Авторский блог Проект Время-вперёд 14:26 19 октября 2020

В Оренбуржье открыто гигантское месторождение «белой глины»

в перспективе это позволит отказаться от украинского импорта примерно на 1000 лет
25

В названии этого ролика нет ошибки. В России, действительно, открыто крупнейшее в стране месторождение стратегического сырья – каолина, главным поставщиком которого до сих пор является Украина. Но если копнуть глубже, это событие может избавить нас от импортных поставок и другого очень важного материала. Об этом и не только – в сегодняшнем выпуске.

Это открытие!

Россия имеет богатые недра, но многие месторождения стратегического сырья после развала СССР стали для нас иностранными. Это относится и к каолину (или, как его ещё называют, «белой глине»), огромные запасы которого расположены на Украине и там же добываются. В России каолин тоже есть, но более низкого качества, поэтому ежегодно сотни тысяч тонн «белой глины» мы покупаем на Украине, и объём импорта растёт. На этот факт не смогло повлиять даже охлаждение отношений и санкции, так как украинские предприятия зависят от российского рынка, равно как и наоборот.

Каолин используют для производства пластмасс, резины, тканей, керамики и других изделий. Но наиболее ёмкая область его использования – в производстве бумаги, и для неё необходимо именно сырьё высокого качества, которого в России мало.

И вот в Оренбургской области завершаются геологические работы, которые уже подтверждают открытие самого крупного в России месторождения высококачественной «белой глины» с запасами в 400 млн тонн. Что в перспективе позволит отказаться от украинского импорта примерно на 1000 лет. Это уже большое событие, но на самом деле всё куда интереснее и касается поставок другого, не менее важного, сырья.

Продолжим после сводки новостей.

Время новостей

Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно стартовала с космодрома Байконур и вывела на орбиту космический корабль «Союз МС-17», который достиг МКС за рекордные 3 часа 3 минуты.

В Нижегородской области спущен на воду большой гидрографический катер проекта 19920.

На Оскольском электрометаллургическом комбинате запущен шаропрокатный стан.

На Волгоградском алюминиевом заводе запущено импортозамещающее производство алюминиевого пигмента мощностью 500 тонн в год. Технологией такого производства обладают всего несколько стран мира.

В Курской области открыты новые мощности по сушке, подработке и хранению зерна.

В Орловской области – маслоэкстракционный цех.

В Белгородской области – элеватор, а также вторая очередь комплекса по выращиванию грибов.

В Адыгее – завод по выпуску продукции из козьего молока.

В Дагестане – новое фрукто-овощехранилище.

В Татарстане – животноводческий комплекс.

В Волгоградской области – комплекс по переработке и шоковой заморозке овощей.

…Кстати, иногда нас упрекают в том, что мы рассказываем о редких примерах открытий новых производств, которые не оказывают никакого влияния на общую, якобы, очень печальную, картину российской действительности.

Кратко ответим, перед тем как вернуться к главной теме.

Общая картина

Наверное, вы заметили, что в этом году, пожалуй, ни одна наша сводка новостей не обходится без новых заложенных или спущенных на воду судов. Начиная от небольших катеров до гигантских газовозов и ледоколов. Как же это влияет на общую картину?

Недавно авторитетное аналитическое агентство Clarkson Research подсчитало, что Россия вырвалась на второе место в мире по объёму судостроения. На первом месте бессменный лидер – Южная Корея, а вот Китай со второго мы подвинули. Причём на тройку лидеров сегодня приходится подавляющий объём мирового судостроения. Все остальные верфи заморозили или сильно сократили производство на фоне пандемии.

Кроме этого, вы могли заметить, что, да вот хотя бы в сегодняшнем выпуске, преобладают новости продовольственного сектора. А мы рассказываем о них каждую неделю, правда, далеко не о всех. Так вот, на днях стало известно, что за 9 месяцев текущего года Россия смогла нарастить экспорт продовольствия на 14% по сравнению с прошлым годом и выручить на этом 20 млрд долларов. Обратите внимание, что и тут пандемия не стала для нас помехой, скорее, мы воспользовались моментом и заняли рынки, с которых ушли некоторые иностранные конкуренты.

