27 мая студентка-отличница второго курса философского факультета МГУ Варвара Караулова сказала матери, что едет по учебным делам в alma mater, и вышла из дома. После этого она написала SMS-сообщение, в котором попросила вместо неё погулять с собакой, и домой больше не вернулась. Телефон её был отключен. Той же ночью родители обратились в полицию, и уже на следующий день стало известно, что Караулова находится на территории Турции, причем, судя по биллингу телефона, на границе с Сирией. Что же могло произойти с золотой медалисткой, знающей пять иностранных языков (английский, немецкий, французский, арабский и латынь), как она оказалась там, где оказалась?
Скоро выяснилось, что на ее имя был получен в МИДе паспорт, причем, как известно, теперь для этого непосредственное присутствие хозяина паспорта не требуется! Из дальнейшего расследования стало известно, что владельцем паспорта был куплен тур в Стамбул и билет в один конец. Пограничная служба предоставила информацию, что паспорт и билет прошли регистрацию на вылет в Шереметьево, турецкая сторона подтвердила прохождение Карауловой турецкой границы в аэропорту Ататюрка в Стамбуле, и там же, в Стамбуле, включился ее телефон. По всем признакам стало очевидно, что Варвара Караулова направляется в зону боевых действия в Сирии, причём в районы, контролируемые террористической организацией "Исламское государство".
Необходимо признать, что мы столкнулись с пропагандистской технологией исключительной силы. Лишь в сентябре Караулова начала изучать арабский язык, и у неё появились книжки, посвященные исламу. Родители отнеслись к этому спокойно — обучение на отделении культурологии философского факультета МГУ подразумевает изучения религии и религиоведения. Только после побега дочери родители узнали, что, уходя из дома в одежде современной молодой москвички, в МГУ она надевала хиджаб и превращалась в совершенно другого человека. Удивляет скорость этого превращения: всего через месяц после начала изучения арабского девушка надевает хиджаб, а спустя девять месяцев отправляется в "игиловскую" Сирию. Студентка филфака, отличница, далеко не дурнушка и не изгой, домашняя любимица из интеллигентной славянской семьи, где между ней и родителями существовали близкие доверительные отношения, вдруг начинает тайно готовить побег — причём не куда-то в романтические дали, а на одну из самых кровавых и жестоких войн современности, где самый изощрённый средневековый фанатизм ведёт наступление на светское веротерпимое общество. Для такого стремительного превращения нужны исключительно эффективные технологии обработки сознания.
При этом случай с Варварой Карауловой — возможно, самый вопиющий, но далеко не единственный. Ежемесячно десятки и сотни россиян отправляются в ИГИЛ, просто информация об этом не выплескивается на главные каналы страны. Большинство этих "волонтёров" — выходцы из исламских регионов, и, по понятным причинам, их родные не спешат бить в набат, опасаясь преследования как со стороны правоохранительных органов, за "пособничество потенциальным террористам", так и со стороны экстремистов, за попытку помешать делу "джихада", но и славян среди этих "волонтёров" становится всё больше.
Возникает вопрос, зачем ИГИЛ "русские" добровольцы?
Конечно, для демонстрации интернациональной поддержки идей ИГИЛ, когда арабский мир видит наглядно, как в ряды "игиловцев" тысячами вливаются добровольцы со всех уголков планеты. Но только ли для этого?
Всего несколько недель назад соцсети облетала информация о появлении в России тиража журнала движения ИГИЛ на русском языке. Даже беглого просмотра его хватило понять, что перед нами качественно сделанное информационно-пропагандистское издание, причём не просто переведённое с арабского на русский, а качественно адаптированное для России, с хорошо выстроенной логикой и знанием российских реалий. Что означает работу над ним как минимум хорошо образованных выходцев из России и пристальный интерес "игиловцев" к нашей стране.
Именно в России живёт самая большая исламская община в Европе, именно Россия в девяностых перенесла один из первых ударов исламского экстремистского подполья и до сих пор ведёт борьбу с его метастазами, именно Россия граничит с целой группой постсоветских исламских государств, которые ИГИЛ рассматривает в качестве своих потенциальных объектов вторжения в священной войне за создание всемирного халифата.
И воздействие на Россию, ослабление её, подготовка здесь "пятой колонны", которая будет готова поддержать экспорт экстремизма в российские исламские регионы, безусловно, стратегически важны для руководства ИГИЛ. Поэтому так много внимания уделяется столь далёкой от арабских пустынь Ближнего Востока северной стране. Идёт не просто вербовка "пушечного мяса" для ИГИЛ, а происходит "дистилляция" и отбор кадров будущих российских ячеек и штабов ИГИЛ. Вот именно для этого игиловцам и нужны отличники и отличницы, умные молодые мозги, которые после соответствующей идеологической промывки будут превращены в мощное оружие разрушения.
И для поиска их применяются самые современные методы. У современного молодого человека есть весь набор для практически неограниченного реал-тайм общения со всем современным миром. Смартфон последнего поколения, планшет, ноутбук. К его услугам аккаунты в бесчисленных открытых и закрытых соцсетях. Но при этом настоящей "болезнью" современной молодёжи называют социальное одиночество, замкнутость, отсутствие друзей. Всё заменяет Сеть. И "вербовщикам" нужны лишь правильные "крючки", разбросанные по закоулкам Сети, чтобы поймать нужную добычу, а дальше уже, как говорится, "дело психотехники". Кого-то ловят "на любовь", кого-то на тщеславии, кого-то на жажде новых острых ощущений. Список бесконечен. Результат одинаков — обработка, уход, побег, война…
К сожалению, в России почти не уделяется внимания борьбе с вроде бы "далёким" от нас ИГИЛом. Органам хватает забот с доморощенными экстремистами, и "эскейперов" в ИГИЛ почти не отслеживают, считая их уже чужой головной болью. Но это — крайне опасное заблуждение. Ждать, когда сотни таких "волонтёров" пройдут подготовку в структурах ИГИЛ и превратятся в опытных, хладнокровных и высокомотивированных врагов — передовой отряд для вторжения в Россию — то же самое, что благодушно наблюдать за разведением ядовитых змей на своём огороде! Необходима выстроенная система противодействия вербовке нашей молодёжи. Причём не только на уровне МВД и спецслужб, а, прежде всего, на уровне взаимодействия их с объединениями людей, пострадавших или впервые столкнувшихся с этим явлением. Ведь именно в семьях и можно выявить на ранних стадиях большую часть таких "обработок". И чем раньше такие попытки вербовки будут выявляться, тем больше шансов спасти ребёнка от сетей экстремистов.