Про ВДНХ за последний год было сказано немало. Тем не менее, все обсуждения так и не оформились в какую-то завершённую идею, которая была бы единогласно принята правительством, архитекторами и обществом в целом.
Сейчас на ВДНХ происходят видимые изменения. Идёт реконструкция павильонов, открываются здания сталинских времён, которые были закрыты десятилетиями. Но во всей кипящей работе ощущается, во-первых, её эпизодический характер, во-вторых, отсутствие скрепляющей всё и вся идеологии. Ведь здесь мы имеем дело с уникальным городским архитектурным ансамблем советских времён. При реконструкции необходимо помнить, что ВДНХ создана нести некую идею, которая будет транслироваться в современность. Это не только парк и не только музей, здесь есть нечто большее, присущее только лишь данному месту. По сути, перед нами площадка для демонстрации достижений и потенциала огромной страны.
Как мне кажется, при разработке плана реконструкции, упущен именно этот аспект. То есть те, кто занимается реставрацией ВДНХ, должны огласить идею, под знамёнами которой будет впредь существовать этот комплекс. Иначе нам достанется только лишь музей и горстка исторических памятников — пустых павильонов, похожих на макеты. Но возможность того, что ВДНХ насытится новой жизнью, ещё не упущена. При таком исходе название Выставка Достижений Народного Хозяйства вновь будет иметь свой первоначальный смысл.
Я побывала в павильоне "Армения", который раньше назывался "Сибирь". В архитектуре внутреннего пространства после реконструкции не появилось ничего нового, как не обнаружилось там и новой идеи. Продаются армянские вина. Данный факт, конечно, можно отнести к достижениям сельского хозяйства, но нет пока ощущения, что вся затея с реконструкцией ВДНХ может способствовать какому-либо прорыву, в котором так нуждается общество, экономика и промышленность. Не использовать столь монументальную площадку для целей демонстрации технических и научных возможностей страны в наше время попросту абсурдно. Особенно учитывая тот факт, что мы постоянно ищем для этого места, но всё время в рамках каких-то крайне дорогостоящих временных выставок.
Все эти "Экспо" по большей части коммерческие предприятия, говоря прямо, им нет дела до глобальной судьбы государства. На территории ВДНХ как раз могла бы возникнуть постоянно действующая выставка, способная обеспечить взаимообмен информацией, идеями и достижениями между всеми отраслями народного хозяйства. Она также могла бы подтолкнуть всех к развитию, к движению, к динамике, к тому, в чём очень нуждается наше общество.
Я заметила, что выставка до сих пор очень востребована. На территории ВДНХ по выходным дням скапливается огромное количество народа — детей, взрослых, пожилых людей, молодёжи. Все они прогуливаются, смотрят по сторонам, заходят в павильоны. На мой взгляд, многие из них, возможно, осознавая это, а, быть может, и нет, идут туда в поисках какой-то великой мечты о развитии. "Ну, покажите что-нибудь новое, что-нибудь невиданное и интересное", будто бы говорят они все.
А ещё ведь на ВДНХ действительно могли бы быть выставлены какие-то абсолютно новаторские студенческие работы. Часть площадей можно было бы отдать ещё не совсем погибшим научно-исследовательским лабораториям и институтам. Ведь там до сих пор работают люди, чьи изобретения вполне могут оказаться конкурентоспособными. И все они сейчас нуждаются в поддержке, в контактах с промышленностью. Но, в первую очередь, им необходимо привлечь к себе общественное внимание, чтобы о них, наконец, узнали, чтобы их увидели.
Поэтому нам нужно, пока не поздно, пересмотреть саму стратегию реконструкции ВДНХ. Наверное, правильный путь — это вернуться к идее демонстрации достижений страны и демонстрации её промышленного и научного поиска. Чтобы осуществить данную задумку, на ВДНХ уже сейчас найдётся место в сохранившихся объектах. А есть ещё и площади для строительства новых зданий. К примеру, пустует фундамент сгоревшего в восьмидесятые годы павильона профессионального технического образования. Этот павильон мог бы возродиться в какой-либо форме, чтобы демонстрировать достижения в данной сфере.
Давно уже говорится о том, что отсутствие звена ПТУ и, как следствие, отсутствие высококвалифицированных рабочих, тормозит развитие промышленности и не даёт ей подняться. Возможно, если мы будем возрождать эту образовательную ступень, демонстрировать обществу её историю и привлекательность, появится почва для развития не только в данной, весьма узкой области, но и во всех остальных.
В советское время миссия ВДНХ была точна и ясна — выставка работала на благо развития промышленности, сельского хозяйства и науки. Сейчас нам необходимо принять решение, касающееся того, какую функцию данный объект будет выполнять впредь. И этот выбор важнее, чем может показаться на первый взгляд.