Когда-то уездный город Варнавин был известен как крупный пограничный форпост с Казанским ханством, купеческий город и духовный центр Православной Руси, куда стекались тысячи паломников на поклонение мощам основателя города – Преподобного Варнавы. Житие этого святого – отдельная страница истории страны, и свидетельством тому – многочисленные исцеления у его мощей. Но нас больше интересует день сегодняшний. А сегодня Варнавинский район – самый бедный и дотационный в Нижегородской области. Город превратился в рабочий поселок, который вот-вот потеряет даже такой статус. Работы в районе нет, лес уже почти весь вырублен, а про развитие сельского хозяйства и промышленности речи быть не может – все, что можно, уже растащили. Молодежь – кто уехал, а кто спивается от безделья. Но всегда находятся энтузиасты, которые не согласны с таким положением вещей.
Туризм туризму рознь
В конце 90-х в Варнавинском районе поселился ветеран Афганистана, майор Сергей Легченков. Да так и прикипел к этой земле. Но больше всего его привлекла история о потерянных мощах Варнавы Ветлужского. После революции, когда по всей стране шло массовое изъятие церковных ценностей, мощи ветлужского святого таинственным образом исчезли вместе с драгоценной ракой. Но осталась легенда, что явятся они миру только тогда, когда народ будет их достоин. Имея немалый опыт работы с документами, Легченков больше десяти лет провел в архивах. Финалом изысканий стала вышедшая книга «Обретение мощей Преподобного Варнавы Ветлужского чудотворца», и теперь майор может точно указать место, где лежат мощи святого. Тут необходимо сделать лирическое отступление. Когда-то я писал о «туристической» мании сельских чиновников. Дескать, вся хозяйственная инфраструктура растащена, значит, будем зарабатывать на туризме. А показывать в Варнавино кроме природных красот нечего. Да и путных дорог, чтобы туда добрались потенциальные туристы, тоже нет. Зато есть на Нижегородчине пример Дивеева, когда с обретением мощей Серафима Саровского занюханный райцентр превратился в центр российского и международного православного туризма. И для этого туда всего лишь провели нормальную дорогу. По которой и пришли в Дивеево и паломники, и туристы, и огромные инвестиции. Вот с такой инициативой и вышел «афганец» к районному начальству: «Давайте найдем мощи Варнавы, и повалят к нам паломники на поклонение мощам некогда известного на Руси святого!» Начальство вроде бы поддержало Легченкова, но только в качестве почетного члена на всяких заседаниях. А на архивные изыскания и связанные с ними разъезды ушли городская квартира и машина «афганца». Про его мытарства по кабинетам и ведомствам я когда-то написал целый сериал под названием «Операция «Варнава». Не поленитесь найти его в Сети по этой кодовой фразе – нелегкая судьба подвижника того стоит. Скажу лишь, что многолетняя кропотливая работа краеведа у кабинетных деятелей поддержки так и не нашла. Но майор не сдался, и сегодня я расскажу о финале его изысканий. И приоткрою читателям «Завтра» удивительные и загадочные страницы истории.
Когда же година?
