Авторский блог Татьяна Белозёрова 16:10 26 апреля 2017

Вера, Надежда, Любовь

об иерее Антонии Ткачуке.

Вера. Надежда. Любовь.

К могилам иереев Антония и Михаила, что в Старом городе Орска, часто приходят люди: замаливают грехи и просит Божьей милости, надеясь на исцеление, веря в чудотворную силу.
Кто – то прозрел, другой излечился от страшной болезни, третий обрёл веру. Иерея Антония ( в миру Антона Иванович а Ткачука) ещё помнят верующие Орска. Он родился в 1890 году в семье бедного крестьянина в Романово Дзержинского района Житомирской области Украинской ССР. Воспитывался в Киево – Печерской лавре. До 1917 года служил певчим в Архиерейском хоре Лавры, с 1924 года он – священник села Германовская слобода Киевской области, в 1929 году священствовал в селе Боровенск Смоленской, ныне Калужской области. Был членом церковного совета. Впервые был арестован и осуждён за контрреволюционную деятельность по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР. 10 лет концлагерей. Первый срок отец Антоний отбывал в Соловецких лагерях. Вспоминал о мучениях вынужденно, только в утешение приходящих в скорби. Монахиня Прискила (Баталова), которая по сей день жива, служит в новом Орском монастыре, помнит его воспоминания:

-Каждый день допрос начинался со слов: «Отрекись!». Одно только слово вернуло бы свободу, встречу с матушкой, братьями, сёстрами. Не отрекался от веры. На Крещение, в лютые морозы, арестантов «крестили» струей ледяной воды из пожарных рукавов. Кто –то сразу падал, «как глыба». Другой оставался едва живой. К Антонию, читавшему молитвы, сбегались бродячие собаки, сбившись в стаю, они согревали его. Потом арестантов , ослабевших, бросали в камеры с голодными крысами. Изголодавшиеся стаи объедали людей до белых костей. А к батюшке, творившему молитвы, не подходили. Сколько мук, издевательств и лишений пришлось испытать иерею Антонию в лагерях, как и другим тысячам страдальцам и исповедникам веры. Гонения этого периода были по своей жестокости и размаху несравнимы даже со временами гонения на первых христиан. Иглы под ноги вонзали, жестоко избивали. Однажды в ночь на Святую Пасху его посадили в мешок, и он там по памяти пел Пасхальные каноны весь день, славя Бога. Остался жив.

Второй арест.

Антоний отбыл срок и в 1939 году прибыл в Бузулук Оренбургской области. На свободе он пробыл всего 8 месяцев. И вновь был арестован местным отделением НКВД за нелегальное крещение детей. И снова получил 10 лет лишения свободы с последующим поражением в избирательных правах сроком на 5 лет. Отправлен был в ИТК №2 НКВД станции Колтубанка Чкаловской (Оренбургской области). И тогда он пишет письмо Сталину от 21 февраля 1946 года, которое сохранилось в областном архиве. Батюшка глубоко осмысливает происходящее и приводит слова прокурора на суде, который требовал от суда дать ему срок только за то, что «его первый не исправил». Читая письмо отца Антония к вождю, поражаешься его глубокой вере, полному упованию на волю Божию и безропотному терпению, с каким он переносил все 20 лет заключения. В протоколах обвинения и допросов нет ни намека на озлобленность на оклеветавших его людей, звучит даже некоторое сочувствие их слабости: «За все время моего пребывания в заключении я никому никуда не писал кассационной жалобы, приписывая судьбу свою воле Божией, и честным трудом и поведением отбываю сроки своего наказния, и как первый, так и второй полагал в молчании закончить; но, так как физические силы мои ослабели, болезни требуют условия, сердце жаждет увидеть еще семью и родных, а, главное, душа стремится к достойному приготовлению к христианской кончине, я и решил обратиться к Вам, дорогой Иосиф Виссарионович…» Все письмо содержит глубокое исповедание веры и духовное осмысление всего происходящего, так что назвать его жалобой (чем оно является в юридическом смысле) не поворачивается язык.

В Орске.

Отбыв до конца свой второй срок заключения, отец Антоний прибыл в Орск в 1950 года на поселение. Идти было некуда, кроме как к «своим», то есть в храм. Его приютила одна верующая прихожанка – Аннушка. Благодаря воспоминаниям духовных чад, можно составить наиболее полно образ истинного пастыря и христианина, которого собой являл иерей Антоний Ткачук. Удивительно, как Господь прославляет своих верных рабов по слову Святого Евангелия: не укроется светильник под спудом, ведь отец Антоний жил в Орске менее года после освобождения и скончался в ноябре 1951 года, собрав вокруг себя духовных чад, а память о нем не умолкает. Батюшка был хрупкого телосложения и имел звонкий, «ангельский голосок». Отец Антоний всего один раз служил в Орском Покровском храме по разрешению настоятеля, отца Вениамина Ионова. Говорят, это была незабываемая служба. Много уже при жизни проявлялось духовных дарований батюшки. Однажды девица Вера, тайно давшая обет Богу замуж не выходить, встретив отца Антония в храме, поприветствовала его поклоном до земли и словами: « Батюшка!!!» – на что тот, поклонившись ей, ответил: «Здравствуй, матушка!». Девица смутилась но, действительно, скоро приняла постриг и стала матушкой (тайной монахиней). Отцу Антонию был открыт день своей смерти. Однажды, уже тяжело больной, ( официальной причиной смерти значится рак легкого), батюшка попросил Аннушку позвать к нему священников, сказав: «Сегодня буду отходить». Пришедшие священники медлили с отходной, а батюшка смиренно сидел на коечке и ждал. В ответ на вопрос, как его хоронить, еще и шутил: дескать, привяжете к хвосту осла – и пусть волочет. Потом лег на кровать и тихо отошел ко Господу. Вот тут и начали читать по нем... На самих похоронах происходило много дивного. Монахиня Прискила (Баталова) рассказывала, что потеряв духовного отца, она не могла утешиться – рыдала, не поднимая головы, шла за гробом. Тогда знакомая упрекнула: «Ты что плачешь?! Посмотри, кого хороним! Угодника Божия хороним!» – показывая на небо. А небо, по словам матушки, все было в розах, и солнце играло, как на Пасху ... Почти о том же рассказывала и Аннушка, у которой жил отец Антоний, только упоминала о белых сияющих цветах в небе и на деревьях. Нужно отметить, что это была поздняя осень, и о каких-либо других цветах, кроме как чудесным образом явленных, не могло быть и речи. Батюшка умер своей смертью, но никто не сомневается в его исповедническом подвиге ради Христа. Милостью Божией, потихоньку собираются свидетельства реальной помощи батюшки. В день памяти иерея Антония (18 ноября) служились панихида и литии об упокоении обоих усопших пастырей. После панихиды многие говорили о радостном состоянии души, как после Литургии. Два года назад крестным ходом православные пришли к могилам двух батюшек - Антония Ткачука и Михаила Хвалько, где орские священники совершили заупокойную литию.

Громадная благодарность Наталье Валишиной за кропотливый сбор материалов об иерее Антонии и слушателям школы «Репортер».

1.0x