Авторский блог Александра Драницына 14:47 25 августа 2015

Вариант решения вопроса о дефиците кадров в сервисных отраслях.

Выбирающий для себя чисто сервисные специальности на всю жизнь, должен прежде всего заявить, себе и другим, что ни на что большее он не способен? В современном мире заявить так... это просто не возможно.

Сервисными отрасли - это не только ЖКХ и сопутствующее производство, не только младший персонал в медицине и образовании, но и в значительной мере вся медицина и все воспитание-образование.

Но если с высококвалифицированными специальностями в медицине и образовании более менее понятно - повышай з\п, увеличивай набор в ВУЗы, разрешай бесплатное второе высшее по дефицитным специальностям пока выпускники последних лет переучиваются в вечерних школах, а новые выпускаются, плати стипендии, - и проблема будет, судя по историческому опыту, достаточно "скоро" решена, потому что это не только сервис, но и творчество. Эти занятия сами по себе интересны и легко могут быть престижными.

С остальным - сложнее.

Выбирающий для себя чисто сервисные специальности на всю жизнь, должен прежде всего заявить, себе и другим, что ни на что большее он не способен. А в современном мире заявить так... это просто не возможно. В лучшем случае туда пойдут временно. С соответствующим отношением временщика и к учебе и трудовым обязанностям. Пойдут странные или действительно малоспособные люди, что не лучше.

Какой здесь возможен выход?
Обязательное средне-специальное образование по технической, медицинской или образовательной специальностям с последующей обязательной службой на рядовых специальностях в ЖКХ, рабочими, медсестрами, помощниками воспитателей и т.д.? И, учитывая плачевное состояние нынешних выпускников, с повышенным, как на службу, так и на учебу, "призывным" возрастом. Чтобы захватить достаточное число тех, кто способен освоить специальности качественно. И, несомненно, привлечь уже имеющих специальное образование и опыт, в чье обучение общество уже вложило средства. Для взрослого, уже работающего и семейного человека, такая учеба и такая служба тоже возможна, даже без отрыва от основного места работы и семьи, от труда по призванию: законодательно сокращать рабочий день на основном месте работы и вводить совместительство. Естественно, с вышеупомянутыми зарплатами и стипендиями для компенсации выпадающих доходов. Ехать никуда не нужно - все упомянутые сервисы нужны и осуществляются в шаговой доступности. А где взять на это денег, если у вас еще возникают подобные вопросы, уже давно знает, например, Сергей Юрьевич Глазьев. Кроме того, опытные служащие, как солдаты, после службы остаются в резерве, и во времена демографических провалов и в чрезвычайных ситуациях могут быть привлечены опять.

Понравится ли это будущим экономистам, юристам, которых станут посылать крутить вентили и разносить таблетки? Понравится ли "успешным" в современной реальности деятелям? Их родителям? Да и нам самим, относительно молодым? Понятно, что не понравится. Но не все в жизни обязано нравиться. Еще меньше нам всем понравится скатиться в бытовом и социальном комфорте назад, к реальности прошлой.

Ради справедливости, нужно отметить и плюсы.
Прошедший такую службу будущий инженер наверняка приобретет дополнительный стимул конструировать автоматические системы жизнеобеспечения и роботов, врач и учитель поработают над новыми "ресурсосберегающими" технологиями в своей сфере. В замен обсуждаемых здесь скучных служб.
Финансирование обучения сотрудников - это и очень хороший способ накопления средств на тот же кап. ремонт - без квалифицированных кадров его все-равно ни за какие деньги не сделать.
Чем раньше из нашей жизни исчезнет узко-специализированный "обслуживающий персонал", тем скорее нас станут окружать только высококультурные и со всех точек зрения приятные, милые и образованнейшие люди.
В общем, и плюсы есть, и не только эти.

1.0x