Начну я с того, что у чиновников варнавинской администрации ежегодные празднества в честь Варнавы Ветлужского – единственная статья отчётов. Более, кроме упадка, рапортовать не о чем. Хоть и превратился день памяти святого в банальную сельскую пьянку под шашлыки (их в этот день в Варнавине – рекордное количество), да и тут Легченков обнаружил подвох. Оказывается, совсем не тот день и не ту дату народ отмечает. Так, в одних источниках приход Варнавы в дикие земли черемисов датируется 1465 годом, а смерть святого – 1492 г. А в других, появление монастыря, который Варнава основал, датируется 1439 годом, а смерть подвижника – 1445. Увы, районных чиновников такое несоответствие не смущает. Они вообще определили приход Варнавы 1417 годом. Тем временем в прошлом году в Москве вышел сборник «Грани русского Средневековья», посвященный 90-летию выдающегося российского историка Юрия Алексеева. В сборнике его коллеги-последователи охватывают наследие мэтра. Так, А.А. Романова, ссылаясь на неизвестные доселе документы, излагает подробную хронологию Жития Варнавы. По этой версии святой пришел на Красную Горку (место, где сейчас находится р.п. Варнавино) в 1526 году и умер 11 июня 1554 года. Легченков выяснил, что предыдущие исследователи брали за основу позднюю редакцию Жития Варнавы Ветлужского XVIII века, не зная о существовании более ранней версии XVII века. Эти документы, кстати, хранятся в НБ МГУ. Житие неоднократно переписывалось, дополнялось и «подгонялось», что привело к ошибке на 109 лет. Изначальное, малоизвестное Житие Варнавы было написано перед его канонизацией летописцем Троицкого (Варнавинского) монастыря. Также в нем описаны значимые события того времени под названием Ветхая Книга. Ее увез в Москву игумен Желтоводского монастыря Пафнутий после освидетельствования мощей по указанию патриарха Иосафа в 1639 году. В Житие рассказывается, что узнав о том, что царь отправляется под Казань, преподобный «взем ладийцу малу и спустися вниз Ветлугою рекою до великой реки Волги… и внезаапу проидоша на преподобнаго луговая черемиса… и много покушахуся к преподобному отцу Варнаве и не могуша дойти, возбраняша бо им сила Божия. И во время то бысть // на них слепота…», встретил Ивана Грозного и «повеле Государь ему дать своего царского величества жалованную грамоту и повеле ему монастырь строити и народ призывати, и вселится тамо повеле».
Роковая ошибка 1912 года
- Кроме многочисленных совещаний и круглых столов власть так ничего и не сделала, - сокрушается Легченков. - Я своими глазами наблюдал угасание района, мне было горько и обидно, но, видимо, такие чувства были только у меня. А мне было интересно находить все новые и новые архивные документы, читать специфическую духовно-церковную литературу и изучать ее тонкости. До меня этой темой занимался сотрудник Варнавинского музея Евгений Авдеев. Вместе с ним мы нашли фундамент алтарной части старинной кладбищенской церкви. К сожалению, он покинул этот мир, и я остался один. Все больше углубляясь в тему, я пришел к удивительному выводу, что если бы Варнава был канонизирован после Раскола, мне бы пришлось прекратить работу. Дело в том, что найденные в архивах акты вскрытия мощей святых, канонизированных до раскола, указывали на то, что мощи были нетленными, что поневоле вызывало опасения у Советской власти. Никто из руководства не хотел брать на себя ответственность, боялись божьей кары. Поэтому акты вскрытия таких мощей сразу засекречивались. Первоначально компания по вскрытию мощей предполагала их полную ликвидацию, но факт нетленности вызвал замешательство и страх. В результате чего руководство ЦК отменило свое первоначальное решение, и мощи не были уничтожены. До раскола каноны и традиции по канонизации соблюдались строго и беспрекословно. Основным требованием было освидетельствование тела почившего после длительного пребывания в земле. В 1639 году, спустя 85 лет после кончины Варнавы, по личному указанию Патриарха всея Руси Иосафа игумен Макарьевского монастыря Пафнутий прибыл на Красную гору и произвел освидетельствование его могилы и останков. Если бы игумен хоть в чем-то усомнился, Варнава не был бы причислен к лику святых. После раскола к этой процедуре стали относиться небрежно, в результате чего большинство вскрытых большевиками мощей оказались весьма сомнительными, что послужило поводом для нападок советской власти на Церковь. Последующее вскрытие мощей Варнавы происходило в 1912 году, когда обрушался берег Ветлуги и мощи нужно было срочно переносить из стоящего на обрыве Никольского храма в Троицкий собор. Именно в этот момент произошла роковая историческая ошибка.