Вот именно таким образом, казалось бы, мелкие и разрозненные новости из наших сводок меняют положение России в мире. Если вы хотите получать их в режиме реального времени, а не раз в неделю, то просто подпишитесь на наш канал в Телеграмм или присоединяйтесь к нашему сообществу Вконтакте.

Теперь вернёмся к главной теме.

Где брать бокситы?

Итак, в Оренбуржье открыто гигантское месторождение «белой глины», которое позволит отказаться от украинской продукции. Но это событие касается и другого важного товара – алюминия.

Да, Россию можно по праву назвать алюминиевой державой, ведь мы находимся на втором месте в мире после Китая по выпуску этого «крылатого металла». Но сырьём для алюминия является глинозём, который, в свою очередь, производится из бокситов. И вот с ними нам не очень повезло, потому что на территории России есть лишь относительно небольшие месторождения, и большую часть их сырья мы вынуждены закупать за границей. В основном в Африке, Австралии и Бразилии. Наш крупнейший производитель «Русал», например, получает бокситы на гигантском месторождении в Гвинее. Это довольно дорого, потому что нужно содержать это самое месторождение и транспортировать глинозём в Россию, но иного выхода нет.

Однако главная проблема даже не в стоимости, а в том, что на примере того же «Русала» мы видим, как легко российские компании могут попасть под санкции, и под какой угрозой в таком случае оказываются поставки сырья. Нет сомнений, что Россию уже давно бы отрезали от бокситов, но уж очень мир зависит от нашего алюминия.

Но это сегодня. А если завтра война?

«Если завтра в поход?»

Алюминий принято называть «крылатым металлом» из-за его высокого значения для авиации. Но на самом деле он необходим и для другой продукции оборонно-промышленного комплекса – бронетехники, кораблей и, конечно же, ракет. Причём не только боевых, но и космических.

В начале текущего года на Украине разразился скандал, когда выяснилось, что украинский «Южмаш» покупает у России алюминиевый прокат для производства американской ракеты-носителя Antares. На «Южмаше» развели руками и сказали, что выбора просто нет, но пообещали в будущем поработать над диверсификацией. Впрочем, ракета Antares ещё и на российских двигателях летает, и американцы тоже много лет обещают найти им замену, но пока безуспешно.

Всё это свидетельствует о стратегической важности алюминия, и России хорошо было бы не зависеть от доступа к иностранным месторождениям бокситов. Давайте вернёмся в Оренбургскую область к нашей «белой глине» и зададимся вопросом – можно ли её использовать как сырьё для алюминия вместо бокситов?

Вопрос не новый, и над ним бьются лучшие умы во многих странах. Но только в России вплотную подошли к ответу.

Это тоже открытие!

С 2012 года российские институты совместно с исследовательским центром «Русала» работают над технологией получения глинозёма из каолиновой глины. На данный момент технология готова и обладает серьёзными преимуществами перед традиционными методами. На 1 т глинозёма перерабатывается всего 3 т «белой глины», против 4,5 т руды в привычной технологии. При этом сжигается гораздо меньше топлива, а, следовательно, производство «чище» для окружающей среды. Попутно из глины добывается ряд востребованных продуктов, в том числе на основе оксида кремния и редкоземельных металлов. И главное – нет нужды везти бокситы или глинозём из других стран, сырья как мы показали выше, в достатке в самой России.

Теперь на территории Ачинского глиноземного комбината будет открыт опытно-промышленный участок по получению глинозема из каолиновых руд, а после полноценный завод мощностью 1 миллион тонн. Об этом стало известно ещё до открытия месторождения в Оренбургской области, но теперь не исключено, что подобное производство возникнет и прямо на месте добычи сырья.

Вот так шаг за шагом, благодаря труду геологов, инженеров, химиков и других специалистов, мы постепенно становимся всё более самодостаточным государством. Лишь бы никогда больше не сворачивать с этого пути.

Теперь о людях.

Время Человека

В Приморском крае водителю автобуса, следовавшего по маршруту Врангель — Находка. внезапно стало плохо. Пассажиры увидели, как он качнулся и стал заваливаться на бок. В этот момент переполненный людьми автобус приближался к повороту и мог вылететь в кювет. К счастью, сидевший рядом 29-летний Василий Бернюков быстро пересел на место водителя, взял управление на себя и остановил автобус. Как выяснилось вскоре, водитель скончался за рулём, и если бы не оперативная реакция Василия, подменившего его, то жертв могло бы стать намного больше.

