Каждому православному, а, следовательно, каждому русскому, ибо все истинные русские – православные христиане, известен следующий эпизод из Священного Писания. Когда Христос воскресил Лазаря и все праздновали в честь этого великого чуда, женщина помазала ноги Спасителя драгоценным миром, а затем отёрла их своими волосами. Вознегодовавшие апостолы, привыкшие трястись над каждым пожертвованным медяком, начали ругать её, мол, миро можно было бы продать за огромную сумму, а вырученные деньги – раздать нищим. Иоанн Богослов уточняет, что женщиной этой была Мария Магдалина, а наиболее негодовал Иуда Искариот, который заведовал общей казной и частенько воровал оттуда. В тот день Христос, защищая женщину от нападок своих учеников, произнёс сакраментальную фразу: «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».
Действительно, неужели можно быть настолько маловерными, чтобы пожалеть презренных денег для Самого Бога, сошедшего с Небес на столь краткий срок? Апостолы уже видели так много непостижимых чудес: Господь кормил толпу несколькими рыбами и хлебами, исцелял калек и, наконец, победил саму неумолимую смерть; боговдохновенный Евангелист специально подчеркивает, что именно на той вечерне воскрешенный Лазарь, свидетельство бесконечного божественного могущества, возлежал рядом с Христом.
Однако же – они продолжали пренебрегать своим Богом, служа всем, кому ни попадя – кроме Него.
Этот Евангельский эпизод прекрасно иллюстрирует особенности современной Западной Церкви, которая совершенно утратила любые черты религиозного института, выродившись в одну из общественных организаций. Действительно: достаточно сравнить приоритеты, постулируемые Западной и Восточной Церквями. В прекрасной книге протоиерея Серафима Слободского утверждается, что главной целью православного человека является спасение через уподобление Богу. Для православных христиан Бог – превыше всего, Он – главная и вечно ускользающая (по словам Григория Богослова) цель, к которой стремится праведник. Небесного Царства пытается достичь православный человек, возненавидев «мир». В этом смысле, к слову, можно провести весьма отчетливые параллели между Православием и Радикальным Постмодернизмом, являющимся одной из главных теоретических основ Четвертой Политической Теории. Как отмечает Лев Гумилёв в своей фундаментальной работе «Этногенез и биосфера Земли», «Христианином в І-ІІІ вв. становился не каждый, а только тот, который чувствовал себя «в мире» чужим, а в общине – своим». Фактически, эту же мысль, но по поводу Четвертой Политической Теории, выразил профессор Александр Дугин в лекции «Радикальный субъект и метафизика боли». Христианство первых веков – это и есть истинное Православие, сохранившееся до сих пор в Восточной Церкви. А потому православный – всегда пассионарий. Православный человек – всегда радикальный субъект – если, конечно он истинный православный, а не один из многочисленных лукавых конформистов, прикрывающих славным именем Церкви Христовой собственные пороки. Тот факт, что проф. Дугин, как известно, и сам является истинным православным христианином, еще раз подтверждает правомерность если не установления тождества, то подчеркивания близости Православия и Четвертой Политической Теории.
Что же насчет Западной Церкви? Неслучайно была упомянута книга современного автора – «Закон Божий» - чтобы показать состояние Восточной Церкви именно сегодня, а не на каком-либо этапе её славной истории. Потому, обратимся к трудам именно современных католиков, оставив действительно глубокие духовные трактаты в стиле опусов Бонавентуры или Савонаролы прошлым векам. Обратимся к текстам, создающимся сегодня для конструирования типичной позиции современных прихожан Западной Церкви.
Увы, начиная со Второго Ватиканского Собора, большинство из католических авторов сходятся в одном: главная цель Церкви – в социальном служении. Так, к примеру, Дениел Груди, автор одной из наиболее популярных сегодня на католическом Западе книги «Глобализация, Духовность и Справедливость» (вышла она относительно недавно – в 2007 году), ничтоже сумняшеся начинает с того, что разница между католиками до Второго Ватиканского Собора и после него заключается в том, что первые подавали нищим милостыню, а вторые стремятся силами Церкви установить социальную справедливость. Собственно, вся книга посвящена разностороннему освещению того, каким образом католик должен способствовать реализации современных Западных гуманистических идей а-ля «правовое государство», «гражданское общество» и т.д., и как ему в этом поможет глобализация. Книга Груди активно используется католиками в системе высшего образования, и это делает её вполне типичной и иллюстративной.
Сразу необходимо отметить две важнейших детали. Во-первых, согласно Евангелию от Иоанна, на суде у Понтия Пилата Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». Во-вторых, эти два Царства находятся в отношении строгой дизъюнкции, в отношении «или-или», что можно аналитически вывести и из Священного Писания, и прочитать прямые утверждения об этом у христианских мыслителей, не свернувших с пути Православия, истинной веры первых веков Христианства – от Августина Блаженного с его двумя градами, до о. Сергия Булгакова и далее – до сегодняшнего дня. Возлюбивший Христа должен возненавидеть мир – возлюбивший же мир не способен принять Господа, потому как невозможно «служить Богу и маммоне». Речь не идет о социальном эскапизме, что иллюстрируют нам примеры благочестивых святых, принимавших участие в управлении государством (лучшим примером может служить Амвросий Медиоланский, учитель как раз упомянутого Августина Блаженного, писавшего о двух градах). Великий подвиг иночества не является обязательным путём для каждого – достаточно вспомнить о. Павла Флоренского, которому не позволил духовник постричься в монахи. Так, не каждый должен полностью разорвать все связи с миром, однако, для православного человека непременно высшим приоритетом должен оставаться Бог.
Не понимающие этого могут обманываться, как обманывался апостол Христа – Иуда Искариот. И сегодня мы видим, что вечеря в Вифании продолжается, и снова возмущаются маловерные апостолы, а неутомимый Иуда в лице Западной Церкви пытается отобрать у Марии драгоценное миро и раздать его нищим, забыв о своём Господе и Учителе. Однако же, стоит вспомнить: Иуду погубила его собственная жадность, и он нашел свою смерть в петле среди ветвей трепещущей осины. Остальные же ученики Христа, бывшие после распятия Учителя в великом смятении и рассеянии, обрели единство и непоколебимую веру через Утешителя – Святого Духа.
Так, скоро и секулярным тенденциям в Западной Церкви должен прийти конец. Объединение Евразийского континента в один мощный геополитический блок разрушит границы между Западом и Востоком, словно Святой Дух, позволивший апостолам говорить на всех языках. Реализация Евразийской идеи неизбежно приведет к восстановлению единства Церкви Христовой. Тогда часть непримиримых врагов Христа – современные «Иуды» - найдут свою погибель (наверняка, в виде бегства в США). Большинство же, маловерное, смущенное и обольщенное материалистическими проповедями Иуды, но сущностно не испорченное – большинство католиков обретёт истинную веру, и Бог займет в сердцах западных европейцев то место, которое Он занимал во времена Блистательного Средневековья.