Авторский блог Игорь Шумейко 20:19 25 декабря 2019

Великая жизнь

памяти генерала армии Махмута Ахметовича Гареева

Сегодня ушел из жизни Президент академии военных наук, генерал армии Махмут Ахметович Гареев. Военные журналисты «Завтра» наверняка напишут о нём подробно. Я лишь кратко вспомню начало одной из наших бесед. Начало Великой жизни… Удивительно, что нашего Выдающегося воина армия притянула, тоже в самом начале – музыкой. Неслась через забор воинской части, поднимала на цыпочки юного Махмута…

А в 2012 году, когда мы ездили в Петербург, получали премии «Александр Невский», помню, как Махмут Ахметович подолгу читал наизусть стихи, пел, потрясая окружающих прекрасной памятью, голосом, живым темпераментом. Особенно очарована была Лариса Васильева, тоже увы, ушедшая. А ведь в Великую отечественную войну Махмут Ахметович перенес тяжелые ранения, контузию. А потом Японская, Египет, Афганистан… Но я лишь о самом начале.

— Махмут Ахметович, расскажите, пожалуйста, о своих корнях.
— Родился в Челябинске в многодетной семье. В поисках работы много переезжали, однако родословную, уходящую корнями в татарскую деревню Салихово Чишминского района Башкирии, благодаря родителям не забывал. В 1931 году, когда жизнь стала невыносимо тяжёлой, отец перевёз семью в Узбекистан, где по отзывам знакомых было полегче. Так мы оказались в Карши. Далее был Китабский район Кашкадарьинской области, где я пошёл в первый класс начальной школы с преподаванием на русском языке. И снова — вынужденные переезды в Киргизию, Башкирию, возвращение в Узбекистан… Учиться меня отправили в Ленинабадский кооперативный техникум, хотя с детства мечталось о службе, зачитывался книгами о войне. Рядом размещалась воинская часть, и я с интересом наблюдал за повседневной жизнью красноармейцев, представлял себя командиром. Благодаря хорошему слуху научился играть на струнных инструментах. Это заметили в оркестре воинской части, куда я и был принят и где освоил игру на духовых инструментах. Зачисление воспитанником в кавалерийский полк можно считать началом военной карьеры, которая длилась почти три четверти века.

двойной клик - редактировать изображение

Война застала в Ташкентском пехотном училище, курсантом которого после настойчивых обращений в военкомат я стал 14 мая 1941 года. Долго учиться не пришлось — ускоренный выпуск офицеров, и уже в ноябре 1941-го в звании младшего лейтенанта — первое назначение: командир стрелкового взвода 99-й отдельной стрелковой бригады Среднеазиатского военного округа. А спустя два месяца, по окончании курсов «Выстрел», — фронт. В это время шли жестокие оборонительные бои под Вязьмой и Ржевом. Летом 1942 года в звании лейтенанта должен был вступить в должность командира роты отдельного стрелкового батальона 120-й отдельной бригады 7-го гвардейского корпуса (Западный фронт). Сделать это не позволила обстановка. Только-только прибыв на командный пункт бригады, получаю задание — под непрерывным огнём противника по открытой местности добраться до расположения третьего батальона, отрезанного от основных сил. До наблюдательного пункта двигался ползком, используя естественные укрытия. На месте выясняется — в строю не осталось ни одного офицера. Что делать? Пришлось принять командование и в течение двух суток удерживать позиции, организуя оборону. Немцы, потеряв немало живой силы и техники, вынуждены были отступить. Таким было боевое крещение. Рисковать приходилось часто, но прежде всё хорошо обдумывал, цена ошибки — жизни солдат…

А в газете «Завтра» я опубликовал маленькую историю, связанную с генералом Гареевым и поездкой на Прохоровское поле

"Товарищ... это обращение — одна из важнейших эмоциональных опор советского периода. В 1990-е годы с огромным трудом сохранённое в воинских уставах обращение "товарищ" стало одной из "зацепок", помогавших вообще сохранить армию в том глуме, нищете и хаосе.

О принятом в армии "товарищеском обращении" есть одно весьма интересное, важное замечание. Почти шутливое, но высказанное человеком выдающейся судьбы и великих заслуг.

В ноябре 2017 года, в музейном комплексе "Прохоровское поле" (Белгородская область), состоялось заседание попечительского совета музея, возглавляемого сенатором, бывшим председателем Совета министров СССР Николаем Ивановичем Рыжковым. В повестке дня были два пункта: награждение экс-главы Совета Федерации Егора Семёновича Строева и мой доклад "Железные дороги СССР в годы Великой Отечественной войны".

… далее пропускаю

После заседания Попечительского совета было небольшое застолье. За просторным столом два члена Политбюро (Николай Иванович Рыжков и Егор Семёнович Строев). Во главе — губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко и генерал Махмут Ахметович Гареев — на 95 году жизни душа и эмоциональный центр всех действий, связанных с Войной и Памятью.

А поскольку это было важное событие для всей Белгородчины, к столу подходило много делегаций и отдельных лиц с адресными папками, букетами, подарками музею. Подходили, обращаясь: "Господин губернатор, господин губернатор, господин…"

И когда попросили сказать что-нибудь Махмута Ахметовича, он поднялся и выдал следующее: "Вы знаете, я воевал на пяти войнах… И как-то так получалось, как я заметил: почему-то всегда с этой стороны были товарищи, а с той — господа…"

Ещё раз подчеркну: главный эффект речи — в бесподобной интонации. Махмут Ахметович говорил "без нажима", почти нехотя, словно о какой-то неважной, случайно, боковым зрением замеченной детали. Допустим, о шинельных хлястиках солдат почётного караула на плацу, форме вилок за тем банкетным столом…

"Ну, совпало как-то так, наверное… И потому, когда я слишком часто слышу "господин, господин", какое-то странное ощущение появляется. Будто мы там где-то — недовоевали, что ли?.."

В общем, полушутливая реплика генерала, но я до сих пор поздравляю себя как писателя, историка с тем, что 16 ноября 2017 года вдруг оказался рядом, не упустил сей маленький шедевр, повод задуматься о значении слова.

Светлая память Махмуту Ахметовичу Гарееву! Будем помнить эту великую жизнь!

двойной клик - редактировать изображение

1.0x