Кажется, на всех уровнях приходит осознание того, что в стремительно меняющемся мире нашей стране жизненно необходима модернизация, необходимы прорывные технологии. "Новый век знаменует собой новую цену времени. Успех – от слова "успеть". Мы сохраняем время, когда быстро делаем правильный выбор, когда активно и динамично внедряем новейшие разработки и технологии. Не раздумывая и без лишних промедлений следует включать во все сферы деятельности очередное новшество, позволяющее успеть в потоке жизни...", – с этим утверждением трудно спорить, такова правда жизни – кто не идёт в ногу со временем, тот скорее исчезает.
Самая главная проблема российской науки, о чём всегда неустанно заявлял лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Иванович Алфёров, – это невостребованность по недопониманию ни экономикой, ни обществом новой продукции на её начальных этапах. «Дают – бери, бьют – беги», – советует нам пословица, только вот русский человек не подвластен стереотипам, он сам по себе: дают – не берёт, бьют – сопротивляется и даёт сдачи.
Сухая статистика гласит: 73 процента всех мировых изобретений имеют свои корни в России, а вот приживаются и внедряются в нашей стране, к сожалению, не более 1,5 процентов, а остальные успешно находят своё практическое применение и воплощение в жизнь "за бугром", в то время как первые предложения на новейшие разработки практически всегда получают не зарубежные фирмы, а именно наши производители и чиновники всех уровней.
Мне в связи с собственными разработками самому пришлось долгое время общаться с руководителями и высокими чиновниками в области стрелковых вооружений. Картина, к сожалению, не утешительна. Россия на мировой арене научно-технического прогресса выступает в качестве суррогатной матери или инкубатора мировых изобретений, инновационных идей и революционных технических решений.
Деловые и практичные сообщества живут по принципу: чтобы компании зарабатывать, нужно много и напряжённо работать, чтобы разбогатеть – нужна принципиально другая идея. Но шаблонность, консерватизм и инертность мышления не позволяют некоторым нашим конструкторским коллективам отойти от некогда заученных стандартов, чтобы принять иную точку зрения и иную идею.
Провести тюнинг и косметическую модернизацию зарекомендовавших себя и проверенных, но морально и физически устаревших разработок намного проще, и главное – нет никакого риска потерпеть фиаско при разработке очередного "проекта" для статистической отчётности перед вышестоящим руководством.
Руководители предприятий стрелкового оружия сторонятся новаторских разработок, опасаясь технических и репутационных рисков, стремясь заручиться поддержкой у своих творческих коллективов. В то же время коллектив, как показывает многолетняя практика, по своей природе не способен быстро перестроиться и принять нестандартное, оригинальное решение. Поэтому, когда необходимо принять стандартное, шаблонное решение и при этом снять с себя индивидуальную ответственность за неприятие творческой инициативы, прикрывшись мнением коллектива, созывают консилиум технического совета, где и принимаются заранее известные, запрограммированные решения, к сожалению, не в пользу разработчика.
В развитии существующих систем стрелковых вооружений мы уже давно достигли своего апогея, но неоправданно долго задержались на стандартных, шаблонных схемах и давно отработавших своё классических системах, которые уже не позволяют кардинально повысить тактико-технические характеристики (ТТХ) и иные характеристики стрелкового оружия.
Отчасти конструкторов можно понять, ведь, обжёгшись на молоке, дуют на воду, а здесь есть, на чём обжечься.
Чем проще техническая платформа базовой разработки изделия, тем выше активность мошенников, самоуверенных и красноречивых кустарей-самоучек, предлагающих свои новации, и тем больше риск у независимых экспертов, уставших от вала «дилетанщины» и не вполне внимательно рассматривающих очередное предложение, выплеснуть с грязной водой и ребёнка.
Вот некоторые цифры.
Базовая разработка АК-47 состоит всего из 97 деталей, а базовая разработка модели ВАЗ-2101, в народе называемой "копейка", состоит из 56000 деталей. Отсюда и ложное мнение обывателей, что им всё известно про АК-47, и если «вот здесь подточить, а здесь добавить», то получится самое лучшее в мире оружие.
