Фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён"(1964), конечно, шедевр, созданный молодым гением – всё же Элем Климов в своей дипломной работе умудрился показать себя. Вместе с тем, весёлая история о пионерлагере – непроста, и это заметили уже в 1960-х. Да, все в курсе, что премьера состоялась 9 октября, а Никиту Сергеича с его волюнтаризмом сняли 12 октября 1964 года, и бутафорские похороны бабушки – это натурально «закапывание» Хрущёва.
Ещё момент – настоящие «вкусные» 1960-е – это не хрущёвская Оттепель, но ранний Брежнев, который эдак резко многое разрешил. Но это так, к слову. На сию тему написаны тонны букв. Я буду вообще о другом – о том, что начальник лагеря Дынин… исключительно хорош и, если смотреть глазами взрослого человека, его, Дынина становится жаль. Это зрелость, когда начинаешь 1) сочувствовать Ришелье, а не Д`Артаньяну и 2) понимать товарища Дынина.
Первое, о чём следует помнить – начальники и пионервожатые отвечали (и отвечают) за травмы и, не дай Бог, смeрть детей. Итак, наш Костя Иночкин решает потягаться с деревенскими пацанами и уплывает из «загончика». Великолепно! Мальчик подставляет и Дынина, и свою вожатую. Пропажа ребёнка – это ЧП, разбирать которое стали бы не только на парткоме, но и в милиции. Я знала такие случаи уже в 1980-х, когда дети сбегали из лагеря (бывало и к себе домой, ибо «хочу к маме!»)…
Воспоследовала чудовищная нервотрёпка для персонала, о которой даже мне – стороннему лицу – противно вспоминать. Над ними висела статья УК. Но вернёмся к Иночкину. Тот, сделав вид, что уехал, пробрался в лагерь и спрятался – к восторгу заскучавших деток, у которых появился смысл бытия, вроде поиска пиратского клада или игры в казаков-разбойников. (Да, здесь важный нюанс – Костю преспокойно отпускают, зная, что с советским ребёнком ничего не случится в дороге, но и тогда бывало всякое).
Дынин угнетает отдыхающих? Он требует дисциплину. Всё. Авторы высмеивают «график привеса», а это не смешно – большинство детей именно в пионерлагерях нормально питались и добирали вес до приемлемых величин. Государство тогда заботилось гораздо лучше родителей, вечно занятых на производстве или в НИИ. Таких принцесс, как моя мама, что была примерно, как Митрофанова - дочь начальника и худела в течение смены, так как привыкла к разносолам (и не хотела в столовой ничего есть, кроме компота), было мало. Позже мама шутила, что «портила всю линию привеса».
Дынин – понимающий мужик. Не злой и не мерзкий. Он не наказывает симулянтов, вызвавших у себя неопасную, но - выразительную сыпь при помощи крапивы и особо ничего не навязывает. Безусловно, маскарад с Кукурузой – царицей полей выглядит по-дурацки, но программы «родительского дня» не подразумевали свободы самовыражения. Мне очень запомнился монолог Дынина, который «тоже был пионером» и жил в палатках, как большинство детей 1930-х годов. Сам Евгений Евстигнеев 1926 года рождения, будем считать, что его персонаж того же возраста.
А теперь – корпуса и горячая еда, приготовленная поварами, а не на костре. Для того поколения одно это казалось сказкой, но её (сказку) не ценили даже юные вожатые, выращенные трепетными отцами-победителями. Ещё в 1950-х, когда, как раз, моя мама ездила в лагерь от Мосэнерго, каменные корпуса считались «люкс» - рядом с ними располагались дети работников чаеразвесочной фабрики – и вот они тусовались в палатках, при кострах. Энергетики - богаты, могли себе позволить шикарный лагерь, а вот чаеразвеска – нет.
А Митрофанов? Крикнул: «Айда, купаться!», а потом – что? У него своё кресло и – своя служба. Очень легко быть крутым и демократичным, если ты не отвечаешь за процесс и – результат. В финале мы видим Дынина, покидающего лагерь. Отстранили за формальное отношение к деточкам? Или за скучные мероприятия? И что? Начнётся купание по ночам и Вудсток для самых маленьких? А потом эти освобожденные страдали даже от лёгоньких правил эпохи Застоя, когда можно было жить параллельно системе.