"Нужен госзаказ на производство зрелищных, высокохудожественных, качественных фильмов. Жизненно необходимы хорошие отечественные исторические и военные фильмы — патриотические, русские по духу! Фильмы, пробуждающие в зрителях искреннюю любовь к Родине. Это абсолютно нормальный подход: государственная поддержка патриотического искусства. Иначе мы проиграем в информационной войне, проиграем битву за умы сограждан"
Алексей ЖУРАВЛЁВ, депутат Госдумы, председатель партии "Родина", член президентского Совета по межнациональным отношениям.
Столп отечественного кинематографа" — говорят о Валерии Ивановиче Ускове. Режиссёре, кто совместно с соавтором и другом Владимиром Аркадьевичем Краснопольским создал "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов", и эти эпические киноленты стали событием для нескольких поколений. Серия за серией разворачивали повествование о небольшой сибирской деревне под названием Зеленый Дол через судьбы людей. И эта история — последних лет царской России, становления советской власти, Великой Отечественной войны — оказывалась частью жизни каждой семьи и сокровенным переживанием. Улицы городов были пусты, когда на экраны TV выходили первые в истории отечественного кино телесериалы.
22 апреля Владимир Иванович Усков отметил свой славный юбилей, 80-летие. Специально для газеты "Завтра" он любезно согласился дать интервью.
"ЗАВТРА". Валерий Иванович, ваши телесериалы, снятые с Владимиром Краснопольским, стали событием художественной жизни страны. Вы что-то уловили в воздухе страны, почувствовали необходимость именно в фильме-сериале?
Валерий УСКОВ. Успех действительно был колоссальный. У меня горы и горы писем, которые я всё никак не могу разобрать, по тысяче писем приходило в месяц. Конечно, это было приятно и дорого… Люди всегда интересуются историей жизни. Позднее были прекрасные, не менее успешные картины, "Место встречи изменить нельзя", к примеру. Просто нам повезло, мы оказались первыми. Скорее нас привлекла тогда возможность жанра телесериала: проследить жизнь человека, его формирование; рассказать о персонажах фильма, которые проживают огромную жизнь, попадают в разные ситуации. Эти ситуации порождают действия, подвиги, предательства. "Увидеть, — как говорил Твардовский, — даль в человеке" и было нам интересно. Мы даже ощутили удивительную вещь — вершителей судеб. Казалось, всё: революции, горе, победа, радость, встречи в наших руках.
"ЗАВТРА". С чего началась ваша эпопея?
В.У. Просто попался в руки роман Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень". Сильный русский роман, где автор описывает жизнь своей страны, которую любит, понимает, в которую верит. Первым роман прочитал Владимир Краснопольский, передал мне. Нам этот роман оказался близок. Мы жили на Урале, знаем эти края, эти места. Привлекло, что в романе говорится об истории нашей страны, об истории государства, в котором жили мы, наши отцы и деды.
"ЗАВТРА". Интересно, как проходили съемки фильма? Можете ли рассказать о внутренней "кухне"?
В.У. "Тени исчезают в полдень" снимали на Южном Урале, под Свердловском, "Вечный зов" — в Башкирии, красивые места там, очень красивые. Съемочная группа приехала туда, разместились кто в гостинице, кто в деревенских избах. И в первой картине и во второй были заняты замечательные актеры: Вельяминов, Шура Завьялова, Вадим Спиридонов, как блестяще они создали образы героев! Какой талантливый актер, сейчас о нем мало говорят, Сергей Яковлев! А великолепная Нина Русланова — это была ее первая работа в кино. Тогда все жили на съемочной площадке, артисты не играли, а жили. Все мы понимали, что и зачем снимаем. Все мы любили свою родину и свою историю.
"ЗАВТРА". Фраза из фильма "Загреметь под фанфары" вмиг стала достоянием народа.
В.У. Да, это фраза Купи-Продай. Гениальный Борис Новиков так произнес эту фразу, что едва ли не каждый подхватил её. У него фактически-то и роли не было!.. Это были большие актеры.
"ЗАВТРА". "Вечный зов" — это история трех войн, революции, становления советской власти. Для русского человека, что является вечным зовом?
В.У. В фильме есть монолог о том, что человек рано или поздно начинает сознавать себя в жизни, в нем пробуждается этот вечный зов: зачем, для чего и ради чего живешь? Но если в то время было осознание — мы живем ради страны нашей, то сегодня для многих Америка кажется более близкой, чем родная страна. И я не виню таких людей. Так их воспитали сейчас телевидением, театрами, всякими шоу-бизнесами.