Но, как показывает практика, в АК-47 и его модификациях за годы эксплуатации и модернизационного периода всё отработано, отшлифовано и доведено до совершенства настолько, что простому обывателю бессмысленно пытаться изменить модернизационный ресурс изделия. Тем не менее, звонки и технические предложения в КБ поступают с завидной регулярностью, и расстроенные конструктора-самоучки считают, что их доводы не слышат и не понимают.
Отсюда и у профессиональных конструкторов, что называется, глаз замыливается, и складывается мнение, что велосипед уже изобретён, нет смысла изобретать его заново; они бегло просматривают все поступающие разработки, примеряя их к двум базовым, существующим шаблонным схемам оружия, а рассмотреть принципиально иную схему, "шоры" на глазах не позволяют, не учили их этому, в голове не укладывается, да и на практике с подобным не сталкивались, а значит: "этого не может быть, потому что этого нет и быть не может"...
Принято считать, что если нет прототипа, то нет смысла развивать направление по новой теме.
К большому сожалению, у нас немногие прислушиваются к словам выдающегося авиационного конструктора Павла Осиповича Сухого, которые звучат сейчас как лозунг: «Сегодня мы должны делать то, о чём наши конкуренты будут думать завтра». Результаты деятельности его коллектива, который следовал именно этому принципу, мы сегодня видим на практике в выдающихся разработках, намного опередивших своё время.
Ныне всеобщая борьба с коррупцией привела в сфере стрелковых вооружений к развитию глубоко эшелонированной, узаконенной системы зашоренного чиновничье-бюрократического консерватизма, создавшей непреодолимую обезличенную преграду в виде замкнутого круга для творческих прогрессивных разработок, в котором нет крайнего, ответственного лица, где никто и ни за что не несёт ответственность. Тем самым вольно или невольно скрыто и хорошо завуалированно саботируется выступление В.В. Путина от 21.04.2019 г., где он призывает конструкторские коллективы и их руководителей к немедленной реформации и реорганизации работы путём исключения излишнего бюрократизма и "чиновничьего" замкнутого круга – именно того, что президент неустанно критикует.
Автомат Михаила Тимофеевича Калашникова – действительно прекрасное и выдающееся стрелковое оружие современности. Но конструкторам вот уже нескольких поколений не пристало сидеть около кормушки и греться в лучах славы базовой разработки гениального конструктора АК-47, не допуская даже мысли о возможности принципиально новых разработок наших конкурентов. Таким образом можно невольно стать заложниками и одновременно сообщниками конструкторско-технологического терроризма, играть на руку нашим зарубежным "партнёрам".
Любое открытие, рано или поздно исчерпав свои возможности, становится тормозом в руках пригревшихся консервативных чиновников, задействованных в процессе развития науки в данном направлении, о чём красноречиво говорят в народе: "Лучшее – враг хорошего", а с врагом, как известно, нужно бороться и ему противодействовать.
Действующие конструкторы прекрасно понимают, что признание проекта "чужой" разработки – удар по собственной репутации и самолюбию, открытая демонстрация профессионального бессилия и скудости собственной технической мысли.
Отсюда, рассматривая "чужую" разработку, оппоненты примеряют её к своим вышеуказанным "шаблонам" и, не найдя «изюминку» в техническом решении, которую не каждый автор-разработчик раскрывает, присваивают этому предложению "чёрную" метку и тиражируют это во все профильные учреждения, препятствуя внедрению. Посторонние игроки, задевающие высокомерное самолюбие, нарушающие размеренный и спокойный ритм внутрикорпоративной жизни компании, в коллектив не допускаются.
Ведь не зря говорят, что "если бы гениальная таблица умножения задевала чьи-то интересы, то и она до сих пор встречала бы яростное сопротивление оппонентов"...
Каким бы грозным и могучим ни было оружие ВКС, ВВС, ВМФ и т.п., окончательную точку в любом силовом противостоянии всегда ставило и ставить будет стрелковое оружие. К сожалению, факты таковы, что эффективность данного вида оружия в настоящее время в 2,5 – 3 раза превышает возможности оружия 60-70 летней давности, в то время как оружие вышеназванных родов войск повысило свою эффективность в десятки и сотни раз.
