенное строительство становится превалирующей на фестивалях. Реальные же строительные площадки давно демонстрируют её необходимость, так как мы стали значительно отставать от мира в технологическом плане.
Как у нас родились многие сильные архитекторы, где они были воспитаны? Огромное их поголовье вышло из промышленной архитектуры. Промышленное строительство в силу требований времени и технологий вынуждено было прокладывать новые пути. К примеру, когда строился Днепрогэс, один из ведущих инженеров отправился в Соединённые Штаты, где проходил долгую стажировку, изучая передовые способы строительства плотин и гидроэлектростанций. Архитекторы своими глазами, рукам и умами прощупывали не только отечественный, но и мировой опыт.
Сейчас у нас практически нет промышленного строительства. Оно превратилось в возведение сараев из металлического проката, в которых происходит сборка неких примитивных изделий либо растворение порошковых прохладительных напитков. Это пагубно сказывается на профессиональном уровне наших архитекторов.
Главным архитектором столь крупного и значимого для страны проекта, как космодром Восточный был назначен Дмитрий Пшеничников, который никогда не занимался строительством крупных промышленных объектов. Его студия создаёт дизайн интерьеров и частные коттеджи. И вдруг, без всякой стажировки и подготовительной работы, он попадает на столь ответственную позицию.
Строительство такого объекта, как космодром должно было стать кузницей кадров новых архитекторов-промышленников, которые затем, получив бесценный опыт, могли бы принести что-то индустриальное и в городскую архитектуру. А в этом сегодняшняя Москва и другие крупные города крайне нуждаются.
Строительство других крупных промышленных объектов в современной России единично и не является столь прогрессивным и передовым, как проект космодрома Восточный. Трудно надеяться на то, что в ближайшем будущем промышленная архитектура даст городу и народу новых сильных творцов. Теперь нам придётся ждать большого государственного решения. И быть может тогда, мы, наконец, начнём строить крупные фабрики и заводы, космические объекты, и они позволят молодым архитекторам пройти школу монументального, сверхсложного строительства.
Тем не менее, сам факт того, что слова "Новая индустрия" будут звучать на осеннем архитектурном фестивале, не может не радовать. Возможно, уже совсем скоро речь пойдёт о том, что в строительстве и архитектуре нужен курс на индустриализацию. И даже если это не станет таким же императивным приказом, как во времена Сталина, ситуация будет меняться к лучшему.