Авторский блог Ольга Суслова 00:00 25 декабря 2014

Вертикаль

В конце октября в столице прошёл симпозиум под названием "Москва — энергоэффективный город". Сейчас данная тема стала модной, но не всем бывает ясно, что именно подразумевается под этим. Обсуждения и выступления на симпозиуме следовали несколькими направлениями. Огромное внимание при этом уделялось утеплителям.

В конце октября в столице прошёл симпозиум под названием "Москва — энергоэффективный город". Сейчас данная тема стала модной, но не всем бывает ясно, что именно подразумевается под этим. Обсуждения и выступления на симпозиуме следовали несколькими направлениями. Огромное внимание при этом уделялось утеплителям.

Смысловой блок, посвящённый теплоизоляционным материалам, представлял собой замаскированную конкурентную борьбу между производителями и технологиями. Каждый докладчик рекламировал определённую фирму и всеми силами старался доказать, что именно его товар самый лучший на рынке. Но стоит сказать, что сами утеплители мало чем изменились за последние сорок лет. В основном их делают на основе минеральной ваты — материала весьма рыхлого, а также на основе пенополистирола, который сейчас становится всё более плотным, параллельно снижается его водопоглощение, а значит, повышается эффективность.

Современные утеплители готовы к монтажу и в принципе они во многом упрощают строительство. Но у них есть недостатки. Так, минеральная вата, за счёт своей структуры, будет со временем давать усадки. Иногда на фасадах домов, покрытых металлическими или пластиковыми панелями, в морозные зимние дни выступает конденсат. Это свидетельство низкой эффективности самого утеплителя или его стыков. Здание теряет тепло, из-за этого конденсат и образуется.

Пенополистирол, каким бы современным он ни стал, всё равно был, есть и остаётся весьма токсичным полимером. Особенно он опасен в летние месяцы, когда фасады зданий сильно нагреваются. Пенополистирол начинает выделять ядовитые пары. Но, к счастью, сейчас при строительстве в основном используется минеральная вата.

Вообще решение по теплоизоляции зданий с применением различных утеплителей, которое иногда бывает весьма эффективным, это, всё равно, примитивный, не комплексный метод проектирования и строительства.

Также на симпозиуме говорилось об автоматике, осуществляющей тепло- и энергообеспечение. Проблема автоматических систем в том, что они, во-первых, требуют эксплуатационных расходов, во-вторых, имеют риск внезапного отключения, а тогда все системы жизнеобеспечения здания выходят из строя.

В секции симпозиума, посвящённой архитектурным решениям, к моему величайшему сожалению, не прозвучало самого главного. Сейчас очень много говорится о возобновляемых источниках энергии. В основном имеются в виду ветер и солнечный свет. На мой взгляд, все эти технологии вполне подходят для высотного строительства. С ростом этажности возрастает ветровая нагрузка, а также можно достичь такой высоты, где не участвует нижняя облачность, а значит, солнечная энергия поступает в большем объёме.

Во многих странах подобные постройки уже созданы. В Бахрейне выстроено здание, у которого между двумя корпусами закреплены ветряки. Похожее сооружение есть и в Лондоне. КПД ветровых устройств обеспечивает затраты электроэнергии зданий всего на десять-пятнадцать процентов. Но эти проекты являются манифестами. Очевидно, что они представляют собой предчувствие грядущего нового соединения архитектуры и науки.

В Москве на некоторых акцентных местах, например, при въезде в город было бы неплохо поставить здания, использующие возобновляемые источники энергии. Но пока мы не имеем достаточно научных и технических данных, чтобы использовать эти технологии в архитектуре. С ветряками возникают проблемы вибрации, а также шумозащиты зданий. Не стоит забывать и о том, что параметры ветра и солнечного света колеблются, поэтому рассчитать производительность таких систем можно лишь приблизительно.

К сожалению, не прозвучало ничего про те приёмы, которые уже были и есть в архитектуре, в том числе в панельной. Их использование значительно повышает энергоэффективность на весь срок эксплуатации проектируемого здания. Речь идёт об увеличении ширины корпуса и уменьшении периметра наружных стен. В этом направлении в советской архитектуре наблюдались достижения. Эти чисто планировочные, чисто архитектурные решения не требовали никаких дополнительных устройств, автоматизации и прочего. Они не зависели от изменчивости погоды. В частности, в серии домов КП реализованы многие из советских достижений.

У этих домов очень широкий корпус, в некоторых местах достигающий шестнадцати метров. Таким образом, все внутренние стены дома становятся аккумулятором, удерживающим тепло. Это обеспечивает нормальные условия для проживания даже при самых серьёзных зимних заморозках. Толщина наружной стены составляет всего двадцать пять сантиметров. То есть мы имеем легчайшее здание, а это означает экономию на стройматериалах, на подъёмных механизмах, на трудозатратах, на фундаменте и на многом другом. И энергоэффективность, заложенная в самом проекте, будет действовать весь срок службы дома.

Сейчас, к сожалению, таких комплексных решений нет. Все стараются выйти на какие-то показатели, применяя дополнительные улучшения и технологии. Перед нами очередной пример того, как очень многое мы начинаем сначала, забывая о величайших достижения своих предшественников.

1.0x