Сообщество «Посольский приказ» 11:23 8 декабря 2021

В стране лотоса

о визите Путина в Индию

Начало зимы 2021/22 годов получается жарким. Не столько в погодно-климатическом, сколько в политическом смысле. 1 декабря в Женеве на Второй специальной сессии ВОЗ было решено начать работу над всемирным «пандемическим соглашением», 6-го состоялся визит Путина в Индию, 7-го прошёл видеосаммит российского президента с его американским коллегой Джо Байденом, который 9-10 декабря должен провести «Саммит за демократию» с участием более чем 100 стран мира, направленный против «авторитарных» КНР и РФ.

Всё это — не какие-то отдельные, изолированные друг от друга события, они являются звеньями одной цепи, единого процесса трансформации однополярного мира Pax Americana в мир многополярный — или, может быть, безполярный — процесса, который за эти дни на наших глазах проходит свою «точку невозврата». Собственно, «Саммит за демократию» и станет такой точкой, поскольку сам формат этого мероприятия исключает его эффективность даже с системной точки зрения.

Если США не удалось добиться единства даже среди ближайших своих союзников по «Группе семи» (G7), она же «Большая семерка», не говоря уже о таких структурах, как НАТО, G20 или «климатический саммит ООН», если Великобритания почти открыто претендует на «дуумвират» с Соединенными Штатами как ступеньку для своего возвращения к статусу «глобальной Британии», то чего можно ожидать от двухдневной видеоконференции? Максимум — создания дымовой завесы «международной поддержки» тех или иных действий Вашингтона.

Но это не определяет ни самих действий, ни их результата. Есть ли у американской стороны планы таких действий, не говоря уже о ресурсах для их реализации? Планы-то, конечно, есть и должны быть, а вот с ресурсами, судя по нынешней ситуации внутри США, не просто гигантские, но непрерывно растущие проблемы. И если даже такой рутинный вопрос, как повышение потолка федерального долга, оказывается невозможным решить в рамках предусмотренной и ранее безотказной политически-правовой процедуры, то дела у Дяди Сэма просто швах.

Да и одними деньгами не наешься: нужны реальные товары и услуги, которые Америка постоянно получала извне посредством «глобального рынка», созданного по лекалам финансового неоколониализма. Сейчас эта система подошла к своему пределу: долларов всё больше, а товаров и услуг — нет. И реальное введение новых санкций, которыми привычно грозит Вашингтон «плохим парням», этот дисбаланс только усилит и усугубит, подрывая доверие к американской валюте во всем мире.

Стоит заметить, что накануне видеосаммита (и, похоже, в обеспечение его) американская сторона совершила целый ряд символических действий: отклонила иск экс-акционеров ЮКОСа к России на сумму 50 млрд долл., сняла из бюджета 2022 года санкции против газопровода «Северный поток-2» и фигурантов «списка Навального». То есть в обмен на «ничего» получила «что-то». Теперь это «что-то», а вернее — двухчасовый диалог с Путиным, в Вашингтоне намерены обменять на еще более существенные политические дивиденды.

Участникам «Саммита за демократию» будет заявлено, что транслированный 46-м президентом США список возможных действий в ответ на российскую агрессию против Украины эту самую агрессию остановил, Байден — герой, демократия торжествует над авторитаризмом, присоединяйтесь к нашему сверхуспешному проекту. Такой вот политический пиар по-американски. Традиционный, отработанный и — когда США имели мощную силовую базу, экономическую и военную, — весьма эффективный.

Но сейчас-то всё иначе. Если говорить простыми словами, то ситуацию лучше всего иллюстрирует как раз военная сфера, где сотни миллиардов долларов, вложенных в различные проекты, будь то самолет F-35 пятого поколения, эсминец Zumwalt и другие «вундервафли» американского производства, по сути, тратятся в никуда. Да, они хорошо продаются (285 млрд долл., или 54% мирового рынка оружия по итогам 2020 года), но для реальных боевых действий против новых российских систем вооружения, по оценкам экспертов, практически непригодны.

По сути, то же самое сейчас происходит и в политике: Белый дом может успешно «продать» свой «Саммит за демократию», но реальной внешнеполитической мощи у США от этого не прибавится. С одним-единственным исключением, которое лишь подтверждает общее правило. И это исключение — как раз Индия. По сути, данная страна, ныне 3-я по величине ВВП экономика мира с населением почти в 1,4 млрд человек, — единственный весомый фактор, который может повлиять на баланс сил между коллективным Западом, возглавляемым США, с одной стороны, и российско-китайским блоком, с другой.

В Нью-Дели прекрасно понимают, что «однополярный мир по-американски», если не случится каких-то форс-мажорных обстоятельств, вскоре перестанет существовать, но пока это явно не в их интересах. Поскольку основные дивиденды от краха США в роли «глобального лидера» сейчас получит ушедший далеко вперед в своем развитии Китай, с которым у Индии давние системные противоречия: не столько из-за пограничных конфликтов и зон влияния (например, в Центральной и Юго-Восточной Азии), сколько из-за того, что две эти гигантские страны находятся в одной «экологической нише» и критически зависимы от глобального рынка сырья, прежде всего — энергоносителей. Из общемирового потребления нефти в сентябре 2021 года (96 млн баррелей в сутки (б/с)) на Китай приходилось 14,35 млн б/с, а на Индию — 4,41 млн б/с. При этом обе страны являются крупнейшими импортёрами «чёрного золота», их экономики достаточно быстро развиваются, так что конкуренция между ними, и так достаточно высокая, в ближайшей перспективе будет только обостряться. Что, наряду с многовековой связью индийских и британских «элит», способствует превращению «страны лотоса» в ситуативного союзника США и коллективного Запада. Движение Нью-Дели по этому вектору уже вполне очевидно. Участие Индии в такой структуре, как QUAD (США, Австралия, Япония), а также её взаимодействие с недавно созданным блоком AUKUS (США, Великобритания, Австралия) не соответствует ни интересам Москвы, ни интересам Пекина.

Но России, в отличие от Китая, есть что Индии предложить и не о чем с Индией спорить. Что и продемонстрировал его визит в Нью-Дели 6 декабря. Впрочем, президента РФ при этом сопровождали и министр иностранных дел Сергей Лавров, и министр обороны Сергей Шойгу, и ряд других ключевых фигур из руководства нашей страны. Что лишний раз подчеркивает высочайший приоритет прошедших там переговоров, официальная информация о которых явно представляет собой лишь «верхушку айсберга».

Сами по себе подписанные «на полях» визита контракты на производство индийской стороной «стрелкового оружия серии Калашников» и ЗРК С-400, поставку ей в 2022 году гарантированных объёмов минеральных удобрений и дополнительных двух миллионов тонн нефти, а также согласованное открытие генерального консульства Индии во Владивостоке как центра сотрудничества в освоении регионов Арктики и Дальнего Востока не выглядят каким-то эпохальным прорывом в отношениях между двумя странами. Но они явно сдерживают «прозападный» вектор индийской политики. А большего сейчас и не нужно. Да и Пекин тем самым получил дополнительный сигнал о реальных возможностях Москвы.

Подводя черту, можно сказать, что США делают ставку на количество (к двухдневному общению в рамках «Саммита за демократию» Байден пригласил представителей более чем ста стран мира), Россия же — на качество (Путин сосредоточился на одной-единственной стране, чья позиция сегодня по-настоящему способна повлиять на мировой баланс сил). Разница в подходах здесь совершенно очевидна и понятна («шашечки или ехать?»), но какой из них окажется в конечном итоге эффективнее, покажет дальнейшее развитие событий — не на словах, а на деле.

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x