"ЗАВТРА". Валерий Иванович, сегодня о патриотизм бьются копья. Одни продолжают визжать: патриотизм — последнее прибежище негодяя, другие понимают — страна без воспитания патриотизма обречена. Что воспитывало вас?
В.У. Патриотизм рождается из ощущений своей собственной жизни, своей страны. Сталинские, ныне оплеванные годы, учили нас тому, что история страны должна вызвать гордость за страну. Я вот недавно наткнулся на листок, где мною были записаны слова Достоевского: "Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства. Без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь". Сегодня всё это потеряно. Как-то я ехал по улице, у нас съемка закончилась в шесть утра, выходят из ночного клуба молодые люди под наркотиками, страшные, одетые как-то дико, с какими-то безумные глазами. Приехал в Екатеринбург, и под памятными для меня с Володей Краснопольским двумя мощными тополями, где прошло наше детство, лежали шприцы от наркотиков. Это шаг в смерть. И трудно винить молодых людей. Их поставила в такую ситуацию жизнь.
"ЗАВТРА". Что формировало сознание молодого человека в ваши 50-е годы? На чем вы росли?
В.У. Мы росли на нашей великой литературе, истории, на встречах с педагогами. На наших глазах начиналась война. Мы учились в первом классе, и мы помним, как шли по улицам молодые ребята… Их отправляли на фронт. Мы мало что понимали тогда, но мы понимали: они идут драться за Родину. Все эти танковые корпуса с Урала мы видели… Потом мы видели госпиталя, раненых. Мы выступали перед ранеными, у нас была детская самодеятельность, и каждый из нас верил в победу и очень любил свою Родину. Из чего так получалось? Не понимаю. Из общей атмосферы в стране, из рассказов родителей.
"ЗАВТРА". Ваш отец был репрессирован?
В.У. Репрессирован не был, но его преследовали, потому мы и оказались на Урале. Он был агрономом по образованию, закончил университет, стал общественным деятелем. Он хотел, чтобы все люди жили хорошо, и понимал свою борьбу за светлое будущее, как за праздник. Я помню, как он пришел домой расстроенный. "Я встретил соседа, — говорил он маме. — Тот сказал: "Поздравьте меня, Иван Мелетеевич, я вступил в партию". И я его спросил: "А для чего?" — “Чтобы легче жить”". Отца это вышибло. Он сам был исключен из партии, и теперь он не мог ночь уснуть. Я, маленький, это запомнил. Он всю ночь вставал и рассуждал: как человек вступает в партию, чтобы легче жить? Отец был из обеспеченной семьи, но он принял идеалы революции, вступил в партию для того, чтобы бороться за счастье других людей.
"ЗАВТРА". Валерий Иванович, почему вы решили стать режиссером? Что это был за путь?
В.У. Очень важна была культура, которая помогает разобраться в жизни. В детстве с Володей Краснопольским, моим двоюродным братом, мы играли в "Тимура и его команду", в "Чапаева", фильмы — "Чапаев", "Петр I", "Суворов" как раз шли тогда. У нас был свой кукольный театр, мама Володи была балериной в Оперном театре, впоследствии балетмейстером, отец работал в театре оперетты. Нам всё это было интересно, нас учили музыке, иностранному языку, заставляли много читать, и мы вместе поступили во ВГИК.
"ЗАВТРА". Как получилось, что вместе стали снимать фильмы?
В.У. Произошла простая техническая вещь. Во-первых, пока мы учились в ВГИКе, мы вместе сняли два фильма: "На веселой волне" — фильм-концерт — и документальный "Тени на тротуарах". Они имели успех. А когда мы вышли на диплом, каждому дали деньги (тогда деньги давали на диплом) — на короткометражку. Мы решили наши деньги соединить и вместе снять уже полнометражный фильм. Так мы сняли "Самый медленный поезд" — фильм о войне по сценарию Юрия Нагибина.
"ЗАВТРА". И Иван Александрович Пырьев вас пригласил на Мосфильм?
В.У. Мы даже не писали заявление о поступлении. Просто принял нас и всё. И в Союз кинематографистов Пырьев нас принял, он в это время как раз организовывал Союз.
"ЗАВТРА". Для либерала имя Пырьева всё равно, что красная тряпка для быка. В каких грехах ни обвиняют только!
