Авторский блог Виктор Каспаров 12:50 4 ноября 2016

Валерий Волостных: "Самбо — достояние России"

история, современность, перспективы

История нашего государства связана с вооружёнными конфликтами намного теснее, нежели клинок с ножнами. Если за рубежом устроить социологический опрос на тему "С чем у вас ассоциируется Россия", то девять из десяти цивилизованных иностранцев ответят, что для них наше государство — держава с выдающимися боевыми традициями и колоссальной воинской славой. Иными словами, государство-победитель. Я абсолютно уверен в таком результате этого опроса. И не спешите со мной спорить, так как целевая аудитория будет состоять из, подчёркиваю, цивилизованных иностранцев.

Если говорить про население нашей страны, то данное мнение практически не подлежит обсуждению, несмотря на различных "прогрессивных" личностей, которые ставят под сомнение подвиги своих же предков.

Да и Бог с ними с убогими… Репутация победителя не возникает от пустых слов. Как я уже сказал, наше государство на протяжении всей своей истории неоднократно доказывало недоброжелателям, что с ним шутки плохи. Аргументы находились всегда. А что же было этими аргументами? Благодаря каким факторам достигались успехи в многочисленных конфликтах?

Словосочетание "русский воин" давно стало нарицательным. И дело не только в генетическом опыте и менталитете победителя. Наших воинов издревле готовили по уникальным методикам, их обучением занимались и по сей день занимаются выдающиеся специалисты.

Я не буду подробно останавливаться на всех аспектах подготовки. Сколько себя помню, меня всегда интересовала тема оружия, которое всегда под рукой. Наука, спасшая много жизней, как в тёмном переулке, так и на поле боя. Речь идёт о системе рукопашного боя, без которой невозможно представить полноценную подготовку настоящего русского воина. Сплав эффективности и надёжности, заимствованный силовыми структурами и специальными подразделениями практически столетие назад.

Я говорю про боевое самбо.

И сегодня, мы побеседуем с выдающимся человеком из мира боевых искусств. Мастер, подготовивший не одно поколение настоящих воинов, как сотрудников спецподразделений, так и выдающихся спорт­сменов. Ученик легендарного А.А. Харлампиева.

I вице-президент Федерации боевого самбо России (ФБСР);

— заслуженный тренер, главный тренер сборной команды России по боевому самбо;

— мастер спорта СССР по самбо;

— мастер спорта СССР по дзюдо;

— мастер спорта РСФСР по национальной борьбе;

— заслуженный мастер боевого самбо;

— кандидат педагогических наук;

— профессор кафедры физической культуры и спорта МЭИ;

— чемпион России по национальной борьбе (1983г.);

— судья международной категории, председатель судейской коллегии Всемирной Федерации боевого самбо.

И, в конце концов, мой тренер… Валерий Валентинович Волостных.

"ЗАВТРА". Валерий Валентинович, огромное спасибо за то, что нашли время, учитывая ваш плотный график. Хотел поговорить о вашем детище. О симбиозе всего самого эффективного из мира спортивных и прикладных боевых искусств. О национальном достоянии нашего народа. Речь идёт о боевом самбо. Что послужило предпосылками для создания этой системы? Какие задачи перед ней ставились? Поделитесь воспоминаниями…

Валерий ВОЛОСТНЫХ. На данный момент мы трактуем боевое самбо как лучшее достижение всей мировой культуры в области самозащиты, рукопашного боя и единоборств. Это по-настоящему уникальный вид боевых искусств, аналогов которому мы не наблюдаем уже очень много лет, ввиду аргументов, которые я изложу далее. Мы гордимся, что боевое самбо родилось на нашей родной земле, и этот факт возлагает на нас огромную ответственность как на преемников выдающихся людей, создавших столь уникальное отечественное боевое искусство.

