Сообщество «Форум» 00:00 4 июня 2015

Вертикаль

Радует, что сейчас наблюдается гораздо меньшее число желающих поступать на экономические факультеты. Долгие годы молодые люди в огромных количествах шли получать дипломы экономистов, но нельзя сказать, что столь возросшее в итоге их поголовье положительно сказалось на нашей национальной экономике. Теперь выпускники школ всё чаще выбирают технические ВУЗы. Стоит надеяться, что вскоре у нас появится целая когорта талантливых инженеров.

22 мая для одиннадцатиклассников прозвучал последний звонок. Впереди у них выпускные экзамены и многие хлопоты, связанные с поступлением в ВУЗы. Студентам последнего курса скоро предстоит защищать дипломы. Круговорот энергий в системе образования продолжается. Очередной годичный цикл подходит к концу и, на мой взгляд, оценивая его итоги, можно заметить некоторые положительные тенденции.

Неожиданно, но первая радостная весть относится к системе ЕГЭ. Теперь школьники вместо печально известного теста по литературе, ставшего причиной множества насмешек, будут писать нормальное, можно даже сказать, классическое, сочинение.

По результатам многочисленных опросов было выяснено, что практически все школьники в наши дни нацеливаются на получение высшего образования. Всеобщее высшее образование было одной из перспективных программ коммунизма. Получается, что мы вновь начинаем двигаться в этом направлении, правда, с другой стороны.

Радует, что сейчас наблюдается гораздо меньшее число желающих поступать на экономические факультеты. Долгие годы молодые люди в огромных количествах шли получать дипломы экономистов, но нельзя сказать, что столь возросшее в итоге их поголовье положительно сказалось на нашей национальной экономике. Теперь выпускники школ всё чаще выбирают технические ВУЗы. Стоит надеяться, что вскоре у нас появится целая когорта талантливых инженеров.

Работу в школе или ВУЗе можно расценивать как жертвоприношение со стороны педагогов. Этот труд тяжёл. Конкретно в высших учебных заведениях он остаётся тяжёлым, несмотря на повышение оплаты труда и улучшение организации работы. Зарплаты, кстати сказать, выросли не сильно. Сейчас по решению Министерства образования проходит оптимизация. Но она проводится странно и недальновидно. Повышение зарплат преподавателям планируется осуществить по большей части за счёт увольнения их коллег. Из четырёх работы лишается один, затем его ставка делится между оставшимися тремя. Никаких прогрессивных действий ни со стороны правительства, ни со стороны Министерства образования замечено не было. В советские времена доцент получал триста пятьдесят рублей в месяц. Сложно пересчитать это на нынешние деньги, но проезд тогда стоил пять копеек, а квартплата за двухкомнатную квартиру составляла восемь рублей. Пока страна всерьёз не возьмётся за образование, "Протоны" будут продолжать падать и Прогрессы не смогут пристыковываться к орбитальным станциям.

Дипломники МАРХИ в этом году выбрали множество тем, посвящённых Арктике, и, на мой взгляд, это положительная тенденция, демонстрирующая осмысленность выпускников, их понимание стратегии государства, направленной на возрождение северных территорий.

Одна девушка под руководством архитектора Онисимова спроектировала православный монастырь в современном стиле. То есть и в церковной архитектуре начинают появляться новые тенденции. Приходит понимание того, что бесконечное копирование классических образцов XVIII и XIX вв. сродни признанию в собственном бессилии.

Удивительно, но, похоже, выпускники ВУЗов перестают бояться армии. Один из моих студентов — толковый парень, мне всегда казалось, что после окончания МАРХИ он мог бы поехать за границу и продолжить своё обучение там, как это раньше делали передовые студенты, сказал, что после института идёт в армию и записался на флот. То, что тотальный ужас перед службой в Вооружённых Силах начинает казаться пережитком прошлого, не может не радовать; значит, армия за прошедшие годы смогла зарекомендовать себя с положительной стороны.

Среди выпускников сократилось количество желающих сразу же после вручения диплома ехать за границу. В одном из московских колледжей выступали представители МАРХИ и архитектурной школы "МАРШ", чей руководитель очень много говорил о том, что данное учебное заведение позволяет поехать за границу, позволяет встретиться там с западными авторитетами. Одна из студенток колледжа задала вопрос: "А почему вы считаете, что мы не можем принести какую-то пользу нашей архитектуре и собственной стране? Почему вы столь резко ориентированы на западный строительный рынок?". Конечно, руководитель "МАРША" тут же принялся выкручиваться. Но тенденция ясна: нынешние выпускники уже в меньшей степени заинтересованы Западом. К сожалению, те, кто уехали раньше, возвращаются, не имея за плечами ничего особенного, и часто видят, что сверстники уже многого достигли. Либо они пропадают в пучине сугубо материального и меркантильного западного архитектурного рынка. Вспоминается история российского дизайнера Владимира Пирожкова, по поводу которого в СМИ когда-то было очень много шума. Рассказывали, как он уехал за границу и насколько он там стал востребованным и успешным. Сейчас он вернулся в Россию, пытается читать лекции. Но за прошедшие годы у нас появилось немало собственных высококлассных специалистов, чьи идеи и методы подчас оказываются прогрессивнее и интереснее западных.

1.0x