В.У. Кстати, в партию он вступил довольно поздно, он очень верил в светлое будущее людей, хотел, чтобы меньше было сволочизма в жизни. Не зря Сталин обратил на него внимание. После просмотра фильма "Анна" Сталин спросил: "Кто режиссер?" "Иван Пырьев". "Берегите этого режиссера". Фильм вошел в историю кино как "Партийный билет", так назвал его опять же Сталин. "Зачем "Анна"? — сказал он. — "Партийный билет". Пырьев снимал свои фильмы для народа. "Кубанские казаки" вышли в 1949 году, и Пырьев получил Сталинскую" премию. Это был один из самых голодных периодов послевоенного времени, я помню это. Голод, отчаяние, жутко тяжело. И вдруг выходит картина — "Никаноровна, Христофоровна", песни, и у людей появилась улыбка. Может быть, этот фильм спас кого-то от самоубийства. Люди начали верить, что не все потеряно. Именно в это время надо было снять такой фильм, а потом уже Пырьев настоял и пробил в своем объединении для Леши Салтыкова фильм о том же времени "Председатель", сам стал снимать прекрасные фильмы "Братья Карамазовы", "Идиот", "Белые ночи".
"ЗАВТРА". Какие фильмы вы сняли в студии Пырьева?
В.У. Был фильм "Неподсуден", где Стриженов блестяще сыграл роль лётчика Егорова. Недавно газеты писали, что, согласно опросу, многие лётчики пришли в авиацию после этого фильма. Был небольшой фильм "Стюардесса" с Аллой Демидовой в главной роли по сценарию Юрия Нагибина, очень хороший фильм "Времена года" по сценарию Юрия Нагибина и Беллы Ахмадулиной. На каждое время года здесь была рассказана лирическая история. Сняли мы под руководством Пырьева и его объединения фильм "Таежный десант" по роману Володи Орлова "Солёный арбуз". Тогда остро стоял вопрос о необходимости создания фильмов для молодежи. Пырьев услал нас на полгода в Саяны: "Пока не снимете, не возвращайтесь". Мы были обеспечены всем, прекрасные актеры снимались. Но мы совершили ошибку. Фильм начинается с того, что с Саянских гор, по раскисшей весенней дороге, едут ребята на трелёвочном тракторе и рассказывают, что у них ночью сгорела палатка. И мы во вступительных титрах показали этих ребят грязными, ободранными. Кто-то из политбюро посмотрел и сказал: "Нельзя было их вымыть? Нельзя было их одеть? Опять рвань, опять грязь!" и вышел из зала. Просмотр прекратили, фильм уже с успехом шел в прокате, но на него наложили печать. Такая была история.
"ЗАВТРА". Валерий Иванович, вы работали в соавторстве с известными писателями. Что это были за люди?
В.У. Это были достойные люди, неслучайные, понимающие, за что они берутся. С Вадимом Труниным, кто писал сценарий "Белорусского вокзала", мы делали фильм "Ермак", Константин Исаев нам написал сценарий к фильму "Неподсуден" по роману Льва Ющенко "Командир". Когда мы работали с Нагибиным, Ахмадулина была его женой и, конечно, принимала участие. Она мыслила поэтически, очень ярко, очень образно, она понимала, где искусство, а где пошлятина. Она была очень талантлива и никогда не теряла своего облика. Нагибин — большой был писатель, пожалуй, никто так не чувствовал строчку в то время, да и сейчас, как он. Глубокий был писатель. Он прошел войну, понимал природу человека, чувствовал человека. Он был блестящим рассказчиком, его можно было просто заслушаться. Причем это были не просто концертные номера с шутками — это были исследования нашей жизни.
"ЗАВТРА". Были ли вы знакомы с Василием Макаровичем Шукшиным?
В.У. Конечно, мы же в одно время с ним учились, только мы на первом, а он на четвертом курсе. Когда Шукшин во ВГИКовских работах выступал на сцене, смотреть на него было интересно. После института ему было нелегко поначалу, не было прописки, он ночевал на вокзалах. Сразу выделялся среди наших сокурсников и Николай Губенко. Очень талантливый человек. Жаль, что сейчас он ничего не снимает. Вот Губенко, Шукшин, — они выходили на сцену, еще слова не произнесли, а уже зал был с ними. Таких, конечно, единицы.
"ЗАВТРА". Валерий Иванович, встречались ли вы с Тарковским?
В.У. Мы с ним учились на разных курсах, он учился как раз с Шукшиным на одном курсе. Мы были знакомы, встречались на худсоветах, на "Мосфильме". Тарковский создал действительно великий фильм "Андрей Рублев". Прекрасный фильм. И тоже по-своему великий фильм "Иваново детство". Но вот когда он уехал за границу, что-то, на мой взгляд, он утерял.
"ЗАВТРА". Было время великих сценаристов, режиссеров, артистов. Куда теперь-то все великие делись? Почему советский кинематограф проиграл Голливуду? Было время еще, когда известные в советское время артисты повально жаловались на зарплаты, "звезды", а были без гроша в кармане.