Что касается хронологии, отправной точкой служат 1914-1915 годы. В дореволюционной России, уровень преступности, как вы знаете, зашкаливал. Ввиду этого у правоохранительных структур возникла острая необходимость в эффективном инструменте противодействия криминалу во всех его проявлениях. По мнению руководства органов безопасности, стражи порядка того времени, а именно городовые и околоточные надзиратели, должны были научиться обезвреживать преступника без нанесения тяжкого вреда его здоровью, осуществлять грамотное конвоирование и проводить эффективное задержание. Воплотить эти идеи в жизнь решил Иван Владимирович Лебедев, достаточно известный в то время высококлассный борец, атлет-гиревик и деятель цирка. Поразмыслив над задачами правоохранительных структур, он издал пособие для служебного пользования под названием "Самооборона и арест". Это сборник приёмов для городовых и околоточных надзирателей, которые, по мнению Ивана Владимировича, максимально удовлетворяли потребности силовых структур в разделе рукопашного боя. Данное пособие представляло собой некий конгломерат английского бокса, французской борьбы и японского джиу-джитсу. Приёмы были достаточно примитивными и догматичными, если смотреть на них с высоты сегодняшнего уровня единоборств, но на тот момент они считались востребованными. Почему мы считаем именно эту публикацию отправной точкой развития боевого самбо, хотя подобные публикации были и ранее? Дело в том, что в конце этого пособия были представлены 30 человек, прошедших данный курс, которые впоследствии стали инструкторами в силовых структурах и передавали эти знания более широкому кругу лиц. А это говорит о том, что "Самооборона и арест" и её автор И.В. Лебедев добились преемственности знаний. Конечно, это ещё нельзя назвать периодом образования боевого самбо как полноценной системы. Этот процесс начнётся немного позже. Но данная публикация заставила многих задуматься о необходимости создания полноценного отечественного боевого искусства.

"ЗАВТРА". Мы все прекрасно знаем, что за выдающимися делами, как правило, стоят выдающиеся люди… Виктор Афанасьевич Спиридонов, Василий Сергеевич Ощепков, Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Легендарные отцы-основатели системы самозащиты без оружия. Что побудило их реализовать свои замыслы во что-то практическое? Люди с очень непростой судьбой… Расскажите о них подробнее.

Валерий ВОЛОСТНЫХ. Люди действительно были выдающиеся. Во многом благодаря их предприимчивости наша страна получила в своё распоряжение то боевое самбо, которое уважают во всем мире. У каждого из них было своё видение системы, кого-то мы критикуем в технических моментах, но все они заслуживают доброй памяти и благодарности за свои свершения.

В.А. Спиридонов работал по линии НКВД. По большему счёту, был продолжателем дела И.В. Лебедева. На его счету несколько изданий для служебного пользования, в которых были приведены самые эффективные, на его взгляд, приемы. Техника была взята преимущественно из японской борьбы джиу-джитсу. Свою систему Спиридонов назвал "САМ", а впоследствии "САМОЗ" (самозащита). Конечно, она была далека от настоящего боевого самбо в современном понимании, но отдельные элементы заслуживали внимания, и впоследствии они были взяты на вооружение А.А. Харлампиевым, о котором я расскажу позднее.

У Виктора Афанасьевича было много учеников, и практически все отзывались о нём как о выдающемся мастере. Многие считают, что именно от Спиридонова берёт свое начало система Кадочникова. Сторонники этой боевой системы утверждают, что физическая подготовка и элемент соревновательности вовсе не обязательны для построения качественной прикладной базы. Некое отечественное айкидо.

С точки зрения критики, мы считаем что системы, в которых отсутствуют должное внимание к физической подготовке и элемент соревновательности, малоэффективны в боевой ситуации. Касаемо соревнований, я убеждён, что без них невозможно в полной мере оценить эффективность того или иного боевого искусства. Мало того, новоиспечённая система должна обязательно проверить свою состоятельность в поединках с представителями другой системы. Понятное дело, что на заре двадцатого столетия никому не могло прийти в голову провести поединки с минимальными ограничениями. Мы пришли к этому только в 1995 году, когда организовывали первый в России турнир по боям без правил. В начале двадцатого века проблем и без этого было предостаточно. Тем не менее мы с большим уважением относимся к личности В.А. Спиридонова, так как он является одним из немногих, кто стоял у истоков боевого самбо и внёс неоценимый вклад в его развитие.

