То была суровая и прекрасная эпоха, названная позже Interbellum — меж войнами. Все грезили полётами, а если точнее — высотой. Любой мальчишка говорил о небе. В гайдаровской повести «Судьба барабанщика» есть примечательная деталь: «Юрка был на два года старше меня, он носил значок ворошиловского стрелка, но был прохвост и выжига. Он бросил школу, а всем врал, что заочно готовится на курсы лётчиков». То есть даже шпана хотела летать — во всяком случае тот Юрка знал, о чём надо врать, чтобы на тебя смотрели с уважением.
В парках стояли парашютные вышки и по выходным дням синее небо расцвечивалось белыми чашечками парашютов. Говорили о стратосфере — с придыханием. Само это слово казалось чем-то сладостно-волшебным. К слову, на всё нужна мода, как ни грубо это звучит. В 1920-1930-х годах модной темой были аэропланы, и все лучшие девушки доставались именно лётчикам. Женщина тянется к сильному и к тому, кто актуален. В те годы не было ничего важнее полёта…
Итак, лента «Валерий Чкалов» (1941) режиссёра Михаила Калатозова, вышедшая через три года после гибели прославленного пилота. Байопик, как это нынче именуют. Разумеется, биография сильно приглажена и частично изменена — в угоду искусству. Метод соцреализма показывал не сугубую действительность, а идеал, то, к чему надо стремиться. Советского человека в его развитии! Лётчик Валерий Чкалов проходит путь от лихача до осознанного гражданина, понимающего, что рисковать надо лишь тогда, когда есть великая цель.
Разумеется, на истинную стезю его направляет сам товарищ Сталин в исполнении красавца Михаила Геловани. Детали биографии спаяны в интереснейший сценарий. Тому пример — знаменитый пролёт под мостом в Ленинграде. По фильму Чкалов приревновал, узнав, что его девушка Ольга согласилась встретиться с его командиром, и он решает поразить их обоих. В реале этот сомнительный, но эффектный подвиг был совершён без привязки к чувствам.
Образ — сглажен, что нормально. Настоящий Чкалов был совершенным хулиганом, за что имел взыскания. Это не отменяет его величия — именно такие парни выиграли войну. Фильм очень хорошо сделан — показаны вехи становления советской авиации и — советского общества. Любопытная деталь — примерно с 1925-го по середину 1930-х социум шёл семимильными шагами, от развивающейся страны до сверхдержавы, способной противостоять любому вторжению.
Актёр Владимир Белокуров до такой степени похож на своего героя, что иной раз фильм кажется… документальным. Впрочем, хроники тоже хватает — например, в сценах авиационного праздника в Тушино. Чем хороша эта киноработа? Нет скучной ровности, есть и то, что называется саспенс — тревожное ожидание. Нам показывают риск и страх смерти. И, тем не менее, этот страх не мешал движению — для Чкалова главное — это совершить намеченное.
Дивная и страшная эра! Строгая романтика! Солнечный свет и ночная мгла, усыпанная звёздами! «Золотая луна сияла над нашим садом. Прогремел на север далёкий поезд. Прогудел и скрылся в тучах полуночный лётчик. — А жизнь, товарищи… была совсем хорошая!», — писал всё тот же Аркадий Гайдар в своей «Голубой чашке». И эту жизнь надо было защитить — до последней капли крови.