В.У. По сравнению со "звездами" Голливуда они получали мало. По сравнению с зарплатой врача, учителя, инженера — они получали большие деньги. Они захотели еще больше — и получили ничего. Сегодня "Мосфильм" по-прежнему мощная студия. Слава богу, Шахназаров сохранил её. Но нарушен процесс производства фильма, неправильное финансирование. Разрушено понимание того, для чего кино нужно. Сегодня одна задача — развлекать. Умел ведь развлекать Гайдай, сегодня развлекать не умеют. Раньше студия решала: кому давать снимать фильм, сколько нужно денег и как нужно снимать. Сейчас появилось такое понятие как продюсер. Конечно, продюсер — важная роль в кино, но она не должна быть главной. Но он сегодня превращает режиссера в прораба.
"ЗАВТРА". Актуален вопрос о недостаточном финансировании картин. Опять же ссылаются на Голливуд. При этом фильмы, которые мощно финансировались государством, не стали событием художественной жизни. Почему?
В.У. Деньги решают, чтобы фильм был вообще, а чтобы фильм был талантливый, решают прежде всего сценарий и режиссер-постановщик. Раньше на режиссера учились единицы. На нашем курсе было десять человек, а поступали тысячи. Отобрали десять, может быть, не самых лучших, но их отобрали. С ними занимались, учили пониманию этого великого слова "режиссер-постановщик" и ответственности. А сейчас что? Деньги достал и снимай. Снимает, кто хочет.
"ЗАВТРА". Валерий Иванович, в 90-е годы Москва говорила о вашем спектакле во МХАТе "Её друзья". Почему вы обратились тогда к этой пьесе Виктора Розова?
В.У. "Её друзья" — первая пьеса Розова, и он её не считал удачной. Она была в свое время поставлена в Центральном детском театре, имела успех, но не такой, как ожидалось. И тут вдруг Татьяна Доронина пригласила меня в свой театр, предложила постановку. Скажу вам откровенно, поначалу пьеса мне показалась примитивной. Я даже сказал Дорониной: "Даже не знаю, что ставить". "Нет, я вас очень прошу, перечитайте еще раз. Сейчас у нас в стране так все повернулось, что надо начинать сначала". Я перечитал, и увидел бездну интереснейших вещей. В 90-е в Москве на лестницах при выходе из метро стояли пенсионеры и торговали колбасой, сигаретами, спичками. В 50-е годы они как раз закончили школу, и пьеса "Её друзья" — о таких. Я вспомнил свое окончание школы, тоже в 50-е годы. Вспомнил, какие мы были смешные, трогательные. Девушку под руку боялись взять! И спектакль так был построен, что невольно сравнивали 50-е годы и 90-е. Для спектакля я взял популярную в 50-е песню, артисты ее исполняли за роялем: "Летят перелетные птицы в осенней дали голубой, не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна". И в 90-е годы, когда все говорили в основном о береге турецком, когда унижали страну и многие уезжали из страны на Запад, вдруг, после этой песни в зале всегда раздавались дружные аплодисменты.
"ЗАВТРА". Татьяна Васильевна Доронина — личность уникальная. Вот эта великая красивейшая актриса не ушла с Ефремовым, осталась, как говорили, с "балластом" и возглавила театр. Что вы можете сказать о Дорониной?
В.У. Великая актриса. Нам удалось увидеть Доронину в "Идиоте", в "Старшей сестре" у Товстоногова. Как она играла! Натансон, к сожалению, не смог передать того, что было поставлено Товстоноговым. Возглавив театр, Татьяна Васильевна Доронина сделала свой выбор. Помогала своим артистам, пыталась хоть как-то обеспечить их, тех, кто уходил из жизни, достойной похоронить. Жизнь в 90-е годы была печальна. Доронину критикуют, но она продолжает верить в идеалы света. И это вызывает у иных то смех, то раздражение. Но Доронина не предает себя. Она очень сильная женщина. Не дай Бог, она уйдет из театра, и театра не будет.
"ЗАВТРА". Ваше мнение: есть ли шанс обрести подлинное русское искусство?
В.У. Думаю, многое проиграно уже. Пока я не вижу человека, подобного Ивану Александровичу Пырьеву, например, кто пришел и сделал бы так, как нужно России, а не Западу.
"ЗАВТРА". Валерий Иванович, что сегодня согревает вам душу?
В.У. Да как-то мало, что согревает. Какая-то горечь на душе. Глянец кругом и господство чуждой идеологии.
Беседовала Марина АЛЕКСИНСКАЯ