Что касается Василия Сергеевича Ощепкова, это был безумно интересный человек с очень тяжёлой судьбой. Родился на Сахалине, вскоре остался без родителей. В 1905 году Сахалин был отдан японцам, и круглый сирота попал в Киото, где прошёл обучение в духовной семинарии у основателя православной церкви в Японии Николая Японского. Именно с его благословения Ощепков стал мастером единоборств, получил чёрный пояс по дзюдо из рук самого Дзигоро Кано (основатель дзюдо), пройдя обучение в Кодокане (в переводе с японского — "Дом изучения пути", руководящая организация в мире дзюдо). Стоит отметить, что Ощепков был первым русским, получившим чёрный пояс.

Впоследствии он занимался разведывательной деятельностью на территории Японии, так как наши специальные службы на тот момент очень нуждались в агентах, знающих эту страну, как свои пять пальцев. Очень многие моменты, связанные с его службой, до сих пор покрыты мраком и неизвестностью, но это неудивительно.

Если говорить о его деятельности на территории нашей страны, он активно развивал дзюдо, открывал различные секции. Но Василий Сергеевич уже тогда понимал минусы сугубо спортивного единоборства и пытался культивировать прикладные аспекты. Тогда ему и пришла идея адаптировать дзюдо под наш менталитет, и, в принципе, ему это практически удалось. Но превратить свою науку в полноценную систему Василий Сергеевич не смог или не успел. Всем прекрасно известно, что в тоталитарном государстве "невиновных людей нет", особенно если у человека за спиной шпионская деятельность. Порой очень трудно разобраться, где правда, а где не очень. Я не буду подробно останавливаться на причинах ареста Василия Сергеевича Ощепкова. По одной из версий, ему инкриминировали сговор со спецслужбами Японии и двойную агентурную работу, вследствие чего было произведено задержание, и, по официальным данным, Ощепков скончался в Бутырской тюрьме.

Можно сказать, что в системе Ощепкова уже проглядывали некоторые принципы современного боевого самбо, но всё же это было дзюдо с очень интересными прикладными техниками. Уникальность этого человека не подлежит обсуждению, так как он дал огромный толчок для возникновения нашего национального единоборства.

Если говорить об Анатолии Аркадьевиче Харлампиеве, мы считаем этого человека главным творцом боевого самбо. Поясню на примере. Почему Жуковский считается отцом русской авиации? Не потому, что он первым придумал самолет или был гениальным летчиком. Он основал фундаментальную теорию воздухоплавания. То же самое и в нашем случае. Именно с подачи Харлампиева появилось то боевое самбо, которое мы знаем сейчас. Он собрал воедино знания, полученные от своих учителей (в число которых входил В.С. Ощепков), сведения, которые он собирал, путешествуя по Советскому Союзу, и присоединил ко всему этому нашу русскую ментальность. Идеологию победителя.

"ЗАВТРА". Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Человек, о котором до сих пор ходят легенды. Настоящий патриарх боевых искусств… Ваш учитель… В чём заключалась его уникальность?

Валерий ВОЛОСТНЫХ. Людей, подобных Харлампиеву, я никогда не встречал и вряд ли уже встречу. Человек, посвятивший всю свою жизнь созданию боевой системы, которую можно смело отнести к национальному богатству нашей страны. Надо сказать, что Харлампиев был из династии выдающихся единоборцев. Его отец, Аркадий Георгиевич, был чемпионом России по боксу, а дед, Георгий Яковлевич, — гимнастом и кулачным бойцом.