В распоряжении Легченкова есть акт от 21 мая 1912 года, в котором детально описывается вскрытие мощей специальной комиссией под руководством Епископа Костромского и Галичского Тихона. Тогда Варнавинская земля относилась к Костромской, а не Нижегородской губернии. Процитируем часть этого акта: «На глубине пяти четвертей аршина внутри надгробия были обнаружены совершенно истлевшие останки гроба и почти полный человеческий костный состав. Костный состав лежал головою на запад и лицом вверх, под черепом в изголовье оказался плоский, небольших размеров камень, положенный, очевидно, в гроб под голову. Никаких других погребений в сем месте не обнаружено, и только недалеко от ног Преподобного найдены останки разрушенного черепа и в непосредственной близости к нему, в направлении на восток, одна какая-то больших размеров кость. По положению как останков черепа, так и означенной кости, почти прикасавшейся к черепу, видно, что эти кости попали сюда случайно, при перестройке храма в 50-х годах прошлого столетия. Глубокая и древняя вера народная в то, что Преподобный Варнава был погребен именно в сем месте под надгробьем, а также само положение обнаруженного костного состава и отсутствие других погребений в надгробии не оставили в присутствующих никакого сомнения в том, что сей костный состав есть честные останки Преподобного Варнавы». У Епископа Тихона возникли сомнения, о чем он написал в докладной записке Святейшему Синоду: «Принимая во внимание с одной стороны, что точных сведений о месте погребения Преподобного не было, а оно указывалось лишь по преданию и даже неизвестно было и то, будет ли обретено что-либо на этом месте». Синод пытается разобраться в канонизации 1639 года, но сделать ничего не может – документы утрачены во время пожара в монастыре. Тогда епископ Тихон решает все оставить как есть – «останки сие должны быть оставлены под спудом, пока в каких-нибудь чрезвычайных знамениях не изъявится Божественая воля на то, чтобы таковые были открыты для всенародного чествования».
- Меня сразу смутил этот акт, - продолжает Легченков. - Бедное захоронение, нет ни креста, ни иконы, ни других предметов, указывающих на сан погребенного лица. Под головой – камень, посторонний предмет, относящийся к язычеству, которое Варнава искоренял. Отсутствие волос также подозрительно – в 1671 году были обретены мощи Макария Унженского и Желтоводского, и был найден весь телесный состав с седыми волосами. Другие останки человека на такой глубине просто не могли оказаться сами по себе, и это должно было вызвать подозрение и принятие решения о более масштабных раскопках.
Тем временем в конце ноября 1913 года варнавинцы пишут в Святейший Синод прошение о прославлении мощей Варнавы: «глубокое чувство скорби испытываем мы, православные люди Варнавинского края, от того, что мы лишены высокого духовного утешения лобызать честные и святые останки Преподобного и поклоняться им. Наше религиозное чувство как бы принижено тем, что нашей великой местной святыне отведено неподобающее место под полом». Синод еще полгода рассматривает все поступившие документы, а потом указом №4602 от 12 марта 1914 года разрешено изъять из земли останки праведника и положить их в раку. Серебряная рака и кипарисовый гроб для этого были заказаны у московского фабриканта Сергея Мешкова. В ней они и хранятся вплоть до 1922 года. Но никаких свидетельств о чудесах и исцелениях за этот период нет.
В 1922 году по всем инстанциям проходят документы под грифом «Совершено секретно» по поводу изъятия мощей Варнавы. Черновой документ лично рассматривал И.В. Сталин, а потом передал его особоуполномоченному СКН Троцкому, отвечающему за изъятие церковных ценностей. В результате в Кострому летит распоряжение Красикова, что «серебряная гробница подлежит изъятию», а «вскрытие должно быть обязательно рассчитано на последующее удаление так называемых мощей». Увы, несмотря на указание сверху, местный уполномоченный по изъятию церковных ценностей Зеленухин и члены Варнавинской уездной комиссии не выполняют это распоряжение, и мощи остаются в Троицком соборе. В сентябре 1931 года мощи переносятся в кладбищенскую церковь, таинственно исчезают и по сей день не найдены. А по Варнавину и окрестностям ходят слухи о Божьей каре активистам, посмевшим тронуть останки Святого.
