Авторский блог Вадим Кулинченко 18:40 22 июля 2015

Вдоль ледового ожерелья России

Сегодня у всех на слуху использование Северного морского пути как в транспортных целях, так и в связи с эксплуатацией Арктического морского шельфа. Как далеко продвинулись наши познания этого вопроса говорят этапы освоения этого региона.

Сегодня у всех на слуху использование Северного морского пути как в транспортных целях, так и в связи с эксплуатацией Арктического морского шельфа. Как далеко продвинулись наши познания этого вопроса говорят этапы освоения этого региона.

75 лет назад, а именно 5 августа 1940 года начался очередной этап освоения Северного морского пути. Подводная лодка «Щ-423» начала свой поход с запада на восток по трассе Севморпути и завершила его в одну навигацию.

К тому времени, когда «Щ-423» отправилась в поход через полярные моря, Северный морской путь (СМП) был уже в эксплуатации. Ежегодные сквозные рейсы сначала экспедиционных, а затем и транспортных судов к концу 1930—х годов стали обычным делом. Они наглядно продемонстрировали огромное народнохозяйственное значение нашей национальной арктической морской трассы. Важную роль СМП должен был сыграть, и сыграл, и в оборонном отношении.

Ратуя за строительство ледоколов С.О. Макаров ещё в конце 19 века подчёркивал: «Содержание большого ледокола на Ледовитом океане может иметь и стратегическое значение, дав возможность нам при нужде передвинуть флот на Тихий океан кратчайшим путём в военном отношении».

Нельзя не вспомнить и Д.И. Менделеева, указывающего на необходимость освоения Северного морского пути для целей обороны: «Помимо экономического значения военная оборона страны должна многим выиграть, когда можно будет без Суэцкого или Среднеамериканского канала около своих собственных берегов переводить суда или хотя бы их часть из Атлантического океана в Великий и обратно так как очевидно, что Россия и там, и тут должна держать большой сильный флот для защиты своих жизненных интересосв».

Перед переходом подводной лодки Северным морским путём уже прошли в 1936 году два эсминца «Сталин» и «Войков», но переход подводной лодки, а это особый тип корабля, осуществлялся впервые.

Рассматривался вопрос о подготовке опытового перехода подводных лодок с Европейского морского театра на Дальний Восток трансарктической трассой в навигацию 1938 года. С учётом плавания в полярных водах приоритет отдавался подводным лодкам типа «Щ», обладаших хорошей маневренностью. Тяжёлая навигация 1937 года, когда в Арктике зазимовало 25 судов, а пароход «Рабочий» погиб во льдах, заставила отказаиться от плана перехода подводной лодки в 1938 году. Отменили его также и в 1939 г. в связи с осложнившейся международной обстановкой. И только в 1940 г. подводная лодка впервые вышла на трассу Северного морского пути.

Руководство подготовкой к форсированию арктических морей подводной лодкой «Щ-423» в составе специальной для этой цели экспедиции особого назначения (ЭОН-10) возложили на военинженера 1 ранга И. М. Сендик. Это был опытный полярный гидрограф, участник многих полярных экспедиций.

В начале июня 1940 г. подводную лодку для ремонта и дооборудования подняли на слип в одном из судоремонтных предприятий Мурманска, и даже обнесли высоким забором: этого требовали интересы сохранения военной тайны. 9 июля «Щуку» спустили на воду. После дооборудования и пробного погружения она выходила 22-24 июля в Мотовский залив на ходовые испытания.

Планом перехода предусматривалось движение лодки во льдах в надводном положении. Однако в случае необходимости лодка могла преодолевать ледовые препятствия и под водой. Могла использовать «Щ-423» и своё основное оружие – торпеды: закрывавшие торпедные аппараты щиты легко снимались. Правда, стрельба из нижних носовых аппаратов исключалась, так как их закрывала противоледовая обшивка.

Командиром «Щ-423» на время перехода назначили капитана 3 ранга И. М. Зайдулина, опытного подводника, много плавовшего на Дальнем Востоке. На прежнего молодого командира лодки старшего лейтенанта А.М. Быстрова возложили функции дублёра командира. Ледового капитана-наставника решили не брать: И.М. Сендик и А.И. Дубравин хорошо знали Северный морской театр.

У пролива Маточкин шар (Новая Земля) лодку ожидал ледокол «Ленин» и входивший в состав «ЭОН-10» транспорт «А.Серов» ( на нём находилось топливо, аварийный и зимовочный запас, и на случай зимовки был оборудован специальный кубрик на 36 человек).

Особенно тяжёлая обстановка создалась в море Лаптевых, в районе островов «Комсомольская правда». Здесь к отряду присоединился ледокол «И.Сталин», а также ледорез «Ф.Литке» и несколько транспортных судов. Условия обитаемости на лодке по сравнению с обычным плаванием значительно ухудшились. Это объяснялось и низкими температурами, и повышенной влажностью, и большой скученностью в отсеках: помимо команды здесь находилось более 10 человек. Чтобы обогреть и осушить помещения, с ледореза подали закреплённый на тросе шланг и пустили по нему пар. Несмотря на трудности, миля за милей экспедиция пробивалась всё дальше и дальше на восток. Некоторые суда получили повреждения. В порту Тикси пароход «А. Серов» пришлось заменить на транспорт «Волга».

31 августа экспедиция снова двинулась на восток. В море отряд встретился с караваном судов. Моряки-полярники с удивлением смотрели на подводную лодку, которую то и дело скрывали снежные заряды. Все сходились в одном: подвиг её экипажа, пустившегося в столь опасное арктическое путешествие, достоин уважения.

В Восточно – Сибирском море на подходах к Медвежьим островам ледовая обстановка осложнилась, и на помощь отряду пришёл сначала ледокол «Красин», который провёл лодку и транспорт через льды самого крупного в восточном секторе Айонского массива, а затем «Л. Каганович» повёл отряд в тяжёлом многолетнем льду толщиной около 9-10 баллов. На некотрых участках ледокол буксировал лодку и транспорт по одиночке. Восточнее мыса Биллингса «Щ-423» и «Волга» вышли наконец на чистую воду.

Завершив переход Северным морским путём, подводная лодка 9 сентября 1940 года прибыла в бухту Проведения на Чукотке. С момента выхода из Полярного прошло 37 суток. Здесь «Щ-423» прошла «проверочную вывеску», погрузилась на перископную глубину и имела подводный ход на 1 милю в бухте Эмма. За шесть суток стоянки экипаж произвёл необходимый осмотр и ремонт механизмов.

На 74 сутки после выхода из Полярного утром 17 октября подводная лодка «Щ-423» отдала якорь в бухте Золотой Рог во Владивостоке. За кормой остались 7227 миль, из них свыше 680 - в арктических льдах.

В 1941 году на Дальний Восток предполагалось перевести Северным морским путём три подводные лодки типа «К», это «К -21, 22 и 23» и несколько типа «С» и «Щ». Планы спутала война, и эти лодки воевали в составе Северного флота.

В годы Великой Отечественной войны важное оборонное значение Севморпути получило новое потверждение его значимости. С Дальнего Востока следовали не только транспортные суда, но и боевые корабли на помощь Северному флоту.

Сегодня путь для атомных подволных лодок с Севера на Дальний Восток и обратно гораздо короче через полюс под водой, но для остального надводного транспорта беспорно роль Северного морского пути неоценима. И хотя таяние льдов в Арктике продолжается, освобождая путь в чистой волде, без ледокольного флота здесь не обойтись!

1.0x