Анатолий Аркадьевич в какой-то степени был учеником В.С. Ощепкова. Будучи в Москве, Василий Сергеевич организовал курсы, на которых обучал своей системе. В числе выпускников был Анатолий Аркадьевич. В дальнейшем Харлампиев посвятил очень много лет путешествиям по советским республикам с целью изучения национальных единоборств. Он изучал такие виды борьбы, как гюлеш (Азербайджан), чидаоба (Грузия), трынта (Молдавия), бухэ-барилдаан (Бурятия), хапсагай (Якутия) и др. Харлампиев брал на вооружение всё самое лучшее из этих боевых искусств и впоследствии адаптировал эти знания под свою систему. Именно в то время он понял, что максимально продуктивное боевое искусство может существовать только при отсутствии догматизма и наличии универсализма. Например, для азербайджанской борьбы гюлеш характерны захваты за ноги, а для грузинской борьбы чидаоба — работа ногами (подсечки, подножки, подхваты). Харлампиеву стало интересно, как будет выглядеть, к примеру, поединок между азербайджанцем и грузином. Когда азербайджанец пытался захватить ногу соперника, грузин делал приём "подхват" этой же ногой, и, наоборот, когда грузин намеревался провести подножку, азербайджанец захватывал эту ногу и осуществлял бросок. Вывод напрашивается сам собой: боевая система должна включать в себя техническое и тактическое разнообразие, то есть быть универсальной. Харлампиев считал, что технические действия должны быть максимально простыми и естественными. Также он говорил о том, что система самбо должна непрерывно развиваться и пополнять свой арсенал. В этом и заключается его отличие от предшественников. И мы по сей день считаем этот подход фундаментальным и, как и наш основатель, постоянно берём всё лучшее из различных единоборств.

Следует отметить, что Анатолий Аркадьевич не ограничивался борцовской техникой. Я лично видел его записи, в которых подробно описана механика ударов руками, ногами, коленями и локтями. И все эти сведения он использовал в прикладном аспекте нашего боевого искусства.

В итоге, Харлампиев собрал всё лучшее из того, чего удалось достичь его предшественникам (Спиридонову и Ощепкову), добавил свои знания и подходы, о которых я рассказывал выше, и наша держава получила в свой арсенал смертоносное боевое искусство, от одного названия которого многие вздрагивают.

Анатолий Аркадьевич, будучи выдающимся специалистом в области единоборств, также был феноменальным педагогом. У него было фантастическое умение сплачивать коллектив. Его ученики были большой крепкой семьей. Я помню, как он во время тренировок рассказывал нам о таких понятиях, как честность, любовь к Родине, страх и его преодоление, дух бойца…

Находились такие ученики, которым не нравились эти рассказы, так как они считали, что нельзя тратить время в ущерб тренировочному процессу. Но они не понимали, что это было мощнейшим инструментом психической подготовки. Харлампиев делал из своих учеников настоящих мужчин, для которых понятие любви к своей Родине не было пустым звуком.

Он всегда говорил, что невозможно быть трусом и не уметь постоять за себя, если в истории нашего государства были такие люди, как Илья Муромец, Александр Невский, Александр Суворов и многие другие.

Сейчас мы придерживаемся аналогичных принципов подготовки. Это касается сотрудников силовых структур, спортсменов и людей, которые занимаются, чтобы уметь постоять за себя в тёмном переулке. Методики подготовки, конечно, разные, но фундаментальные принципы боевого самбо, заложенные А.А. Харлампиевым, остаются неизменными.

"ЗАВТРА". Мы уже говорили, что изначально боевое самбо задумывалось как система для подготовки подразделений специального назначения. Сохранилась ли данная тенденция на сегодняшний день?

Валерий ВОЛОСТНЫХ. Прикладной раздел, естественно, претерпел ряд изменений, так как время не стоит на месте. Основную информацию я получил от А.А. Харлампиева. Наряду с этим я очень рад, что мне довелось познакомиться с Николаем Ивановичем Борисовым. Человек, имевший за плечами колоссальный опыт боевых действий и владевший методиками подготовки психики, от которого я почерпнул очень много полезных сведений. Его, к сожалению, уже нет с нами, но память о нём исключительно добрая.

Существует три основных направления прикладного боевого самбо. Это уничтожение противника, травмирование и нейтрализация без нанесения вреда здоровью. Естественно, мы не предоставляем эти знания любому желающему. Если это сотрудник подразделения специального назначения, то это один момент, если обыватель, который хочет научиться постоять за себя, то это другая история. Огромное значение имеет психическая подготовка, которая также осуществляется под конкретные задачи.