О раке стоит рассказать особо. Стоила она 6 тысяч золотых рублей – бешенные по тем временам деньги. Вес ее 16 пудов (256 кг) чистого серебра. Внутри нее – кипарисовый гроб, покрытый массивным золоченым серебряным надгробием. Вместе с останками, найденными в 1912 году, она стояла в левом пределе Троицкого собора до изъятия в 1922 году. Легченков принялся за ее поиски. Увы, в Госхран она не поступала. В Центральном архиве ФСБ Легченкову ответили, что кроме телеграммы Губотдела ГПУ из Костромы от 24 апреля 1922 года об ее обнаружении, никаких документов у них нет.
- В Православной Энциклопедии есть фотография 1908 года с ракой Варнавы в Никольской церкви. Стало очевидно, что на ранее опубликованном фото считавшейся драгоценной серебряной раки из Троицкого собора, изображена не та самая утраченная рака Варнавы. Работая в костромских архивах, я нашел ее негатив и фото под номером КМЗ КОК 7997. В результате мы не знаем, как выглядела рака Мешкова, которая по своей значимости считалась третьей в Российской Империи после драгоценных рак Александра Невского и Александра Свирского, которые были по 40 пудов каждая. Есть описание перенесения мощей Варнавы в 1914 году: «когда окончилось переложение св. мощей, гроб с честными останками Преподобного Варнавы был запечатан Архиерейской печатью, и на него было положено массивное вызолоченное, чеканной работы, надгробие с изображением на верхней доске Преподобного Варнавы и вычеканенными по бокам словами из тропаря Преподобному». Но при вскрытии мощей в 1922 году об этом надгробии ничего не говорится. Очевидно, вскрыли другую раку, которая была первоначально установлена над могилой Варнавы в Никольской церкви. Она была деревянной, сверху обита медными посеребренными пластинами, а по гробу образ Варнавы был написан красками. У меня есть документы, указывающие, что подмену раки и мощей в 1922 году сделали сами священнослужители варнавинских храмов, чтобы святыня не досталась безбожной власти.
Святые мощи и сбой электроники
В ноябре 2010 года в Варнавино проводятся георадарные исследования на Красной горе. Ими руководил заместитель директора Центра экспертизы зданий и сооружений «Промбезопасность» Сергей Копосов. Легченков показывал интересующие его места.
- Я привел их на место, где когда-то стояла Никольская церковь. Развернули оборудование и начали сканировать. Сначала все шло по плану. Сканер безотказно работал, но вдруг неожиданно «заглох», и вся команда специалистов засуетилась. Стали разбираться, проверять соединения проводов… Генератор работал, ток давал, со сканером все было в порядке. Выключили все оборудование, включили вновь, но это не дало никаких результатов. Повторили еще раз – то же самое. Тогда я предложил отойти в сторону на 2-3 метра, сканер заработал! Далее стали подходить к «заколдованному» месту с другой стороны, сканер вырубается. Отошли на пару метров – вновь работает. Руководитель сказал, что, сколько ему не приходилось исследовать монастырей и церквей, такого никогда не было. Я думаю, что в 1912 году произошла роковая ошибка: разрыли не могилу Варнавы. Подлинное захоронение находится где-то рядом. Ошибка произошла из-за пожаров в монастыре и последующих перестроек. Раскопки нужно производить на месте Никольской церкви, иначе объяснить отказ работы сканера на этом месте я не могу. В конце 2014 года мне удалось найти людей, готовых проспонсировать раскопки.
Весной 2015 года на имя главы Варнавинского района пришло коллективное письмо варнавинцев, в котором они просят «выдать письменные полномочия краеведу-исследователю Легченкову С.М. на организацию для проведения археологических изысканий по поиску мощей Преподобного Варнавы Ветлужского чудотворца». Ответа варнавинцы так и не получили. Но за это время произошли другие «чудеса» из области чиновничьего маразма. Об этом мракобесии я расскажу в следующей статье.
двойной клик - редактировать галерею