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
19 октября 2020 в 14:36

Будем жить! Есть чем торговать.

19 октября 2020 в 15:13

А мне понравилось, что " Россия вырвалась на второе место в мире по объёму судостроения. На первом месте бессменный лидер – Южная Корея, а вот Китай со второго мы подвинули."

Интересно, а как считали? В штуках или в кубах?

19 октября 2020 в 15:38

"Интересно, а как считали? В штуках или в кубах?"

Владимир, сейчас всё считается в долларах.
Вот представьте, что если вертолетчики сумели стырить 4 млрд. за 30 лет и за это время построили только один вертолёт, а какие же фактически были спущены деньги?
Наверное получится что мы на первом месте по вертолетостроению, хотя выпустили всего один вертолёт.

19 октября 2020 в 15:45

Ищенко, я вас уважаю, но зачем задавать такие вопросы если можно просто забить в поисковик "Судостроение в мире"?

Британское агентство предоставило рейтинги отдельно за сентябрь и отдельно за третий квартал 2020 года. Россия вырвалась на вторую строчку рейтинга за третий квартал.

Первое место традиционно досталось Южной Корее, в третьем квартале на её долю пришлось 45% всего мирового судостроения. Если говорить об абсолютных показателях, это 1,42 млн CGT (CGT — это регистровая тонна, единица объёма, равная 100 кубическим футам, то есть 2,83 м³ и тоннаж всех судов пересчитывается в регистровые тонны, чтобы удобно было сравнивать их между собой, а в рейтинге учитывается именно тоннаж).

Следом за Южной Кореей традиционно всегда шёл Китай. Но в этот раз вторую строчку рейтинга заняла Россия. За минувшие три месяца объем российского тоннажа в судостроении составил 860 тысяч CGT. Это на 30 тыс. регистровых тонн больше, чем у Китая, который занял в этот раз третью строчку рейтинга.

Согласно рейтингу за сентябрь, мировой объём судостроения составил 480 тыс. CGT, или 20 судов. В прошлом месяце объём судостроения Южной Кореи составил 230 тыс. CGT, или шесть судов, а Китая — 240 тыс. CGT (13 судов).

В период с января по сентябрь текущего года общий мировой объём судостроения составил 9,75 млн CGT. В этом году строительство судов ниже, чем в прошлом, из-за пандемии коронавируса. Однако это явно не помешало России вырваться на второе место.

19 октября 2020 в 18:51

Агент Семьсот Семьдесят Первый, что хотели сказать?
Или вы меня обидеть хотели?
Ну, порадуйтесь, я рвал и метал и бегал от злости по потолку.
Порадовались? Мало же вам надо.

19 октября 2020 в 17:56

Кудинов
«»»»Британское агентство предоставило рейтинги отдельно за сентябрь и отдельно за третий квартал 2020 года.
Россия вырвалась на вторую строчку рейтинга за третий квартал.
Первое место традиционно досталось Южной Корее, в третьем квартале на её долю пришлось 45% всего мирового судостроения. Если говорить об абсолютных показателях, это 1,42 млн CGT
Следом за Южной Кореей традиционно всегда шёл Китай. Но в этот раз вторую строчку рейтинга заняла Россия. За минувшие три месяца объем российского тоннажа в судостроении составил 860 тысяч CGT. Это на 30 тыс. регистровых тонн больше, чем у Китая, который занял в этот раз третью строчку рейтинга.»»»»»

Видимо в агентстве Clarkson Research не умеют считать.

Если на долю Южной Кореи пришлось 45% всего мирового судостроения = 1,42 млн CGT
Тогда мировое судостроение составляет 100% и = 3,15 млн CGT
При этом Российский тоннаж составляет от мирового 27,25% = 860 тысяч CGT
Китайский тоннаж составляет от мирового 26,30% = 830 тысяч CGT
Остальные страны мира 100 – (45 + 27,25 + 26,3) = 1,45% или 40 тысяч CGT

19 октября 2020 в 18:47

Ростислав, переведите с арифметического на русский, что вы хотите сказать против этого Ресёрча. Вам не верится, что "остальные страны" "или около 40 тысяч чего-то такого"?
Вы судостроитель из остальных стран?
Подавайте в суд на Ресёрч. Посмеемся.