Застой и явное отставание КБ стрелковых вооружений очевидны, поэтому о конструкторском самолюбии, затирании и всяческом замалчивании новейших предлагаемых разработок рано или поздно придётся забыть и, пока по собственной инициативе, приступить к исполнению указов руководства страны.
Наши новейшие, революционные гиперзвуковые ракетные комплексы и иные технические решения превратили все известные разработки в области ПРО в практически бесполезные изделия. К примеру, одно из предлагаемых, но пока не понятых в консервативных чиновничьих кругах изделий – новейшая разработка системы "СКАТ", способная превратить все существующие виды индивидуального стрелкового оружия в подобие средневековых мушкетов или дульнозарядных шомпольных пищалей. Локомотивом этого перспективного направления и базовой платформой служит универсальный автоматический стрелковый комплекс, оружие 7-го поколения, которое не имеет ни отдачи, ни излучения в тепловом и световом спектрах, ни звука выстрела, ни прочих недостатков существующих видов стрелкового оружия. В международной классификации разработка отразится как "SSSR" – SKAT Stels System Russia, и откроет новый класс в категории стрелкового оружия сплошного поражения (ОСП).
Вышеназванный проект – не столько материальное изделие в виде автомата, пистолета, карабина и т.п. или очередная хитрая манипуляция с тюнингованием и призрачной модернизацией существующих морально и физически устаревших систем, сколько принципиально новое революционное направление и абсолютно свободная ниша на рынке стрелковых вооружений.
Для успешной, продуктивной и эффективной работы конструктора недостаточно знать формулы и выкладки профильных законов физики. Необходимо уметь самостоятельно анализировать и делать детальные выводы о причинно-следственных связях в том или ином рассматриваемом физическом процессе. Только в этом случае конструктор сможет в полной мере увидеть перспективу проекта любого изделия, а не застрять на уровне антабки и дульного тормоза-компенсатора, что уже не раз выдавалось за революционное новшество.
Если рассмотреть новшества в иных сферах, видим, что неприемлемым у нас, к примеру, оказался проект перспективного велосипеда с приводом, КПД которого в 2 раза выше, чем у всех ныне существующих образцов. Предложение было отклонено даже несмотря на то, что полностью готовый и протестированный образец базового эталонного велосипеда предлагался ведущему профильному предприятию безо всяких условий и совершенно бесплатно.
Причина неприятия готовой перспективной разработки, как выяснилось позже, оказалась банальной. "Отверточное" производство облагается существенно большими налогами, нежели производство с полным машиностроительным и технологическим циклом работы оборудования. Документально заявлен как раз полный технико-технологический цикл машиностроительного производства, а на практике осуществляется простейшая «отверточная» сборка из готовых комплектующих, поставляемых зарубежными партнёрами. Налоговая полиция проверить не может, так как предприятие находится на закрытой территории другого министерства.
В проектах имеется и целый ряд других оригинальных, научно обоснованных, отчасти изготовленных и испытанных на полигонах перспективных разработок и технических решений двойного назначения в таких областях как авиационная промышленность, судостроение, машиностроение, автомобилестроение, лёгкая промышленность и т.п.
К сожалению, на их продвижение в нашей стране жизни не хватит, да ещё не факт, что колоссальные хлопоты по продвижению этих проектов окажутся успешными.
Так, к сожалению, думают многие наши разработчики и конструкторы, на практике столкнувшиеся с бюрократическим чиновничьим аппаратом, где никто и ни за что не отвечает, но регулярно обосновывают и успешно составляют ежемесячные и ежеквартальные отчёты для вышестоящих структур.
Грустно осознавать, что конструкторов от бога – единицы, бездарных демагогов – вот уж действительно, пруд-пруди.
Так неужели наши разработки по-прежнему будут оказываться идущими к нам "забугорными" технологиями, а мы в очередной раз станем выкупать у наших зарубежных "партнёров" лицензии на право производства своих же изделий, запрыгивая на подножку последнего вагона уходящего поезда, чтобы не упустить "...очередное новшество, позволяющее успеть в потоке жизни"?
Александр Кузнецов
На фото: АС «Вал» / ВСС «Винторез», универсальный стрелковый комплекс