Неизменной остается тенденция самозащиты. Мы не зацикливаемся на конкретных приёмах, потому что, как говорил Борисов, это не главное. Приём может не сработать, удар не попасть в цель. Ученик должен понять принципы нашей системы и уже потом дополнять эти знания конкретными приёмами. Всё очень просто и естественно. Это уход с линии атаки, отсутствие тенденции к потере равновесия, комбинационная работа, воздействие на уязвимые точки и добивание. Если понять эти принципы, человеку не нужно вспоминать конкретный приём, подсознание сделает это за него. Можно провести аналогию: одно дело стрелять в цель из пистолета и совершенно другое, когда в твоем распоряжении "Катюша". Не лучше ли подстраховаться и стереть с лица земли целый квадрат?

При соблюдении всех условий и отработке полученных знаний на тренировке противник перестаёт быть противником и становится манекеном. Не верьте никому, кто скажет, что, прочитав книгу или посмотрев какой-то видеоролик, вы освоите тот или иной приём и будете успешно применять его на практике. Человек освоит техническое действие только в том случае, если будет регулярно отрабатывать его. Чудес не бывает.

Также мы используем методику тренировки навыков в условиях стресса. Когда ученик взволнован, его подсознание лучше "запоминает" то или иное действие, так как создаётся динамический стереотип. Это позволяет освоить приём намного быстрее.

Но всё же мы считаем, что ключевым в нашем деле является гармоничное развитие. Сотрудник специальных подразделений, изучающий прикладной раздел, должен знать, что такое полноценный спортивный спарринг и борьба с полным сопротивлением, а также уделять внимание физической подготовке, так как это немаловажный момент в плане воспитания бойцовского духа. И наоборот: спортсмену необходимы прикладные навыки, так как на улице может случиться всякое, преступник может быть вооружён, у него могут быть сообщники и.т.д.

Также продуктивная боевая система, по нашему мнению, должна постоянно проверять свою состоятельность в поединках с минимальными ограничениями, так как именно это позволяет многократно увеличить вероятность её эффективного применения.

Что касается других нюансов подготовки, в нашем Центре боевого самбо имени А.А. Харлампиева, который расположен, кстати говоря, в том же здании, в котором он преподавал, на территории Московского энергетического института, мы практикуем некоторые элементы из боевой йоги Дгарма Марга. Я познакомился с этой системой, благодаря своему другу Вадиму Вязьмину, являющемуся адептом боевой йоги и в то же время учеником Харлампиева. Мы взяли оттуда некоторые уникальные элементы, овладев которыми можно улучшить свои физические данные и правильно настроиться на поединок. Но это отдельный разговор.

Также в нашем центре представлены уникальные тренажёры и компьютерная диагностика психофизиологических показателей для специальной тренировки боевого самбиста, чего нет в других залах.

Мы обучаем всех желающих. Если человек приходит к нам с желанием научиться постоять за себя, улучшить физическую кондицию и прочее, мы с радостью поможем ему в этих начинаниях.

Испокон веков наша держава была кузницей выдающихся воинов. Мы стараемся поддерживать эту тенденцию. Основная задача боевого самбо — воспитание достойных преемников выдающихся воинов нашей доблестной Родины.

"ЗАВТРА". Валерий Валентинович, я был очень рад возможности пообщаться с настоящим мэтром своего дела. Вы и ваше искусство осуществляете одну из самых важных задач нашего государства: воспитание настоящих мужчин. Я считаю это фундаментальным подспорьем для формирования достойного общества достойной страны. Спасибо вам за это.

Валерий ВОЛОСТНЫХ. Для меня, как для любого тренера, лучшей благодарностью являются достижения учеников на самостоятельном пути к совершенству, направление которого удаётся указать мне как тренеру и педагогу. Спасибо. Увидимся на тренировке!

Беседовал Виктор Каспаров

1.0x