Почему ещё у нас столько судов начали строить?
А ввели квоту на вылов рыбы при условии, если рыболов заказывает суда в России.
Вот они и кинулись строить.
Сейчас по телеку показали встречу ВВП с зам. мина по рыбной ловле.
Там еще показали в Питере та-а-а-кой супер траулер! Красава. Говорят в мире таких нет. Ну-у-у это приврали, конечно, но всё равно - красава.

19 октября 2020 в 19:48

Ну-у-у это Вы с Ресёрчем приврали, конечно, но всё равно - красава.

19 октября 2020 в 21:32

Чего мы приврали? С Ресёрчем.
Бред какой-то. Кто-то тут бредит.

19 октября 2020 в 20:54

И глагола ему Нафанаил: от Назарета может ли что добро быти; Глагола ему Филипп: прииди и виждь. (Ин 1:46)

Как глубоко сидит в некоторых смердяковщина.

19 октября 2020 в 21:39

Перечитал статью, - нет там про Нафанаила и Филиппа и про смердяковщину ничего нету.
Потапов, вы слишком умный, так нельзя, голубчик, вас народ боятся станет. Вы бы хоть притворились, что вы такой же, как все.

19 октября 2020 в 22:05

Товарищ не понимает.

Вы, Владимир, читайте не статью, а комментарии ваших оппонентов.

19 октября 2020 в 22:26

Читать моих оппонентов? На ночь!?
Свят, свят, свят...

20 октября 2020 в 14:19

Владимир, вы своими постами просто изводите своих оппонентов, возразить по существу они не могут, вот и отделываются глубокомысленной туфтой про Нафанаила и смердяковщину.
Очень сильно желание срезать под корень ваши замечания, а возможности очень, очень и очень слабенькие, вот и выходит сплошное блеяние, постоянно здесь прописанных оппов.

20 октября 2020 в 15:09

Как? И вы, Баринов, не поняли,моего обвинения в смердяковщине тех кто считает, что в России ничего хорошего не бывает? Не ожидал-с, батенька.

20 октября 2020 в 05:16

Великое дело открывать. Совсем рядом Анна Серафимова сделала открытие на миллиарды рублей.Она открыла "залежи" Мантурова.

20 октября 2020 в 10:43

Хорошая новость для Казахстана! Ведь Оренбург - это первая столица казахской автономии. Топоним "Оренбург" является искажением казахского слова "Орынбор" ("Орын" - "место, местность", а "бор" - "мел", "известняк"). Видите, и геологи своим открытием там "белой глины" косвенно подтверждают правильность исконного казахского топонима. А Барнаул является искажением казахского топонима Баянауыл ("поселение Баян", "спокойное поселение"). Спасибо геологам, работающим на будущее Казахстана!

Ещё несколько лет назад маловероятным казалось возвращение Крыма, Нагорного Карабаха. Сейчас эти регионы поменяли статус или в активной стадии перемен. Также и Алтай, Оренбуржье в обозримой исторической переспективе вернутся к своим подлинным хозяевам. В более дальней перспективе возвращение Самарканда и Бухары в лоно таджикской цивилизации - одной из древнейших в мире.

20 октября 2020 в 12:12

Зачем так мелочиться - Оренбург, Барнаул, Самарканд, Бухара...
Мечтайте о воссоздании империи Чингиз-хана. Где будет столица? В Пекине, Москве, Нур-Султане?
Мечтать - не вредно.

20 октября 2020 в 13:01

А поэт Олжас Сулейменов в своей книге «АЗиЯ» выводил корни казахского этноса от шумеров.

Тоже тема хорошая на закуску.

У турок замах еще шире: те и китайцев относят к подвидам тюрского этноса.

Александра Македонского и Наполеона они считают также близкими к тюркам.

Что до таджиков, то к тюркам их едва ли можно, даже при большом старании отнести.

1.0x